logo
ответы по ПП

Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.

Средства индивидуализации используются, в первую очередь, для разграничения однородных товаров разных производителей. К ним относятся фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товаров.

Фирменное наименование – наименование, под которым предпр-ль, коммерческое –юр.лицо выступает в гр. обороте и которое индивидуализирует его среди др.субъектов гр.оборота.

Принципы правовой охраны фирменного наименования:

1. истинность – д.содержать правдивую характеристику предпринимателя и осущ-ую им деятельность.

2. исключительность – не д.б.тождественно с другими

3. постоянство – право на фирм.наименование возникает в мом-т регистрации в качестве юр лица, не м.б.отчуждено. основанием для отмены фирм наименования является прекращение деятельности юр лица либо изменение наименования.

Структура наименования:

- Основная часть(корпусная)

- Необходимая(добавление.)

М.б. полное и сокращенное, на русском и др языках, это прописывается в учредительных документах.

Товарный знак – это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Организация, основная деятельность которой оказание услуг (выполнение работ), может зарегистрировать знак обслуживания, который по правовому режиму приравнивается к товарному знаку.

Правообладателем товарного знака и знака обслуживания могут быть ЮЛ и ИП. Для того чтобы правообладатель приобрел исключительное право на товарный знак, необходимо зарегистрировать его в Роспатенте.

После регистрации правообладателю выдается свидетельство на товарный знак, которое действительно в течение 10 лет; по истечении срока действия свидетельство может продлеваться неограниченное число раз.

Исключительные права владельца товарного знака называют также «легальной монополией», которая имеет ряд ограничений.

Во-первых, защита товарного знака распространяется только на те товары, которые указаны в свидетельстве в соответствии с классами Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

Во-вторых, государственная регистрация не дает права запретить использование товарного знака на территории РФ, если маркированные им товары были введены в оборот непосредственно правообладателем или с его согласия.

В-третьих, если правообладатель не использует свой товарный знак в течение любых 3 лет непрерывно после регистрации, любое лицо вправе обратиться в Палату по патентным спорам с заявлением о досрочном прекращении регистрации такого знака.

Права на использование товарного знака могут передаваться двумя способами: по лицензионному договору или по договору об уступке права пользования товарным знаком. Принципиальное различие между ними состоит в том, что при заключении лицензионного договора проходит своеобразное «удвоение» пользователей товарного знака, поскольку его использует и правообладатель, и лицензиат. При этом правообладатель может проверять качество товаров, которые маркированы его товарным знаком.

Договор об уступке права пользования товарным знаком предполагает передачу всех исключительных прав и отсутствие какого-либо контроля со стороны правообладателя.

Эти договоры также подлежат регистрации в Патентном ведомстве, без регистрации они не имеют юридической силы.

Классификация:1) в зависимости от формы(изобразительный, словестные, объемные, звуковые, световые, обонятельные, комбинированные). 2) по числу субъектов(индивидуальные, коллективные). 3) по степени известности(обычные и общеизвестные).

Требования:

1) различительная способность(нельзя зарегистрировать просто форму товара или вид товара)

2) соответствие правилам об использовании официального наименования.

3) истинность. Не д.быть ложными и вводить в заблуждение

4) соответствие принципам гуманности, морали общественным интересам

5) отсутствие тождеств/степени смешения с др товарами.

Способы защиты прав на товарный знак:

Изъятие и уничтожение контрафактного товара или удаление с него соответствующего обозначения.

Взыскание убытков, либо выплата компенсации.

Наименование места происхождения товара используется, если свойства товара в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где он производится (например, клинское пиво, вологодское масло). Право на использование наименования места происхождения товара не является исключительным, т. е. не передается по лицензии и действует бессрочно.

Незаконное использование средств индивидуализации товаров (товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара) может повлечь как гражданскую, так и административную (ст. 14.10 КоАП РФ) и даже уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Комерческое обозначение

- это охраняемое без специальной регистрации обозначение, которое используется для индивидуализации торгового, промышленного, иного предпр-ия.

Требования:

1. д.б.истинным

2. удовлетворять критериям новизны.

Не допускается использование обозначения, которое м.ввести в заблуждение в отношении принадлежности его к определенному лицу.

-Полное отчуждение права на «---» - может переходить к другому лицу в составе предприятия.

-Предоставление права на использование(договоры аренды предприятия и франчайзинга)

Не использования обозначения в течении 1 года – основание для прекращения его правовой охраны.