Отнесение сведений к гос. Секретам и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.
Отнесение сведений к гос. секретам предполагает применение совокупности прав., организационных и иных мер по включению категорий сведений в перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, составляется из категорий сведений республиканского органа государственного управления, иного государственного органа или организации, наделенных полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите, на основании Перечня сведений, составляющих государственную тайну РБ.
Основными принципами отнесения сведений к гос. секретам являются:
1. Законность, т.е. отнесение сведений к гос. секретам должно осуществляться в соответствии с законодательством РБ.
2. Безопасность личности, общества и гос-ва, т.е. отнесение сведений к гос. секретам должно осуществляться без причинения вреда личности, обществу и гос-ву.
3. Обоснованность, т.е. решение о включении сведений в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, должно приниматься на основании их экспертной оценки.
4. Соотнесенность с мерами защиты гос. секретов иностранных государств, т.е. должна быть согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к гос. секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с кот. РБ имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих инф. секреты (ст. 3 З-на РБ “О гос. секретах”).
Засекречивание сведений, составляющих инф. секреты, предполагает присвоение грифа секретности носителям гос. секретов и (или) сопроводительной документации на них и установление правил обращения с ними.
Республиканские органы государственного управления, иные инф. органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите, на основании Перечня сведений, составляющих государственную тайну РБ, составляют перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются руководителями уполномоченных гос. органов по согласованию с органами гос. безопасности РБ и пересматриваются по мере необходимости, но не реже чем через каждые пять лет.
Юридические и физические лица, имеющие допуск к гос. секретам и получившие в результате осуществления деятельности сведения, подлежащие засекречиванию, обязаны внести в уполномоченные инф. органы предложение о необходимости их отнесения к гос. секретам и его обоснование.
При составлении перечня сведений, подлежащих засекречиванию, определяется степень секретности категорий сведений, включаемых в него.
Степень секретности – это показатель важности сведений, составляющих инф. секреты, зависящий от тяжести последствий или размеров вреда, кот. могут наступить в результате их несанкционированного распространения, и указывающий на характер и объем мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты.
В зависимости от категории сведений, составляющих инф. секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно (ст. 17 З-на РБ “О гос. секретах”). Срок действия степени секретности сведений, составляющих инф. секреты, исчисляется с момента их засекречивания и пересматривается на основании внесения дополнений и изменений в перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
При засекречивании сведений их носителям и (или) сопроводительной документации на них присваивается соответствующий гриф секретности.
Гриф секретности – это реквизит, свидетельствующий о степени секретности сведений, составляющих инф. секреты, содержащийся на их носителе, проставляемый на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него
В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих инф. секреты, присваиваются соответствующие грифы секретности:
для носителей гос. тайны – “Особой важности”, “Совершенно секретно”;
для носителей служебной тайны – “Секретно”.
Присвоение носителям гос. секретов иных грифов запрещается. Также не допускается использование грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к гос. секретам.
Сведения считаются засекреченными с момента проставления грифа секретности на их носителях и (или) сопроводительной документации на них.
Необходимость изменения степени секретности сведений, составляющих инф. секреты, или их рассекречивания определяется тяжестью предполагаемых последствий или вреда для национальной безопасности РБ, а также созданием угрозы безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам в случае разглашения или утраты этих сведений.
Основаниями для рассекречивания сведений, в соответствии со ст.18 З-на РБ “О гос. секретах”, являются:
1) принятие на себя Республикой Беларусь международных обязательств по беспрепятственному обмену сведениями, относящимися в РБ к гос. секретам;
2) изменение обстоятельств, вследствие кот. дальнейшее засекречивание сведений является нецелесообразным;
3) необоснованное засекречивание сведений.
Руководители гос. органов и иных организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите, вносят должностным лицам подчиненных организаций предписания о рассекречивании необоснованно засекреченных сведений.
Руководители юридических лиц имеют право на рассекречивание сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.
Рассекречивание сведений, составляющих инф. секреты, производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров РБ.
- Понятие, предмет, метод, принципы инф. Права.
- Субъекты инф. Права.
- Система инф. Права, место инф. Права в системе права.
- Инф. Права и свободы как основа инф. Права. Право на поиск, получение и использование информации.
- Информационно-прав. Нормы.
- Инф. Правоотношения: понятие, виды, структура, основания возникновения. Принципы прав. Регулирования инф. Отношений.
- Понятие и юридические свойства информации, ее особенности. Классификация информации.
- Понятие прав. Режима информации и его разновидности.
- Правовой режим информации свободного доступа.
- Правовой режим информации ограниченного доступа.
- Понятие и виды инф. Ресурсов.
- Государственная политика в области формирования и использования инф. Ресурсов.
- Пользование инф.И ресурсами.
- Понятие и виды документированной информации
- Понятие и виды документов. Реквизиты документа.
- Управление созданием, изменением, дополнением и обращением документов.
- Основания и порядок создания, оформления, изменения, дополнения, обращения документов, их отмены.
- Электронный документ как объект прав. Регулирования и как объект правоотношений.
- Понятие электронной цифровой подписи. Прав. Регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи.
- Понятие и виды массовой информации. Прав. Гарантии свободы информации.
- Понятие средств массовой информации. Организация деятельности средств массовой информации.
- Распространение массовой информации.
- Понятие и значение рекламы как разновидности массовой информации. Требования, предъявляемые к рекламе. Виды рекламы.
- Субъекты рекламной деятельности, их права и обязанности.
- Гос. Контроль в области рекламы.
- Понятие и виды архивной информации. Архивные фонды и архивные инф. Ресурсы.
- Сбор, обработка, оформление, хранение, предоставление, получение и охрана архивной информации.
- Порядок обращения к архивным фондам и использование архивных документов.
- Прав. Регулирование библиотечного дела. Понятие и виды библиотек.
- Государственная политика в области библиотечного дела.
- Права и обязанности граждан и других субъектов в области библиотечного дела.
- Прав. Аспекты сохранения и использования культурного достояния народа рб в области библиотечного дела.
- Понятие гос. Секретов. Сведения, составляющие и не составляющие инф. Секреты.
- Отнесение сведений к гос. Секретам и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.
- Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.И секретами.
- Защита гос. Тайны.
- Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.
- Способы защиты коммерческой тайны.
- Понятие и виды сведений, составляющих информацию о частной жизни и персональных данных.
- Прав. Основы работы с персональными данными и информацией о частной жизни.
- Права субъекта персональных данных. Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Понятие и классификации инф. Технологий, инф. Систем и средств их обеспечения.
- Порядок разработки и внедрения инф. Технологий, систем и средств их обеспечения.
- Государственная политика в области создания инф. Систем, технологий и средств их обеспечения.
- Прав. Регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций.
- Прав. Основы функционирования сети Интернет. Государственная политика в отношении сети Интернет.
- Особенности инф. Правоотношений в Интернете. Право на поиск, получение и потребление информации в сети Интернет.
- Прав. Аспекты создания и распространения документов, формирования инф. Ресурсов, предоставления инф. Продуктов и инф. Услуг в Интернете.
- Инф. Технологии и средства их обеспечения в сети Интернет.