Понятие и виды массовой информации. Прав. Гарантии свободы информации.
Институт массовой информации – важнейший институт инф. права. Этим институтом регулируются инф. отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.
Массовая информация – это предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие инф. сообщения и (или) материалы, опубликованные в печати, сообщенные посредством телевизионного вещания и радиовещания или в иной форме периодического распространения (ст.1 З-на РБ от 17.07.2008 г. “О средствах массовой информации”).
Сущность и значение массовой информации проявляется в ее свойствах. К ним можно отнести следующие:
1. В отличие от разных видов специализированной информации, массовая – общезначима, т.е. несет в себе сведения, кот. в той или иной степени касаются всех. Кроме того, она общедоступна, поскольку распространяется по открытым каналам коммуникаций и фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных, кот. владеют массы (от простейшего “языка” светофора до весьма сложных языков искусства и науки).
Массовая информация – эта та часть социальной информации, которая предназначена для всех социальных групп и, в силу этого, является общезначимой и общедоступной.
2. Одним из базовых понятий массовой информации выступает понятие “массовые инф. потоки”.
В разные периоды жизни человечества производство и распространение массовой информации существенно различаются. Однако, есть и общие моменты.
Со времени, когда началось разделение труда и появились устойчивые социальные институты, производство массовой информации осуществляется на двух уровнях: спонтанно (т.е. создателем ее может стать практически каждый) и организованно (т.е. она создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные институты).
В результате образуются как бы два слоя массовой информации. Один – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами (например, анекдоты, слухи, сплетни). Другой слой производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступным широкой аудитории. Его образует все то, что люди видят и слышат в театрах, концертных и лекционных залах, по телевидению и радио, читают в газетах и на рекламных щитах, т. п.
Массовая информация, как и вся социальная информация, обладает свойством “консервироваться” и потому накапливается во времени в инф. хранилищах общества: архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных компьютерных сетей.
Кроме того, на всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых инф. продуктов, а с другой – к его интеграции.
Т.о., в современном мире массовая информация существует в трех формах. Во-первых, в пассивной, представленной в обществе как тексты “до востребования”.
Во-вторых, в форме непроизвольной активности. Тексты массовой информации циркулируют по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей (нередко остающихся неизвестными) и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций.
В-третьих, в форме произвольной активности, когда массовую информацию предлагают членам общества специально созданные социальные институты. Она движется по открытым, принципиально доступным для всех, специально созданным, технически опосредованным и по-особому структурированным каналам коммуникаций в виде динамичной, регулярно пополняющейся совокупности инф. продуктов. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие “массовые инф. потоки”.
Иными словами, массовые инф. потоки – это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.
3. Массовые инф. потоки, сосредоточивая в себе разные виды текстов массовой информации и актуализируя их, оказываются основным средством, с помощью которого удовлетворяются первостепенные потребности общества как развивающейся системы. К этим потребностям отн.ся следующие:
1) потребность в формировании массового сознания – варианта общественного сознания, который играет роль камеры эталонов при освоении вновь поступающей информации;
2) потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности;
3) потребность в самоопределении общественного мнения – оперативной программы реагирования общества на изменение условий существования;
4) потребность в своевременной выработке и распространении разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям;
5) потребность в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, т.е. массовая информация служит гармонизации общественных и групповых интересов, повышающей степень согласованности общественных практических действий;
6) потребность в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам в связи с возникающими у них проблемами делового или личного характера, кот. могут нарушать гармонию общественных, корпоративных и частных интересов, отрицательно сказываясь на согласованности практических действий;
7) потребность в поддержании необходимого жизненного тонуса общества, т.е. такого психофизического состояния людей, при кот. в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к общественно нужному поведению.
По отношению к массовым инф. потокам перечисленные потребности выступают как причина, формирующая соответствующий комплекс их ф-ций, а следовательно, и состав информации. Если классифицировать ее по назначению, функциональной направленности, окажется, что эти материалы составляют семь групп и соотносимы с указанными выше потребностями.
