3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:
1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;
4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Соответственно выделяются следующие цели государственного управления: социально-экономические цели, т. е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений; политические цели, т. е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека; обеспечительные цели, т. е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния; организационно-правовые цели, т. е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований. С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления. 1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов. 2. Обеспечение общественного порядка и безопасности. 3. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций. 4. Создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения. 5. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы). Эта задача особенно важна потому, что именно государственные служащие практически выполняют функции государственного управления, имея для этого необходимые полномочия. Поэтому следует различать суверенное государственное управление и частно-правовое (фискальное) управление. Суверенное управление — это управление "принуждающее" (правоохранительное, атакующее, "нападающее", ограничивающее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного принуждения , предупредительного, пресекательного, взыскательного и восстановительного характера. Фискальное управление — это управленческая деятельность, осуществляемая в форме частного (гражданского) права. Фискальная деятельность государства имеет место в тех случаях, когда само государство не выступает в роли суверенного участника правоотношений. Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Главной функцией управленческого права является нормативное регулирование государственно-управленческих отношений. Управленческое право выполняет традиционные для правовой системы функции: обеспечительную (выполнение задач и функций государства и его органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданин интегративную (объединение всех элементов политической системы, государственного аппарата, всего общества для достижения социально значимых целей и удовлетворения публичных интересов); егулятивную (регулирование общественных отношений с использованием имеющихся правовых возможностей, методов организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т. д.). коммуникативную (обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих в системе государственных органов охранительную (функцию принуждения) (применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственного управления). организационную (создание структурированной системы органов государственного управления, находящихся во взаимодействии друг с другом и имеющих соответствующие правовое положение, полномочия и компетенцию); правосоздающую (правотворческую) (разработка и принятие правовых актов, регламентирующих как организационные, так функцию контроля (обеспечение государственного контроля и надзора в сфере управленческой деятельности государства).
4. Система понятий организации государственного управления (государственная должность, государственный орган, должность государственной службы, государственная служба, государственное учреждение, предприятие, организация, компетенция, полномочия, должностные обязанности, управленческая деятельность, служебная деятельность).
Государственная Должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными: кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации")
Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий.
Государственная служба в России — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - государственная организация, созданная для управления какой-либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Г. у. характеризуется наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими; внутренней структурой и субординацией; сметой расходов, включаемой в соответствующий бюджет, дисциплиной и правилами внутреннего распорядка; наличием прав юридического лица; вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену.
Государственное предприятие (ГП) — предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если Г.п. является бюджетным, то оно финансируется из средств государственного бюджета.
Гос. организация — организация, созданная для осуществления государством своих функций (Военные организации, Научные организации, Правоохранительные организации, Образовательные организации, Организации в сфере здравоохранения)
Компетенция (юридический термин) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов
Полномочие (право) — право, официально предоставленное кому-либо на совершение чего-либо
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ — определенная трудовая функция соответствующего должностного лица, которую он обязан исполнять в течение рабочего времени в соответствии с заключенным трудовым договором или избранием (назначением) на должность.
Управленческая деятельность Управленческая деятельность — это форма реализации органами государственной власти и местного самоуправления целей и функций государственного управления; это особый вид труда людей, который требует соответствующей профессиональной подготовки, с тем чтобы обеспечить качественное выполнение служащими своих полномочий, подготовку и принятие правильных и законных управленческих решений.
Управленческая деятельность — деятельность руководителя по определению цели и задачи управления, обработке информации, выработке и принятию решения, исполнителями которого будут отдельные сотрудники или коллектив в целом.
Служебная деятельность — это работа государственных и муниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного (или муниципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов или органов местного самоуправления.
- 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и
- 2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
- 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
- 5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
- 6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
- 8. Понятие, особенности и предмет административного права.
- 9. Новые подходы к пониманию сущности и структуры современного административного права (дискуссия о реформе административного права и его системе).
- 10. Система административного права.
- 11. Методы административного права.
- 12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
- 13. Принципы административного права.
- 14. Функции административного права.
- 15. Административное право как наука.
