Понятие, предмет, метод, принципы инф. Права.
Инф. право представляет собой достаточно новую отрасль права. В литературе предлагаются разнообразные термины для определения его содержания (например, программное право, компьютерное право, правовая информатика, телекоммуникационное право и др.). Все эти термины выбираются в зависимости от объектов, по отношению к которым или в связи с кот. возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. В последнее время чаще всего применяется термин “инф. право”.
В широком смысле, инф. право рассматривается как: 1) отрасль права; 2) наука, изучающую информационную сущность права; 3) учебная дисциплина.
Инф. право как отдельная, самостоятельная отрасль права ставит своей задачей регулирование особой однородной группы общественных отношений, кот. называются инф.и отношениями.
Инф. правоотношения возникают именно в рамках инф. сферы. Такие отношения неоднородны и включают в себя несколько групп общественных отношений, возникающих в инф. сфере по поводу информации:
отношения, связанные с созданием и преобразованием информации (создание официальной информации, интеллектуальной собственности);
отношения, связанные с хранением информации (защита информации, хранение информации с особым режимом доступа);
отношения, связанные с передачей и распространением информации (прав. положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети Интернет и других глобальных инф. сетей);
отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфере библиотечного и архивного дела).
Именно эти общественные отношения составляют предмет прав. регулирования инф. права, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.
Согласно ст.1 З-на РБ от 10.11.2008 г. “Об информации, информатизации и защите информации” инф. отношения – это отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также при применении инф. технологий.
Инф. отношения также опосредуют государственную политику признания, соблюдения, защиты инф. прав и свобод человека и гражданина в инф. сфере.
Главной характерной чертой общественных отношений в инф. сфере является то, что они возникают, развиваются и прекращаются при обращении информации в инф. сфере в результате осуществления инф. процессов с учетом особенностей и свойств информации, проявляющихся в системе права.
Т.о., предмет прав. регулирования инф. права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в инф. сфере в результате осуществления инф. процессов.
Под методом прав. регулирования понимаются способы воздействия норм инф. права на инф. отношения.
Любая отрасль права использует в качестве средств прав. регулирования предписания (распоряжение, обязывание), запреты или дозволения. В информационном праве также применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на инф. отношения.
Кроме того, характерные для инф. права методы можно разделить на императивные и диспозитивные.
Для метода диспозитивного регулирования, применяемого в инф. сфере, характерны:
1) равенство субъектов инф. правоотношений;
2) самостоятельность участников инф. правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;
3) самостоятельная ответственность субъектов инф. правоотношений по своим обязательствам.
Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений инф. собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании инф. технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика инф. технологий и средств их обеспечения) и т.п.
К диспозитивным методам отн.:
1) метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам инф. правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела);
2) метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности);
3) метод рекомендаций, который заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников инф. правоотношений (регулирование средств массовой информации);
4) метод поощрений, при кот. законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты инф. права выбирают предложенную им модель поведения.
Для метода императивного регулирования инф. отношений характерны:
1) отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон инф. правоотношений;
2) строгая связанность субъектов права правовыми рамками, т.е. субъекты инф. права действуют по своему усмотрению, но строго в пределах предоставленных законом полномочий;
3) обязанность субъектов инф. правоотношений действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей;
4) возможное запрещение каких-либо действий для определения границ возможного неправомерного поведения;
5) сочетание убеждения и принуждения.
Императивные методы регулирования инф. отношений применяются в информационном праве:
1) при закреплении компетенции гос. органов по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами, в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;
2) при установлении порядка создания и применения гос. инф. систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;
3) при формировании и реализации соответствующими структурами гос. политики по формированию и развитию инф. общества;
4) при осуществлении действий, связанных с гос. регистрацией инф. ресурсов и гос. инф. систем;
5) при регулировании инф. отношений в области массовой информации;
6) при регулировании инф. отношений в области инф. безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;
7) при решении гос.и органами и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в инф. сфере;
8) другие виды деятельности гос. органов и структур в инф. сфере.
К императивным методам отн.ся:
1) метод обязывания, который заключается в возложении на участников инф. правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом);
2) метод запрета, который заключается в возложении на участников инф. правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (используется для обозначения деяний, представляющих собой инф. нарушения).
Исходя из специфики регулируемых общественных отношений и используемых для этого методов, можно сформулировать определение инф. права.
Инф. право – это система прав. норм, регулирующих на комплексной основе сферу общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов. Кроме того, инф. право можно рассматривать как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой гос-ва, возникающих в инф. сфере, т.е. сфере производства, преобразования и потребления информации.
Прав. регулирование инф. отношений основывается на принципах инф. права, под кот. понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие закономерности общественных отношений в инф. сфере.
Принципы инф. права базируются на положениях конституционных норм, закрепляющих инф. права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений. Т.о., принципы в сфере инф. права можно разделить на две группы:
принципы, в основе кот. лежат конституционные нормы;
принципы, основанные на юридических особенностях и свойствах информации.
