2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
ст. 15 Конституции: международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права – составная часть правовой системы России. В случае противоречия норм международного договора и внутреннего закона применяется первый.
Примеры:
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.;
Евразийская патентная конвенция 1994 г.
3. Федеральные законы – развитие и конкретизация конституционных норм:
основы российской экономики, общие условия предпринимательской деятельности (о развитии малого и среднего предпринимательства, о конкуренции, о естественных монополиях);
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в отдельных сферах предпринимательства (о ЦБ, об основах туристской деятельности, об организации страхового дела, об АО, об ООО и др.);
правовое регулирование оборота отдельных видов объектов гражданских прав (об электроэнергетике, о рынке ценных бумаг, об информации, информационных технологиях и о защите информации от 8 июля 2006 г. и др.);
требования к предпринимательской деятельности (о лицензировании, о техническом регулировании).
4. Указы и распоряжения Президента РФ – принимается в соответствии с Конституцией и ФЗ.
Примеры:
Указ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой».
5. Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – принимаются в соответствии с Конституцией, ФЗ, распоряжениями и указами Президента.
Примеры:
Постановление Правительства «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;
Приказ Минфина «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»;
Приказ Минэкономразвития «Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов».
* Министерства
6. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – принимаются в соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между РФ и субъектами РФ.
Примеры:
Закон г. Москвы «О торговой деятельности в городе Москве»
7. Корпоративные нормативные акты (=локальные нормативные акты) – акты нормативного характера, принимаемые предприятиями, организациями, их органами управления и регулирующие вопросы коммерческой и внутренней управленческой деятельности этих предприятий.
Примеры:
стандарты предприятий;
положения об органах управления и контроля на предприятии;
инструкции о порядке взаимодействия структурных частей организации.
В настоящее время все большее значение для регулирования предпринимательской деятельности приобретает саморегулирование1 (в противоположность государственному регулированию). Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности предполагает передачу функций ведомственного (отраслевого) нормотворчества государства саморегулируемым организациям. Эти некоммерческие юридические лица призваны разрабатывать общие для конкретного рынка правила и стандарты осуществления предпринимательской деятельности.
Саморегулирование – это предоставление субъекту предпринимательской или профессиональной деятельности возможности определения правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.
Процессы саморегулирования достаточно ярко проявляются на финансовом рынке, в области аудита и оценки, а также рекламы, в биржевой деятельности.
Внешнее воплощение саморегулирование находит в различных этических кодексах – Кодексе корпоративного поведения, Международном кодексе рекламной деятельности – Кодексе Международной Торговой Палаты и др.
8. Обычаи делового оборота – сложившиеся, широко распространенные и не предусмотренные законодательством правила поведения, применяющиеся в какой-либо области предпринимательства.
Примеры:
внешнеторговые обычаи, ИНКОТЕРМС;
правила морских перевозок;
обычаи в Интернет-магазинах.
9. Судебная практика:
акты высших судебных органов (КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ)
судебная, арбитражная практика по конкретным делам.
* Какие из них можно назвать источниками права?
Примеры:
Постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «УЖДТ РФ»»;
Постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
Постановление Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».
10. Рекомендательные акты (Модельный ГК СНГ, Модельный закон СНГ об ЭЦП, Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле)
Нетрадиционные источники предпринимательского права.
Нетрадиционные источники права образуют собою определенную систему. Данная система выглядит, по мнению авторов, следующим образом:
1) правовой обычай;
2) нормативный договор;
3) нормативные акты общественных объединений;
4) правовая доктрина;
5) правоприменительная практика *.
Можно разделить на 2 подсистемы. Критерием отнесения источника права в ту или иную группу будет предусмотренность или непредусмотренность того или иного источника Конституцией РФ или иным отраслевым федеральным законодательством России. Таким образом, первую группу нетрадиционных источников составят те их них, которые хотя и признаются законом и доктриной, находятся под определенным контролем государства в лице его представительных органов, но являются нетрадиционными в силу небольшой частоты своей применяемости в сфере правового регулирования. Эти источники получают прямое государственное одобрение в виде последующего явного государственного санкционирования: так, например, в ГК РФ, федеральном кодифицированном законе, прямо указывается на обычай делового оборота как источник гражданского права (ст. 5). Нетрадиционность этой группы источников тождественна их нетипичности. Другая же группа источников является нетрадиционной в собственном, или узком, смысле этого слова.
Отсюда первую группу нетрадиционных юридических источников, предусмотренных Конституцией РФ и иным федеральным законодательством России, должны составить:
а) правовой обычай;
б) нормативный договор;
в) нормативные акты общественных объединений.
Во вторую же группу собственно нетрадиционных источников должны войти:
а) правовая доктрина;
б) правоприменительная практика
1. Обычаи делового оборота – сложившиеся, широко распространенные и не предусмотренные законодательством правила поведения, применяющиеся в какой-либо области предпринимательства.
Примеры:
- внешнеторговые обычаи, ИНКОТЕРМС;
- правила морских перевозок;
- обычаи в Интернет-магазинах.
Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе), в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предложить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение - это подразумеваемое условие договора. Если такого условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.
2. Нормативный договор как источник предпринимательского права. Прежде всего следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт. В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. В силу ст. 426 ГК публичный договор - это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора. примеры:
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966
Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.;
Евразийская патентная конвенция 1994 г.
3. ????
4. ?????
5. судебная практика. В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.