Правовое положение естественных монополий.
Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона «О естественных монополиях»).
Из этого определения видно, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Естественной монополии присущ «эффект масштаба», который выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства.
«Естественная монополия» характеризуется также неэластичным спросом. В обычных экономических отношениях при существенном возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей резко снижается. В условиях же естественной монополии спрос "неэластичен", т.е. практически не зависит от увеличения цены.
Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополизирована не вся соответствующая отрасль экономики, а лишь ее передающие "сети".
Субъектами естественной монополии (или естественными монополистами) являются юридические лица, занятые производством или реализацией товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главным критерием для признания организации естественным монополистом считается именно осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником "сетей". Законодательство не содержит и специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" в качестве субъектов государственного регулирования называются коммерческие и некоммерческие организации. Следовательно, можно сделать вывод, что естественными монополистами могут быть любые юридические лица.
Деятельность естественных монополистов контролируется одновременно несколькими органами власти. Так, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает порядок ценообразования на товары и услуги монополистов, Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение монополистами законодательства на предмет злоупотреблений. Принятие нормативных актов отнесено к компетенции Министерства экономического развития и торговли РФ. Государственный контроль в этой сфере направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности реализуемых ими товаров для потребителей и эффективное функционирование самих монополистов.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" на сегодняшний день в нашей стране легализованы семь рынков естественной монополии.
1. железнодорожные перевозки. В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой, грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор.
2. услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов. Услуги транспортных терминалов включают производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика. Услуги портов и аэропортов - производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.
3. услуги общедоступной электрической и почтовой связи, т.е. внутренняя письменная корреспонденция, внутренние телеграммы, предоставление местного и междугородного телефонного соединения фиксированным абонентам, распространение и трансляция общероссийских телерадиопрограмм, предоставление доступа к телефонной сети.
4. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Нефтепроводы подразделяются на магистральные и промысловые.
5. транспортировка газа как по магистральным, так и по распределительным трубопроводам. Субъекты естественной монополии в этой сфере - газотранспортные организации, эксплуатирующие магистральные трубы, и газораспределительные организации, владеющие распределительными сетями. В настоящее время государством устанавливаются тарифы на перемещение и передачу газа по магистральным газопроводам на территории России.
6. являются услуги по передаче электрической и тепловой энергии, которые представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами.
7. Сферой деятельности естественных монополистов являются и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий
Государственное регулирование деятельности естественных монополистов носит комплексный характер и осуществляется различными методами и способами, прежде всего, путем установления тарифов на их услуги. Эти тарифы устанавливаются (изменяются) с целью достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, а также учета социальных факторов. Регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) могут применяться только в установленных законом случаях. К этим случаям и относится деятельность естественных монополистов.
Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (оказание услуг). Важно подчеркнуть, что тарифы устанавливаются индивидуально для каждого субъекта, а не для определенного вида деятельности. Плата за регулируемые услуги монополистов не может быть установлена ни единолично самим субъектом, ни по соглашению с контрагентом, даже если соответствующий вид тарифа государством не утвержден. Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, ставок и т.п.) является нарушением порядка ценообразования и влечет административную ответственность на основании ст. 14.6 КоАП РФ.
Особым способом государственного воздействия на естественных монополистов являются определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения, если их потребности невозможно удовлетворить в полном объеме. Законодательством установлено только одно основание, по которому монополист вправе отказаться от заключения соответствующего договора, - отсутствие у лица договора с системным оператором на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
За действиями, которые могут сдерживать экономически оправданный переход товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, осуществляется специальный государственный контроль. Предварительному контролю, требующему ходатайства в ФАС России, подлежат сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности (или пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если их балансовая стоимость больше 10% собственного капитала естественного монополиста по последнему утвержденному балансу.
Кроме этого, предварительному контролю подлежат инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование, если такие инвестиции превышают 10% собственного капитала субъекта естественной монополии. Наконец, ФАС России дает согласие на продажу, аренду и другие сделки, если хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения, пользования) частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, а их стоимость превышает 10% собственного капитала субъекта естественной монополии.
Последующий государственный контроль в форме направления в ФАС России уведомления в течение 30 дней осуществляется за сделками, в результате которых лицо приобретает более 10% голосующих акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии, в том числе по договорам поручения, доверительного управления, залога. Этот вид контроля установлен также в отношении сделок, по которым субъект естественной монополии приобретает более 10% голосов в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта.
Особый способ государственного воздействия в данной сфере - ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.