- 16. Источники административного права.
- 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
- 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
- 1) По содержанию регулирования:
- 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
- 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в
- 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
- 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
- 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
- 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
- 32. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники.
- 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
- 34. Система (виды) государственной службы.
- 35. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Государственная гражданская служба Воронежской области.
- 36. Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
- 37. Правоохранительная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
- 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
- 41. Общие условия государственной службы.
- Запреты, связанные с государственной гражданской службой
- 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
- 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
- 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
- 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, система, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
- 49. Оплата труда гражданских служащих.Статья 50 фз №79
- 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.Статья 55 фз № 79
- 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий. Статьи 56, 57, 58 фз № 79
- 52. Формирование кадрового состава гражданской службы. Статьи 60 – 64 фз № 79
- 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.Статьи 69 и 70 фз № 79
- 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
- 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
- 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в Российской Федерации.
- 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
- 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
- 65. Виды правовых актов управления.
- 66. Правовые акты Президента Российской Федерации. Порядок их опубликования и вступления в силу.
- 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
- 69. Правовые акты управления, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- 70. Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
- 71. Понятие административно-правового договора и его публично-правовая природа. Виды административных договоров. Основные направления развития института административного договора.
- 72. Методы осуществления управленческих действий (государственного управления): понятие, особенности и виды.
- 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, основания и порядок применения, система и виды.
- 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и порядок применения.
- 75. Административно-восстановительные меры как вид административного принуждения.
- 76. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.
- 78. Административная ответственность юридических лиц: содержание, значение, особенности применения.
- 79. Дисциплинарная ответственность: понятие, цели и функции. Специфические признаки дисциплинарной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
- 80. Материальная ответственность в административном праве: понятие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
- 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
- 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
- 83. Объект административного правонарушения.
- 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения
- 85. Субъект административного правонарушения.
- 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
- 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
- 88. Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц.
- 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
- 92. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу как мера административной ответственности.
- 93. Административный арест как мера административной ответственности.
- 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
- 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
- 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса. Понятие и система.
- 117. Административно-процессуальное право. Предмет метод и задачи. Источники административно-правового права.
- 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
- 119.Административная юрисдикция. Понятие содержание система органов.
- 120. Дисциплинарное производство. Понятие правовые основы принципы субъекты и стадии.
- 121. Поощрительное производство.
- 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
- 124. Рассмотрение дел об административный правонарушениях уполномоченными органами.
- 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
- Глава 24. Дела об административных правонарушениях
- 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних.
- 127 . Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие, задачи, принципы.
- 128. Участники производства по делам об административных правонарушениях и их процессуальное правовое положение.
- 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- 133. Протокол об административном правонарушении.
- 134. Административное расследование.
- 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
- 136. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 137. Исполнение постановления по делам об административном правонарушении.
- 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановление о наложении административного штрафа.
- 139. Производство по Исполнению постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения
- 140. Порядок исполнения постановления о лишении специального права и постановление о дисквалификации.
- 141. Производство исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан
- 142.Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
- 143. Законность в системе организации и осуществления исполнительной власти.
- 144. Государственный контроль.
- 145. Понятие и виды контроля в сфере функционирования исполнительной власти.
- 146. Судебный контроль в сфере организации и функционирования публичного управления.
- 147. Судебный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти.
- 148. Административная юстиция в рф.
- 149. Сущность задачи предмет и пределы прокурорского надзора.
- 150.Административный надзор.
- 151. Административно-правовые режимы.
- 152. Административные процедуры.
- 153. Противодействие коррупции в рф.
- 154. Обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
- 155. Управление экономическим развитием.
- 157. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственная санитарно-эпидемиологическая служба.
- 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
- 159. Государственный пожарный надзор.
- 161. Организационно- правовые формы управления внутренними делами.
- 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
- 164. Внутренние войска.
- 165. Организационно правовые формы управления иностранными делами
- 166. Государственная граница рф и ее охрана.
- 167. Организационно-правовые формы управления в области безопасности.
- 168. Организационно-правовые формы управления обороной.
- 169. Организационно-правовые формы управления юстицией.