Предпринимательское право
Предмет и метод предпринимательского права.
Предмет отрасли всегда составляют общественные отношения, урегулированные нормами этой отрасли права.
Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию экономики.
Среди всех этих отношений можно выделить три группы.
Первая группа: отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности (предпринимательские отношения).
Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ.
Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, можно выделить несколько признаков, которые присущи предпринимательской деятельности:
самостоятельность деятельности;
Граждане и юридические лица самостоятельно, т. е. своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность. Если деятельность лица не является самостоятельной, то она не относится к предпринимательской. Самостоятельность предпринимательской деятельности включает в себя два аспекта:
имущественная самостоятельность (обособленное имущество как экономическая база для предпринимательской деятельности);
организационная самостоятельность (возможность принятия независимых решений).
деятельность, осуществляемая на свой страх и риск;
Если деятельность осуществляется не на свой риск, то она не относится к предпринимательской.
Риск – это возможность наступления неблагоприятных последствий как объективного (стихийные бедствия, рыночные изменения), так и субъективного (недобросовестность контрагента, личные качества судьи) характера, а также вероятность недостижения запланированного или ожидаемого положительного результата.
Субъективная теория – осознание субъектом возможности наступления неблагоприятных последствий
Объективная – сама по себе такая возможность
Смешанная – 1+2
Однако субъекты предпринимательской деятельности могут определенным образом минимализировать эти неблагоприятные последствия – распределить риски между собой в договоре или прибегнуть к страхованию.
Страховать можно:
риск утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (ст. 929 ГК РФ);
риск гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ);
предпринимательский риск (ст. 933 ГК РФ).
В экономической и юридической литературе также выделяются различные виды рисков, которые могут нести субъекты предпринимательства: коммерческие, финансовые, кредитные, валютные, инвестиционные, технические, моральные (риск утраты положительной деловой репутации).
систематическое получение прибыли как цель такой деятельности;
Не будет являться предпринимательской деятельностью единичные коммерческие сделки.
Легального определения систематичности нет (т. е. здесь имеет место ситуационная норма), хотя в литературе предлагаются различные варианты и критерии, например:
доля доходов от определенной деятельности в структуре доходов лица;
длительность, т. е. протяженность во времени деятельности.
регистрация в установленном законе порядке.
Необходимо выделять регистрацию самих юридических лиц и получение разрешения на осуществление определенного вида деятельности – лицензирование. Гражданско-правовые последствия осуществления гражданином деятельности, подпадающей под признаки предпринимательской, без государственной регистрации определены п. 4 ст. 23 ГК. В таком случае гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Однако по вышеуказанным соображениям здесь следует говорить все же не о признаке предпринимательской деятельности, а об условии ее законности.
В литературе предлагаются и иные признаки предпринимательской деятельности, например:
установленные законом способы получения прибыли (пользование имуществом, продажа товаров и т. д.);
инновационный характер деятельности;
признак профессионализма в деятельности.
Вторая группа: отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе и некоммерческие, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.
Предпринимательские отношения тесно связаны с другими, не имеющими непосредственно цели извлечения прибыли. Например: деятельность по созданию и прекращению юридических лиц, управлению собственностью. В такую деятельность включается на базе собственного имущества и государство, организующее свои предприятия, устанавливающее для них определенный режим хозяйствования. В хозяйственной деятельности этих субъектов преобладают элементы организационного плана. Вместе с тем им присуще и непосредственное ведение предпринимательской деятельности, установление договорных отношений с другими субъектами хозяйствования.
Некоммерческий характер может носить и ведение хозяйства без цели извлечения прибыли. Например, деятельность фондовых и иногда товарных бирж не преследует непосредственно цели получения прибыли, но способствует прибыльности учредителей, лиц.
Некоммерческий характер носит деятельность потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, вступающих в хозяйственные правоотношения для решения своих уставных задач.
Третья группа: отношения по государственному регулированию экономики.
Например: антимонопольное регулирование, контроль за рекламной деятельностью, регистрация и лицензирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация средств индивидуализации и пр.
Правовые формы государственного регулирования: законы, подзаконные акты.
Инструменты государственного регулирования: налоги, стандарты, заказы, таможенные тарифы и пошлины.
Направления государственного воздействия на предпринимательство и его субъектов:
создание правовых основ предпринимательской деятельности и функционирования ее субъектов;
финансовое воздействие на осуществление предпринимательской деятельности;
государственный надзор и контроль за соблюдением законности в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, отношения, составляющие предмет предпринимательского права, можно разделить на:
отношения по горизонтали (отношения между хозяйствующими субъектами – юридическими лицами и иными объединениями предпринимателей, а также индивидуальными предпринимателями, опосредуемые прежде всего различного рода договорами);
отношения по вертикали (отношения между субъектами предпринимательской деятельности и властными органами – отношения по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отношения по лицензированию и выдаче иных разрешений и т. д.);
отношения внутрихозяйственные или корпоративные.
Метод отрасли права – это совокупность приемов и способов регулирования отношений, входящих в предмет отрасли.
Существуют четыре критерия определения метода:
статус субъектов (как правило, нет независимости субъектов);
основные юридические факты (особые ЮФ-состояния – родство, брак);
способы защиты;
меры ответственности.
Поскольку предпринимательское право – это комплексная отрасль права (или, по крайней мере, законодательства), а в его предмет входят отношения как по вертикали, так и по горизонтали, здесь используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.
Однако императивный метод и диспозитивный метод – это некие обобщенные понятия, внутри которых можно выделять конкретные методы.
В предпринимательском праве важнейшим методом правового регулирования служит метод автономных решений (МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ). При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником.
В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется МЕТОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИЙ. При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендации о порядке ведения предпринимательской деятельности.
Кроме того, используется МЕТОД ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.