Понятие и виды документов. Реквизиты документа.
Согласно ст.1 З-на РБ от 22.03.1995 г. “О библиотечном деле” документ – это носитель информации, в том числе электронный, на кот. информация содержится в виде текста, звукозаписи или изображения и который предназначен для передачи во времени и пространстве в целях сохранности и общественного использования.
Документы в зависимости от способа их выполнения и характера использования подразделяются на:
1. Оригиналы – это документы, выполненные на любом материале и предназначенные для изготовления по ним подлинников.
2. Подлинники – это документы, оформленные подлинными установленными подписями и выполненные на любом материале, позволяющем многократное воспроизведение с них копий. В качестве подлинника допускается использовать оригинал, микрофильм-подлинник или экземпляр документа, изданного типографским способом, завизированные подлинными подписями лиц, разработавших данный документ и ответственных за нормоконтроль.
3. Дубликаты – это копии подлинников, обеспечивающие идентичность их воспроизведения, выполненные на любом материале, позволяющем снятие с них копий. К ним отн.ся: фотодубликаты; микрофильмы, изготовленные на фотопленке; электронные документы и т.п.
4. Копии – это документы, выполненные способом, обеспечивающим их идентичность с подлинником (дубликатом), и предназначенные для непосредственного использования в процессе разработки, производства, эксплуатации и ремонта изделий. К копиям отн.ся электрографические копии, светокопии, фотокопии, микрокопии, микрофотокопии, микрофильмы-копии.
5. Эскизы – это документы, предназначенные для разового использования в производстве. Выполняются на любом материале. Эскизы могут быть оригиналами, подлинниками, дубликатами, копиями.
По способу воспроизведения информации документы делятся на: текстовые; графические;аудиовизуальные;электронные.
В зависимости от субъекта, создавшего документ, документы делятся на официальные и неофициальные. Правовому регулированию подвержены прежде всего отношения, связанные с официальными документами. Официальные документы можно разделить на прав. акты и неправ. акты.
Прав. акты, в свою очередь, делятся на нормативные прав. акты и прав. акты ненормативного характера.
По своему характеру документы в организации делятся на две группы:
организационно-распорядительные документы
информационно-справочные документы.
В соответствии с п. 92 Инструкции по делопроизводству к организационно-распорядительным отн.ся следующие виды документов:
1. Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией. Они издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подведомственных организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.
2. Распоряжение – это правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа управления) для решения оперативных вопросов основной деятельности.
Приказы и распоряжения, издаваемые в организациях, подразделяются на три вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам.
3. Указание – это правовой акт, издаваемый руководителем организации по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения прав. актов.
4. Постановление – это правовой акт, принимаемый коллегиально органами гос. власти и управления.
5. Решение – это правовой акт, принимаемый коллегиально исполнительными и распорядительными органами, а также коллегиальными органами, имеющими совещательные ф-ции.
Постановления и решения подразделяются на два вида: по основной деятельности; по личному составу.
К информационно-справочным документам отн.ся:
1. Протокол – это документ, в кот. фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях. По полноте освещения хода заседания они делятся на протоколы полной формы, краткой формы и сокращенной формы.
2. Акт – это документ, составленный комиссией или специально выделенными должностными лицами и подтверждающий установленные факты, события, действия. В зависимости от назначения акты бывают различного содержания: акты инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей, акты приема объектов в эксплуатацию, проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности и другие.
3. Докладная записка – это инф. документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.
В зависимости от содержания и целевого назначения докладные записки делятся на:
инициативные (внесение предложений, изложение просьбы, фактов, явлений);
отчетные (о ходе, состоянии, завершении работ, выполнении поручений, планов, о результатах командировки, проверки и т.д.).
В зависимости от адресата докладные записки делятся на:
внутренние (адресуются руководителю организации);
внешние (адресуются руководителю вышестоящей организации).
4. Справка – это инф. документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов служебного или биографического характера. Справка содержит констатацию каких-либо фактов без мнения автора о существе излагаемых вопросов.
В зависимости от содержания и целевого назначения справки делятся на служебные и личные.
Служебная справка представляет официальный документ, содержащий сведения об основной деятельности организации (о штатной численности, о выполнении планов, заданий и др.). Разновидностью служебных справок являются сводки (об исполнении документов, сводка предложений и т.д.).
Личная справка – это официальный документ, подтверждающий сведения биографического и (или) служебного характера и выдаваемый частному лицу (о месте работы и занимаемой должности, о периоде работы, о размере заработной платы и др.).
В зависимости от адресата справки, как и докладные записки, делятся на внутренние и внешние.
5. Письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемое в связи с особым способом передачи текста (пересылка по почте и другим каналам связи).
В зависимости от содержания различаются следующие разновидности служебных писем: письма-запросы, письма-ответы, письма сопроводительные, рекламационные, гарантийные, напоминания, извещения, приглашения и др.
6. Телеграммы – это обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с передачей информации по каналам телеграфной связи. Телеграммы составляются в случаях, когда отправление документов почтой не обеспечивает своевременного решения вопросов. Телеграммы делятся на категории: “Внеочередные”, “Правительственные”, “Срочные”, “Обыкновенные”.
7. Телефонограммы – это обобщенное название различных по содержанию документов, используемых для оперативного решения вопросов с организациями, расположенными в пределах одного населенного пункта, когда сообщения требуют документального оформления.
Для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:
наименование организации и (или) структурного подразделения - автора;
дата; - регистрационный индекс; - подпись.
Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии (п.18 Инструкции по делопроизводству).
В частности, для нормативных прав. актов в соответствии со ст.26 З-на РБ от 10.01.2000 года “О нормативных прав. актах РБ” обязательными реквизитами являются:
вид акта (З-н РБ, декрет През-та РБ, указ През-та РБ, постановление Совета Министров РБ и др.);
название; - дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;
подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативные прав. акты.
Для сокращения количества применяемых форм документов организации разрабатывают унифицированные формы документов. Эти формы представляют собой совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных на носителе информации в определенном порядке.
- Понятие, предмет, метод, принципы инф. Права.
- Субъекты инф. Права.
- Система инф. Права, место инф. Права в системе права.
- Инф. Права и свободы как основа инф. Права. Право на поиск, получение и использование информации.
- Информационно-прав. Нормы.
- Инф. Правоотношения: понятие, виды, структура, основания возникновения. Принципы прав. Регулирования инф. Отношений.
- Понятие и юридические свойства информации, ее особенности. Классификация информации.
- Понятие прав. Режима информации и его разновидности.
- Правовой режим информации свободного доступа.
- Правовой режим информации ограниченного доступа.
- Понятие и виды инф. Ресурсов.
- Государственная политика в области формирования и использования инф. Ресурсов.
- Пользование инф.И ресурсами.
- Понятие и виды документированной информации
- Понятие и виды документов. Реквизиты документа.
- Управление созданием, изменением, дополнением и обращением документов.
- Основания и порядок создания, оформления, изменения, дополнения, обращения документов, их отмены.
- Электронный документ как объект прав. Регулирования и как объект правоотношений.
- Понятие электронной цифровой подписи. Прав. Регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи.
- Понятие и виды массовой информации. Прав. Гарантии свободы информации.
- Понятие средств массовой информации. Организация деятельности средств массовой информации.
- Распространение массовой информации.
- Понятие и значение рекламы как разновидности массовой информации. Требования, предъявляемые к рекламе. Виды рекламы.
- Субъекты рекламной деятельности, их права и обязанности.
- Гос. Контроль в области рекламы.
- Понятие и виды архивной информации. Архивные фонды и архивные инф. Ресурсы.
- Сбор, обработка, оформление, хранение, предоставление, получение и охрана архивной информации.
- Порядок обращения к архивным фондам и использование архивных документов.
- Прав. Регулирование библиотечного дела. Понятие и виды библиотек.
- Государственная политика в области библиотечного дела.
- Права и обязанности граждан и других субъектов в области библиотечного дела.
- Прав. Аспекты сохранения и использования культурного достояния народа рб в области библиотечного дела.
- Понятие гос. Секретов. Сведения, составляющие и не составляющие инф. Секреты.
- Отнесение сведений к гос. Секретам и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.
- Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.И секретами.
- Защита гос. Тайны.
- Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.
- Способы защиты коммерческой тайны.
- Понятие и виды сведений, составляющих информацию о частной жизни и персональных данных.
- Прав. Основы работы с персональными данными и информацией о частной жизни.
- Права субъекта персональных данных. Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Понятие и классификации инф. Технологий, инф. Систем и средств их обеспечения.
- Порядок разработки и внедрения инф. Технологий, систем и средств их обеспечения.
- Государственная политика в области создания инф. Систем, технологий и средств их обеспечения.
- Прав. Регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций.
- Прав. Основы функционирования сети Интернет. Государственная политика в отношении сети Интернет.
- Особенности инф. Правоотношений в Интернете. Право на поиск, получение и потребление информации в сети Интернет.
- Прав. Аспекты создания и распространения документов, формирования инф. Ресурсов, предоставления инф. Продуктов и инф. Услуг в Интернете.
- Инф. Технологии и средства их обеспечения в сети Интернет.