logo
Админ

38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.

Принципы государственной службы – это базовые основополагающие идеи, положенные в основу создания системы государственной службы, для установления правового статуса государственных служащих.

Принципы государственной службы демонстрируют самые главные черты национальной модели государственной службы.

Принципы государственной службы всегда устанавливаются в законах (или в нормативно-правовых актах; то есть это нормативно установленная норма, правило). В России это ФЗ «О системе государственной службе РФ» и все остальные законы о соответствующих видах государственной службы.

Закон «О системе государственной службы РФ» устанавливает основные принципы государственной службы, то есть одинаковые и обязательные для всех видов государственной службы. А законы о соответствующих видах государственной службы могут определять и другие принципы государственной службы. Называться могут они по-другому: например, статья 4 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» называется «Принципы гражданской службы».

Принципы делят на: конституционные принципы и организационно-функциональные принципы.

I. К конституционным принципам относятся:

    1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, над должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и при обеспечении их прав.

    2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты.

    3. Принцип разделения государственной власти на законодательную исполнительную и судебную.

    4. Принцип федерализма, то есть государственная служба представляет собой единую систему в зависимости от конституционного разграничения пределов ведения и полномочий государственная служба может быть федеральной и может быть субъектов РФ.

    5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

II. Организационно-функциональные принципы государственной службы:

  1. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации (принцип подотчётности и подконтрольности в системе государственных органов). Закон запрещает государственным служащим исполнять данное ему неправомерное поручения.

  2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

  3. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

  4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы.

  5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

  6. Принцип стабильности государственной службы. Он должен быть гарантией для служащего от незаконного увольнения с государственной службы.

  7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

  8. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

39. Система управления государственной службой.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 16. Управление государственной службой Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе. Статья 17. Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации. Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития 1. Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 2. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации. Статья 18.1. Военная служба в Российской Федерации иностранных граждан В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения настоящего Федерального закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации

40. Государственный служащий: понятие, правовое положение, виды. Персональные данные и реестры государственных служащих. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Классные чины гражданской службы.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Признаки госслужащего:

1.гражданин РФ;

2.замещает государственную должность в государственном органе (служба в гос. предприятиях не является государственной);

3.замещает в таком органе должность государственной службы;

4.выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

5.получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Существует несколько классификаций государственных служащих. Ключевым является деление в зависимости от характера полномочий.

1. Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.

а) Представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например,, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

б) Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.

2. Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты, государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу - младшие государственные должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.

3. Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.

Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.