logo
Админ

60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).

   Форма государственного управления внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия.

   Общие черты форм государственного управления:

   1) являются способом внешнего выражения деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;

   2) зависят от содержания деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;

   3) оказывают влияние на содержание деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;

   4) обусловлены реализацией задач и функций субъектов государственного управления в рамках их компетенций;

   5) требуют юридической регламентации в большинстве случаев;

   6) выбор форм управленческой деятельности обусловлен спецификой стоящей цели, предопределяет наиболее эффективный вариант деятельности;

   7) влекут за собой определенные последствия.

   В зависимости от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые (влекут определенные юридические последствия) и неправовые (влекут наступление последствий неюридического характера).

   По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности.

   По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной (внутриаппаратной) работы по организации самого субъекта управления, по поддержанию его в работоспособном состоянии).

   По способу выражения выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности.

61. Правовые акты управления (административно-правовые акты): понятие, признаки и юридическое значение. Отличие правовых актов управления от правовых актов других государственных органов и актов общественных объединений и организаций.

Традиционно институт административно-правовых актов является центральной темой (системы) административного права. Как известно, решения или действия органов исполнительной власти или должностных лиц оформляются или принимаются в виде административно-правовых актов.

Тема «правовые акты управления» или «административные правовые акты» позволяет говорить и о таком аспекте административно-правового регулирования, который называется административным нормотворчеством. То есть получается, что административные правовые акты (указы президента, постановления правительства, приказы федеральных министров и аналогичные административно-правовые акты) это и есть результат административного нормотворчества.

«Порядок организации и проведении служебных проверок в федеральном архивном агентстве»: утверждён приказом федерального архивного агентства от 14 сентября 2009 года. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции 15 октября 2009 года, регистрационный номер (150305, кажется).

Несмотря на возможность осуществление административного нормотворчества, законодатель устанавливает процедуру по осуществлению судебного нормоконтроля. То есть правовое качество административных актов на практике обеспечивается установлением процедур подготовки, принятия, государственной регистрации, опубликования, вступления в силу этих административно-правовых актов.

Несмотря на отсутствие федерального кодифицированного закона, всё равно институт административно-правовых актов достаточно развит.

Понятие административно-правовых актов законодательно не установлено, оно есть только в доктрине научной.

Административно-правовые акты имеют следующие традиционные характеристики:

  1. Административный правовой акт представляет собой, прежде всего, управленческое решение, которое было принято по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных управленческих задач и управленческих функций. Нормативно ни управленческое решение, ни управленческий процесс не получили закрепления как термины.

  2. Административный правовой акт должен приниматься всегда только уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, должностными лицами…) и в пределах предоставленной законом компетенции.

  3. Административные акты принимаются в одностороннем порядке, то есть специальный орган, должностное лицо, основываясь на всяких законах в своих традиционных полномочиях не обязан, не вынужден, да и не должен испрашивать разрешение на издание этого административного акта.

  4. Административные правовые акты – это юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта права (должностного лица либо органа исполнительной власти).

  5. Административно-правовые акты могут иметь нормативный характер, то есть устанавливать нормы права (это так называемое абстрактное правовое регулирование), а также могут разрешать индивидуальное административное дело или индивидуальный административный спор (конкретное, индивидуальное административно-правовое регулирование).

  6. Административно-правовые акты устанавливают (определяют) границы должного поведения соответствующих субъектов (субъектов права, разумеется) в сфере государственного управления.

  7. Законность административно-правовых актов, «правомерность» – это по-западному – административно-правовых решений.

  8. Правовой акт управления или административно-правовой акт представляет собой также юридически значимый документ, который используется в правоприменительной деятельности, который может быть доказательством в любом виде юридического процесса (гражданского, уголовного, арбитражного, административного процесса…).

  9. Административно-правовой акт имеет соответствующую форму и порядок принятия (утверждения). Принимаются главным образом в письменной форме.

62. Виды правовых актов управления. Форма, содержание и функции правовых актов управления. Издание правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Последствия несоблюдения этих требований.

   Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

   Основные черты правового акта управления:

   1) является разновидностью юридического акта;

   2) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

   3) носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

   4) исходит от компетентного субъекта государственного управления;

   5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

   6) определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

   7) применяется в определенном процессуальном порядке;

   8) издается, как правило, в форме документа;

   9) имеет определенную структуру;

   10) обеспечивается системой правовых средств;

   11) несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

   По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

   По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными; по территории действия – действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

   По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции – общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

   По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

   В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

   По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.    Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

   Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

  Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

   Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

   1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

   2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

   3) акт должен быть своевременно доведен до адресатов;

   4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);

   5) своевременно сдаваться на хранение.

   При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.

   Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

   Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

   Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

   Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).

   Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

   • не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;

   • не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;

   • в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

   Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

   Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

   Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

   Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

   Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.