logo
ответы по ПП

Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.

Саморегулирование – самостоятельная, инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности (Юр.Л., ИП) также субъектами профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и становление стандартов и правил указанной деятельности, также контроль за их соблюдением.

Предмет саморегулирования - предпринимательская/профессиональная деятельность.

Источники – ФЗ о СРО, З-он о Рекламе, О Ликвидации и Банкротстве, Об Оценочной Деятельности, Градостроительный кодекс.

СРО - это некоммерческая орг-ция, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединении субъектов ПД, исходя из единства отрасли предпринимательства, рынка или определенного вида деятельности.

(.)зрения:

1) СРО – самостоятельная ОПФ неком-их орг-ций (Жулина)

2) СРО – тип Юр.Л. неком-их орг-ций, но не самостоятельная форма.

В законе четко не написано, что это самостоятельная форма – это же на практике.

ТИПЫ СРО:

1) СРО с обязательным членством. В тех сферах, где было отменено лицензирование и стало обязательным участие и членством(аудиторская деят-ть, оценочная д-ть).

2) СРО с добровольным членством.

Требования к СРО:

1. о кол-ве членов – не < 25субъектов ПД или не <100 субъектов профессиональной деят-ти(т.е. физ.л.)

2. наличие стандартов и правил определенного вида деят-ти, обязательных для всех членов. Д.б.санкции за нарушение этих правил.

3. механизм индивидуальной и коллективной отв-ти(реализуется в форме страхования или создания и функционирования компенсационного фонда).

Функции СРО:

1) установление и контроль за соблюдением опр правил

2) анализ деятельности своих членов

3) представление интересов своих членов в органах публичной власти

4) обучение и аттестация работников и сертификация продукции

5) обеспечение информационной открытости СРО

Ограничение деятельности СРО:

1. СРО не вправе заниматься предпринимательской деят-ю, в т.ч. путем участия в ХТ и ХО

2. Ограничение на совершение определенных действий и сделок исполнительными органами СРО

3. ------сделок для самой СРО.

Структура органов управления:

1. Общее собрание членов

2. Постоянно действующий коллегиальный орган управления(совет)

3. Единоличный орган управления

4. Орган по контролю за соблюдением правил и стандартов СРО

5. Орган по рассмотрению дел о приминении дисциплинарного взыскания

Законодатель, закрепляя статус саморегулируемой организации, как правило, указывает, что она является некоммерческой организацией, а иногда специально уточняет и ее форму: ассоциация, союз или некоммерческое партнерство. Д.О. Грачев указывает, что саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, будучи объединениями юридических лиц, выбрали форму ассоциации (Национальная фондовая ассоциация, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев), а саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в форме некоммерческого партнерства (Грачев Д.О. Указ. соч. С. 46).

Саморегулируемые организации в качестве своих членов могут объединять не только коммерческие организации, но и физических лиц - профессиональных участников определенной сферы деятельности. Союзы же и ассоциации предпринимателей формируются на основе участия в них только юридических лиц. Однако данное несовпадение - не главное препятствие в признании саморегулируемых организаций разновидностью некоммерческих организаций. Главная помеха обнаруживается в иной плоскости.

В ст. 50 ГК РФ закреплено, что некоммерческими организациями признаются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Союз, ассоциация создаются на договорной основе, и на них возлагается задача координации предпринимательской деятельности участников, представления и защиты их имущественных интересов. В союзах и ассоциациях как объединениях предпринимателей имеет место регулирование взаимоотношений участников - равных субъектов - не на субординационной, а на координационной основе.

Иной подход используется в саморегулируемых организациях: в них метод координации дополняется методом субординации, выражающимся в контроле за соблюдением законодательства его членами, разработке, принятии правил (стандартов) деятельности и требований об их исполнении, ответственности и т.п.

Названные особенности влияют на оценку правового статуса саморегулируемых организаций. И в юридической литературе высказываются различные суждения об их правовой природе.

По мнению П.Б. Салина, саморегулируемая организация - это не новая организационно-правовая форма, поскольку она, как правило, возникает на базе некоммерческих организаций <2>. Е.А. Павлодский приходит к выводу о том, что хотя законодатель и обозначил этим понятием организации, это не придает им большей самостоятельности, не расширяет сферы деятельности и не добавляет каких-либо полномочий - это не новая организационно-правовая форма <3>.

Полагаем, что, принимая во внимание вышеназванные признаки и особенности саморегулируемых организаций, нельзя не заметить: мы имеем дело с качественно новым правовым явлением.

Действительно, в действующем законодательстве нет другой разновидности некоммерческих организаций, кроме тех, которые указаны в ГК РФ, Законе о некоммерческих организациях, ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Однако правила о них однозначно нельзя распространить на деятельность саморегулируемых организаций, так как все эти правила основаны на ключевых положениях гражданско-правового регулирования, закрепленных в ГК РФ, тогда как саморегулируемые организации обладают публично-правовыми характеристиками.

Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской и специальной профессиональной деятельности имеют особый правовой статус, образованный сочетанием интересов государства, корпорации и предпринимателя (субъекта профессиональной деятельности), а реализация этих интересов возложена на саму саморегулируемую организацию. От того, в какой пропорции сочетаются интересы государства, собственно организации и ее участников, зависит функциональный и правовой статус организации.