Простое товарищество
К числу неправосубъектных предпринимательских объединений с менее жесткой централизацией корпоративных прав собственности в сравнении с холдингами относятся добровольные объединения, основанные на договоре простого товарищества: консорциумы, картели, синдикаты, пулы, и др. С позиции гражданского права такие формы экономической деятельности опосредуются договором простого товарищества.
Правовая основа: гл. 55 ГК РФ.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности)4 двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК РФ).
Отличие от учредительного договора: УД всегда направлен на создание ЮЛ и сохраняет силу пока существует такое ЮЛ; результатом исполнения УД является создание ЮЛ с обособленным имуществом, тогда как в договоре простого товарищества участники сохраняют права на свое имущество.
Признаки договора простого товарищества
наличие у сторон общего экономического интереса и согласованной цели;
его организационный характер;
объединение участниками вкладов.
Юридическая характеристика договора
1. Консенсуальный. Права и обязанности у участников такой сделки возникают с момента достижения соглашения.
2. Взаимный, синаллагматический; дву- или многосторонний. Особенность данного договора: интересы участников устремлены к достижению общей для всех цели (тогда как в абсолютном большинстве гражданско-правовых обязательств имеются должник и кредитор с противоположными интересами, например: продать – купить). Потому и стороны договора называются одинаково – участники или товарищи.
3. Возмездный. Каждый участник договора вносит свой имущественный вклад, получает выгоду от вкладов и деятельности других участников, и именно это является своеобразным встречным удовлетворением. Еще более ярко это проявляется применительно к предпринимательскому договору простого товарищества: получая прибыль от деятельности товарищества, участник всегда получает определенную часть, которую он сам по себе, только со своим имуществом и способностями, но мог бы достичь.
4. Фидуциарный. О доверительном характере договора свидетельствуют особенности ведения дел товарищества, отношения по пользованию общим имуществом, основания прекращения договора, особый порядок правопреемства участников договора, характер взаимоотношений с третьими лицами.
5. Имущественно-организационный с преобладанием организационного начала. Имущественный – т. к. у участников есть обязанность по внесению вкладов, а сами эти вклады впоследствии становятся общим имуществом; организационный – т. к. основная цель создания товарищества – объединение лиц для совместной деятельности.. ственный - так ационный с преобладанием организационного начала: он сам по себе, только со своим имуществом и способностями
Классификация Договоры простого товарищества делятся на коммерческие и некоммерческие.
Субъектный состав В коммерческом договоре простого товарищества участниками могут быть только ЮЛ – коммерческие, либо некоммерческие, но в рамках своей правоспособности, а также граждане, зарегистрированные в качестве ИП.
Существенные условия
о соединении вкладов участников (участники должны договориться о том, какие вклады подлежат внесению каждым из участников, должны определить порядок и сроки внесения этих вкладов);
о совместной деятельности в рамках организационного единства, не приобретающего статуса юридического лица (соглашение товарищей об образовании определенной организационной общности, то есть принятии на себя обязанности по непосредственному личному участию в делах товарищества; в случае заключения договора негласного товарищества участники указывают именно на негласный характер совместной деятельности).
Цель договора простого товарищества не отнесена законодательством к числу существенных условий, но, как правило, признается таковым в договоре по согласованию между участниками. Цель участников договора простого товарищества должна быть для них общей.
Форма договора Поскольку ГК РФ не устанавливает для договора простого товарищества особой формы, применяются общие правила. Если передаются права на РИД или подобное имущество, требуется заключение лицензионного договора и регистрация его в Роспатенте.
Ответственность Участник договора простого товарищества, осуществляющего предпринимательскую деятельность, отвечает солидарно по всем общим обязательствам товарищества, независимо от оснований их возникновения.
Франчайзинг - это долгосрочное сотрудничество двух или нескольких партнеров, которые объединяются с целью совместного использования товарного знака, отработанной технологии, ноу-хау и других объектов права интеллектуальной собственности. В то же время франчайзи получает возможность без особого риска начать собственное дело, используя авторитет и опыт франчайзера.
Договор франчайзинга предполагает в течение всего периода выплачивать правообладателю (франчайзеру) определенные денежные суммы в виде фиксированных постоянных платежей или платежей в виде процента от выручки или прибыли франчайзи (роялти).
Договор франчайзинга относится к долгосрочным сделкам, которые заключаются между коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке. Договор должен быть заключен в письменной форме и быть единым для всех франчайзи.
В зависимости от вида франчайзинга предметом договора может также быть продажа специального оборудования для производства продукции (производственный франчайзинг), передача на льготных условиях товаров для дальнейшей их реализации франчайзи (торговый франчайзинг).
Наиболее перспективным видом франчайзинга считается деловой франчайзинг (<франчайзинг бизнес-формата>). При этом франчайзер, передавая права пользования товарным знаком, передает предпринимателям (франчайзи) отработанную модель организации и ведения бизнеса.
Цена договора является одним из существенных условий договора франчайзинга, в отличие от срока договора, который международной практикой к существенным условиям не отнесен.
Содержание договора франчайзинга составляют права и обязанности сторон, точное соблюдение которых дает возможность достичь взаимовыгодного сотрудничества.
Договор оптовой купли-продажи: понятие, особенности, место в системе договоров.
В понимании оптовой торговли нет определенности. В экономической литературе оптовой торговлей предлагают называть различные явления: торговлю партиями товара, торговлю с участием посреднических организаций и т.д. Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид предпринимательской деятельности. Она состоит в товарном обеспечении системы розничной торговли. Оптовую торговлю можно понимать как деятельность по перемещению товаров на основе возмездных сделок от изготовителей к организациям розничной торговли. Она предшествует процессу розничной продажи как важный и обязательный этап.
Выяснение сущности оптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного вида реализационных договоров договора оптовой купли-продажи. Его первичными отличительными признаками будут: 1) определенная сфера применения — оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав участников; 3) целевая предназначенность реализуемых товаров — поступление в розничную торговую сеть для последующей продажи населению. Участниками оптовой торговли выступают, прежде всего, изготовители товара. Другие важные ее участники — оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по подготовке и продвижению товара. Конечными звеньями выступают организации розничной торговли или индивидуальные торговые предприниматели. Принципиальные отличия имеются в требованиях к предмету договора оптовой купли-продажи по сравнению с другими реализационными договорами. Предметом договора оптовой купли-продажи служат только вещи, которые: а) могут предлагаться к продаже в розничных торговых организациях и б) в конечном счете, предназначены для продажи в розничной торговой сети. Если какой-то товар в принципе не может быть предложен для продажи в магазинах гражданам, то на его реализацию не могут заключаться договоры оптовой купли-продажи. По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю товары, предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость. Требования к розничной торговле, подлежащие отражению в договорах оптовой купли-продажи, определяются различными федеральными законами и иными правовыми актами.
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.