К первой группе принципов, базирующихся на конституционных нормах, отн.ся:
1. Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции РБ, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность гос-ва. Отсюда следует, что органы гос. власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе и в инф. сфере.
2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной законом (принцип свободы творчества и волеизъявления).
3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, гос-ва. Имеет целью защиту личности, общества, гос-ва от воздействия вредной информации.
4. Принцип свободного доступа к неограниченной законом информации (принцип гласности). Ни один субъект, кроме законодателя, не может вводить ограничения по доступу потребителей к информации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только законом.
5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации. Он означает обязанность любой гос. структуры собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.
6. Принцип законности. Этот принцип предполагает, что субъекты инф. права обязаны строго соблюдать Конституцию и законодательство РБ. Отсюда также следует, что информационно-прав. регулирование не должно противоречить Конституции и белорусскому законодательству.
7. Принцип ответственности. Применительно к информационно-правовому регулированию данный принцип означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-прав. норм.
Ко второй группе принципов, базирующихся на свойствах информации, отн.ся:
1. Принцип “отчуждения” информации от ее создателя. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем информации прав и обязанностей по ее использованию получившим ее субъектам (обладателям, потребителям информации), а также ответственности за неправомерное использование информации.
2. Принцип оборотоспособности информации. Информация, будучи обнародованной, превращается в объект, который существует независимо от ее создателя и который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость прав. регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
3. Принцип распространяемости информации. Данный принцип основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации для разных категорий обладателей (потребителей) таких экземпляров разный.
4. Принцип организационной формы. В основе принципа лежит положение, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в четко определенной форме (например, в форме документа). При этом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена и закреплена.
5. Принцип экземплярности информации. Тиражированная информация распространяется по экземплярам, учет кот. принципиально возможен и нередко необходим (например, в случае гос. или иной тайны).
- Понятие, предмет, метод, принципы инф. Права.
- Субъекты инф. Права.
- Система инф. Права, место инф. Права в системе права.
- Инф. Права и свободы как основа инф. Права. Право на поиск, получение и использование информации.
- Информационно-прав. Нормы.
- Инф. Правоотношения: понятие, виды, структура, основания возникновения. Принципы прав. Регулирования инф. Отношений.
- Понятие и юридические свойства информации, ее особенности. Классификация информации.
- Понятие прав. Режима информации и его разновидности.
- Правовой режим информации свободного доступа.
- Правовой режим информации ограниченного доступа.
- Понятие и виды инф. Ресурсов.
- Государственная политика в области формирования и использования инф. Ресурсов.
- Пользование инф.И ресурсами.
- Понятие и виды документированной информации
- Понятие и виды документов. Реквизиты документа.
- Управление созданием, изменением, дополнением и обращением документов.
- Основания и порядок создания, оформления, изменения, дополнения, обращения документов, их отмены.
- Электронный документ как объект прав. Регулирования и как объект правоотношений.
- Понятие электронной цифровой подписи. Прав. Регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи.
- Понятие и виды массовой информации. Прав. Гарантии свободы информации.
- Понятие средств массовой информации. Организация деятельности средств массовой информации.
- Распространение массовой информации.
- Понятие и значение рекламы как разновидности массовой информации. Требования, предъявляемые к рекламе. Виды рекламы.
- Субъекты рекламной деятельности, их права и обязанности.
- Гос. Контроль в области рекламы.
- Понятие и виды архивной информации. Архивные фонды и архивные инф. Ресурсы.
- Сбор, обработка, оформление, хранение, предоставление, получение и охрана архивной информации.
- Порядок обращения к архивным фондам и использование архивных документов.
- Прав. Регулирование библиотечного дела. Понятие и виды библиотек.
- Государственная политика в области библиотечного дела.
- Права и обязанности граждан и других субъектов в области библиотечного дела.
- Прав. Аспекты сохранения и использования культурного достояния народа рб в области библиотечного дела.
- Понятие гос. Секретов. Сведения, составляющие и не составляющие инф. Секреты.
- Отнесение сведений к гос. Секретам и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.
- Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.И секретами.
- Защита гос. Тайны.
- Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.
- Способы защиты коммерческой тайны.
- Понятие и виды сведений, составляющих информацию о частной жизни и персональных данных.
- Прав. Основы работы с персональными данными и информацией о частной жизни.
- Права субъекта персональных данных. Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Понятие и классификации инф. Технологий, инф. Систем и средств их обеспечения.
- Порядок разработки и внедрения инф. Технологий, систем и средств их обеспечения.
- Государственная политика в области создания инф. Систем, технологий и средств их обеспечения.
- Прав. Регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций.
- Прав. Основы функционирования сети Интернет. Государственная политика в отношении сети Интернет.
- Особенности инф. Правоотношений в Интернете. Право на поиск, получение и потребление информации в сети Интернет.
- Прав. Аспекты создания и распространения документов, формирования инф. Ресурсов, предоставления инф. Продуктов и инф. Услуг в Интернете.
- Инф. Технологии и средства их обеспечения в сети Интернет.