Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
Саморегулирование – самостоятельная, инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности (Юр.Л., ИП) также субъектами профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и становление стандартов и правил указанной деятельности, также контроль за их соблюдением.
Предмет саморегулирования - предпринимательская/профессиональная деятельность.
Источники – ФЗ о СРО, З-он о Рекламе, О Ликвидации и Банкротстве, Об Оценочной Деятельности, Градостроительный кодекс.
СРО - это некоммерческая орг-ция, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединении субъектов ПД, исходя из единства отрасли предпринимательства, рынка или определенного вида деятельности.
(.)зрения:
1) СРО – самостоятельная ОПФ неком-их орг-ций (Жулина)
2) СРО – тип Юр.Л. неком-их орг-ций, но не самостоятельная форма.
В законе четко не написано, что это самостоятельная форма – это же на практике.
ТИПЫ СРО:
1) СРО с обязательным членством. В тех сферах, где было отменено лицензирование и стало обязательным участие и членством(аудиторская деят-ть, оценочная д-ть).
2) СРО с добровольным членством.
Требования к СРО:
1. о кол-ве членов – не < 25субъектов ПД или не <100 субъектов профессиональной деят-ти(т.е. физ.л.)
2. наличие стандартов и правил определенного вида деят-ти, обязательных для всех членов. Д.б.санкции за нарушение этих правил.
3. механизм индивидуальной и коллективной отв-ти(реализуется в форме страхования или создания и функционирования компенсационного фонда).
Функции СРО:
1) установление и контроль за соблюдением опр правил
2) анализ деятельности своих членов
3) представление интересов своих членов в органах публичной власти
4) обучение и аттестация работников и сертификация продукции
5) обеспечение информационной открытости СРО
Ограничение деятельности СРО:
1. СРО не вправе заниматься предпринимательской деят-ю, в т.ч. путем участия в ХТ и ХО
2. Ограничение на совершение определенных действий и сделок исполнительными органами СРО
3. ------сделок для самой СРО.
Структура органов управления:
1. Общее собрание членов
2. Постоянно действующий коллегиальный орган управления(совет)
3. Единоличный орган управления
4. Орган по контролю за соблюдением правил и стандартов СРО
5. Орган по рассмотрению дел о приминении дисциплинарного взыскания
Законодатель, закрепляя статус саморегулируемой организации, как правило, указывает, что она является некоммерческой организацией, а иногда специально уточняет и ее форму: ассоциация, союз или некоммерческое партнерство. Д.О. Грачев указывает, что саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, будучи объединениями юридических лиц, выбрали форму ассоциации (Национальная фондовая ассоциация, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев), а саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в форме некоммерческого партнерства (Грачев Д.О. Указ. соч. С. 46).
Саморегулируемые организации в качестве своих членов могут объединять не только коммерческие организации, но и физических лиц - профессиональных участников определенной сферы деятельности. Союзы же и ассоциации предпринимателей формируются на основе участия в них только юридических лиц. Однако данное несовпадение - не главное препятствие в признании саморегулируемых организаций разновидностью некоммерческих организаций. Главная помеха обнаруживается в иной плоскости.
В ст. 50 ГК РФ закреплено, что некоммерческими организациями признаются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Союз, ассоциация создаются на договорной основе, и на них возлагается задача координации предпринимательской деятельности участников, представления и защиты их имущественных интересов. В союзах и ассоциациях как объединениях предпринимателей имеет место регулирование взаимоотношений участников - равных субъектов - не на субординационной, а на координационной основе.
Иной подход используется в саморегулируемых организациях: в них метод координации дополняется методом субординации, выражающимся в контроле за соблюдением законодательства его членами, разработке, принятии правил (стандартов) деятельности и требований об их исполнении, ответственности и т.п.
Названные особенности влияют на оценку правового статуса саморегулируемых организаций. И в юридической литературе высказываются различные суждения об их правовой природе.
По мнению П.Б. Салина, саморегулируемая организация - это не новая организационно-правовая форма, поскольку она, как правило, возникает на базе некоммерческих организаций <2>. Е.А. Павлодский приходит к выводу о том, что хотя законодатель и обозначил этим понятием организации, это не придает им большей самостоятельности, не расширяет сферы деятельности и не добавляет каких-либо полномочий - это не новая организационно-правовая форма <3>.
Полагаем, что, принимая во внимание вышеназванные признаки и особенности саморегулируемых организаций, нельзя не заметить: мы имеем дело с качественно новым правовым явлением.
Действительно, в действующем законодательстве нет другой разновидности некоммерческих организаций, кроме тех, которые указаны в ГК РФ, Законе о некоммерческих организациях, ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Однако правила о них однозначно нельзя распространить на деятельность саморегулируемых организаций, так как все эти правила основаны на ключевых положениях гражданско-правового регулирования, закрепленных в ГК РФ, тогда как саморегулируемые организации обладают публично-правовыми характеристиками.
Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской и специальной профессиональной деятельности имеют особый правовой статус, образованный сочетанием интересов государства, корпорации и предпринимателя (субъекта профессиональной деятельности), а реализация этих интересов возложена на саму саморегулируемую организацию. От того, в какой пропорции сочетаются интересы государства, собственно организации и ее участников, зависит функциональный и правовой статус организации.
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.