Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Это средства воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.
Лицензирование - одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности.
Косвенные методы государственного регулирования – это экономические средства воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности.
Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.
Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
1. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.
2. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.
3. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Планирование – деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования.
Различают государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.
Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом является система налогообложения, налоги. Функции налогов (направления воздействия на предпринимательскую деятельность:
1. фискальная, суть которой заключается в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства. В отношениях между государством и предпринимателем она проявляется через обязанность последнего уплачивать налоги.
2. регулирующая, включающая подфункцию стимулирования и дестимулирования.
3. контрольная функция.
4. информационная функция.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Выделяют прямые и косвенные налоги, а также федеральные, региональные и местные. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например на землю, недвижимое имущество. К личным налогам относятся, например, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц.
Государственное регулирование (воздействие) предпринимательской деятельности основывается на применении мер ответственности к неисправным налогоплательщикам (плательщикам сборов), а также на использовании стимулирующей функции налогов и сборов путем применения различных налоговых инструментов.
К числу налоговых инструментов, стимулирующих предпринимательскую деятельность, можно отнести, например, дифференциацию налоговых ставок, предоставление возможности проведения ускоренной амортизации основных средств, различного рода налоговые льготы, некоторые специальные налоговые режимы.
Льготы могут быть общими, региональными или селективными.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляют собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст.64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии оснований, указанных в НК РФ (ст.65).
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в НК РФ (ст.66), предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
В качестве специфичного средства налогового стимулирования можно рассматривать также специальные налоговые режимы, такие, например, как упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, реструктуризация кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам и др.
Правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др.
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.