К первой группе можно отнести информацию, нужную для стимулирования духовных исканий людей, ведущих к формированию массового сознания. Круг ее широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда), стереотипы поведения, ориентированного на актуальные общественные идеалы.
Ко второй группе можно отнести материалы, оповещающие об изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, кот. принято называть текстами новостной и проблемно-аналитической журналистики.
Третью группу составят материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих общество проблемах – публицистические выступления политиков, ученых, писателей, журналистов, других социально активных граждан, посвященные актуальнейшим проблемам и вопросам гос. и общественной жизни.
Четвертую группу образуют административные, управленческие тексты – сообщения о тех или иных решениях институтов власти, рассчитанные на управление поведением масс.
К пятой группе можно отнести информацию, которая дает возможность знакомиться со специфическими групповыми ценностями – мировоззренческими и культурными особенностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества (в том числе и с ценностными ориентациями общественных и гос. лидеров).
К шестой группе отн.ся материалы, способные помочь в решении личных или деловых проблем (имеются в виду разного рода типовые трудности производственного и бытового свойства) – полезные советы, юридические консультации, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера.
Седьмая группа представлена рекреативными материалами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы, обрести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, игры, конкурсы, соревнования.
Иными словами, массовые инф. потоки включают в себя движущийся массив информации, представленной в различной форме и нужной в той или иной мере каждому человеку, но, главное, в своей совокупности необходимой обществу в целом, поскольку удерживает его как целостность, ориентирована на обеспечение нормальной работы механизмов его саморегулирования.
Прав. регулирование отношений в области массовой информации осуществляется по следующим основным направлениям:
1) обеспечение гарантий свободы массовой информации;
2) организация деятельности средства массовой информации;
3) распространение массовой информации;
4) отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;
5) права и обязанности журналиста;
6) межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;
7) ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Прав. гарантии свободы массовой информации.
Свобода массовой информации гарантируется Конституцией РБ. Институт массовой информации базируется на основной инф. конституционной норме: “Гражданам РБ гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды” (ст.34 Конституции РБ).
Это означает, что производство массовой информации, как и любых других видов информации, открыто. Ограничения в распространении информации могут вводиться только законом. Так согласно ст.23 Конституции РБ ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Пользование информацией также может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ч.3 ст.34 Конституции РБ).
Гарантия свободы производства, передачи и распространения массовой информации закрепляются ст. 33 Конституции РБ. Согласно части 3 указанной статьи монополизация средств массовой информации гос-вом, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.
Конституция РБ гарантирует свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, а также защиту каждого от принуждения к выражению своих убеждений или отказу от них (ч.1, 2 ст.33). Кроме того, в ч.2 ст.5 Конституции РБ гарантируется право политических партий и других общественных объединений пользоваться гос.и средствами массовой информации в порядке, определяемом законодательством.
Основным актом, регулирующим отношения в сфере массовой информации, является З-н РБ от 17 июля 2008 г. “О средствах массовой информации”.
В соответствии со ст.7 указанного Закона в РБ не допускается незаконное ограничение свободы массовой информации, которое выражается:
1) в осуществлении цензуры массовой информации;
2) во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены ф-ции редакции средства массовой информации;
3) в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований законодательства РБ;
4) в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации;
5) в нарушении прав журналиста средства массовой информации;
6) в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены ф-ции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации.
В то же время согласно ст.38 З-на РБ “О средствах массовой информации” в средствах массовой информации запрещено распространение:
1) информации от имени организаций, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию), а также организаций, в отношении кот. имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации;
2) сведений, пропагандирующих использование и потребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в немедицинских целях, а также сведений о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
3) информации, направленной на пропаганду войны, насилия, жестокости, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, а также другой информации, распространение которой запрещено законодательством РБ.
В радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программах запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Т.о., гос-во гарантирует свободу массовой информации, которая может быть ограничена только в случаях и порядке, установленных законодательством, в интересах личности, общества и гос-ва.
- Понятие, предмет, метод, принципы инф. Права.
- Субъекты инф. Права.
- Система инф. Права, место инф. Права в системе права.
- Инф. Права и свободы как основа инф. Права. Право на поиск, получение и использование информации.
- Информационно-прав. