38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
Принципы государственной службы – это базовые основополагающие идеи, положенные в основу создания системы государственной службы, для установления правового статуса государственных служащих.
Принципы государственной службы демонстрируют самые главные черты национальной модели государственной службы.
Принципы государственной службы всегда устанавливаются в законах (или в нормативно-правовых актах; то есть это нормативно установленная норма, правило). В России это ФЗ «О системе государственной службе РФ» и все остальные законы о соответствующих видах государственной службы.
Закон «О системе государственной службы РФ» устанавливает основные принципы государственной службы, то есть одинаковые и обязательные для всех видов государственной службы. А законы о соответствующих видах государственной службы могут определять и другие принципы государственной службы. Называться могут они по-другому: например, статья 4 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» называется «Принципы гражданской службы».
Принципы делят на: конституционные принципы и организационно-функциональные принципы.
I. К конституционным принципам относятся:
Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, над должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и при обеспечении их прав.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты.
Принцип разделения государственной власти на законодательную исполнительную и судебную.
Принцип федерализма, то есть государственная служба представляет собой единую систему в зависимости от конституционного разграничения пределов ведения и полномочий государственная служба может быть федеральной и может быть субъектов РФ.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
II. Организационно-функциональные принципы государственной службы:
Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации (принцип подотчётности и подконтрольности в системе государственных органов). Закон запрещает государственным служащим исполнять данное ему неправомерное поручения.
Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.
Принцип гласности в осуществлении государственной службы.
Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Принцип стабильности государственной службы. Он должен быть гарантией для служащего от незаконного увольнения с государственной службы.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
39. Система управления государственной службой.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 16. Управление государственной службой Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе. Статья 17. Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации. Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития 1. Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 2. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации. Статья 18.1. Военная служба в Российской Федерации иностранных граждан В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения настоящего Федерального закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации
40. Государственный служащий: понятие, правовое положение, виды. Персональные данные и реестры государственных служащих. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Классные чины гражданской службы.
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Признаки госслужащего:
1.гражданин РФ;
2.замещает государственную должность в государственном органе (служба в гос. предприятиях не является государственной);
3.замещает в таком органе должность государственной службы;
4.выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
5.получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Существует несколько классификаций государственных служащих. Ключевым является деление в зависимости от характера полномочий.
1. Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.
а) Представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например,, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
б) Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.
2. Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты, государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу - младшие государственные должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д.
Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.
3. Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.
Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
- 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и
- 2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
- 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
- 5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
- 6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
- 8. Понятие, особенности и предмет административного права.
- 9. Новые подходы к пониманию сущности и структуры современного административного права (дискуссия о реформе административного права и его системе).
- 10. Система административного права.
- 11. Методы административного права.
- 12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
- 13. Принципы административного права.
- 14. Функции административного права.
- 15. Административное право как наука.
- 16. Источники административного права.
- 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
- 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
- 1) По содержанию регулирования:
- 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
- 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в
- 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
- 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
- 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
- 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
- 32. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники.
- 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
- 34. Система (виды) государственной службы.
- 35. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Государственная гражданская служба Воронежской области.
- 36. Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
- 37. Правоохранительная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
- 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
- 41. Общие условия государственной службы.
- Запреты, связанные с государственной гражданской службой
- 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
- 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
- 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
- 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, система, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
- 49. Оплата труда гражданских служащих.Статья 50 фз №79
- 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.Статья 55 фз № 79
- 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий. Статьи 56, 57, 58 фз № 79
- 52. Формирование кадрового состава гражданской службы. Статьи 60 – 64 фз № 79
- 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.Статьи 69 и 70 фз № 79
- 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
- 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
- 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в Российской Федерации.
- 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
- 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
- 65. Виды правовых актов управления.
- 66. Правовые акты Президента Российской Федерации. Порядок их опубликования и вступления в силу.
- 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
- 69. Правовые акты управления, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- 70. Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
- 71. Понятие административно-правового договора и его публично-правовая природа. Виды административных договоров. Основные направления развития института административного договора.
- 72. Методы осуществления управленческих действий (государственного управления): понятие, особенности и виды.
- 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, основания и порядок применения, система и виды.
- 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и порядок применения.
- 75. Административно-восстановительные меры как вид административного принуждения.
- 76. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.
- 78. Административная ответственность юридических лиц: содержание, значение, особенности применения.
- 79. Дисциплинарная ответственность: понятие, цели и функции. Специфические признаки дисциплинарной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
- 80. Материальная ответственность в административном праве: понятие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
- 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
- 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
- 83. Объект административного правонарушения.
- 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения
- 85. Субъект административного правонарушения.
- 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
- 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
- 88. Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц.
- 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
- 92. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу как мера административной ответственности.
- 93. Административный арест как мера административной ответственности.
- 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
- 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
- 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса. Понятие и система.
- 117. Административно-процессуальное право. Предмет метод и задачи. Источники административно-правового права.
- 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
- 119.Административная юрисдикция. Понятие содержание система органов.
- 120. Дисциплинарное производство. Понятие правовые основы принципы субъекты и стадии.
- 121. Поощрительное производство.
- 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
- 124. Рассмотрение дел об административный правонарушениях уполномоченными органами.
- 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
- Глава 24. Дела об административных правонарушениях
- 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних.
- 127 . Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие, задачи, принципы.
- 128. Участники производства по делам об административных правонарушениях и их процессуальное правовое положение.
- 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- 133. Протокол об административном правонарушении.
- 134. Административное расследование.
- 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
- 136. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- 137. Исполнение постановления по делам об административном правонарушении.
- 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановление о наложении административного штрафа.
- 139. Производство по Исполнению постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения
- 140. Порядок исполнения постановления о лишении специального права и постановление о дисквалификации.
- 141. Производство исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан
- 142.Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
- 143. Законность в системе организации и осуществления исполнительной власти.
- 144. Государственный контроль.
- 145. Понятие и виды контроля в сфере функционирования исполнительной власти.
- 146. Судебный контроль в сфере организации и функционирования публичного управления.
- 147. Судебный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти.
- 148. Административная юстиция в рф.
- 149. Сущность задачи предмет и пределы прокурорского надзора.
- 150.Административный надзор.
- 151. Административно-правовые режимы.
- 152. Административные процедуры.
- 153. Противодействие коррупции в рф.
- 154. Обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
- 155. Управление экономическим развитием.
- 157. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственная санитарно-эпидемиологическая служба.
- 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
- 159. Государственный пожарный надзор.
- 161. Организационно- правовые формы управления внутренними делами.
- 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
- 164. Внутренние войска.
- 165. Организационно правовые формы управления иностранными делами
- 166. Государственная граница рф и ее охрана.
- 167. Организационно-правовые формы управления в области безопасности.
- 168. Организационно-правовые формы управления обороной.
- 169. Организационно-правовые формы управления юстицией.