logo search
Админ

1) По содержанию регулирования:

- общие - регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;

- особенные - регулируют общественные отношения,складывающиеся в конкретных сферах управления

(экономической, административно-политической, социально-культурной).

2) По предмету регулирования:

- материальные - регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус

участников, правовой режим функционирования ИВ);

- процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3) По соподчиненности:

- нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);

- подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов:

- обязывающие - предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);

-уполномочивающие - предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках

требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе

варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;

- запрещающие - содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;

- поощрительные - обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:

- административно-правовой статус (АПС) граждан;

- различных звеньев аппарата государственного управления;

- АПС государственных служащих;

- деятельность государственных предприятий, учреждений;

- отдельные аспекты деятельности коммерческих юридических лиц.

6) По пределу действия АПН:

1. Во времени:

- срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);

- бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).

2. В пространстве:

- общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);

- нормы субъекта Федерации;

- местные (локальные);

- межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);

- специальные (определенный регион).

3. По кругу лиц:

- правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;

-для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Структура АПН включает гипотезу, диспозицию, санкцию, но часто гипотеза (условия действия АПН) не выражена или выражена косвенно.

Виды гипотез:

- по степени определенности: абсолютно-определенные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий);

- по способу изложения: казуистичные, абстрактные;

- по предназначению: общие, специальные;

- по внутренней структуре: простые (одно условие),

сложные (кумулятивные - одновременно несколько

условий, альтернативные - одно из нескольких условий).

Диспозиция - права, дозволения, предписания, обязанности, запреты. Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:

- в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);

- бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).

Санкция - последствия нарушения нормы:

- пресекательные;

- восстановительные;

- карательные.

Реализация АПН

Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление АПН и их реализация.

Реализация АПН - проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Исполнение АПН - универсальный способ реализации АПН, заключающийся в точном следовании всех субъектов

управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в АПН. В рамках

исполнения выделяют более узкий вид - соблюдение (реакция адресатов нормы на запреты).

Применение АПН - присущий полномочным органам (должностным лицам) способ реализации АПН, который заключается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конфетного административного дела.

Использование АПН проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав.

Источники административного права (АП)

Источники АП - юридические акты различных государственных органов, содержащие АПН. К числу источников

АП относятся:

- международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля);

-нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и ОИВ субъектов, закрепляющие права и свободы граждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации;

- законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ ≪О Правительстве РФ≫, ФЗ ≪Об основах государственной службы≫ и т. д.); - нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ ≪О структуре федеральных органов исполнительной власти≫), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.);

- нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;

- в межотраслевом и отраслевом масштабе - нормативные акты иных ФОИВ (министерств, федеральных комиссий и др.) и ОИВ субъектов Федерации;- нормативные акты органов местного самоуправления - в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Ограниченным по сфере действия источником АП являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.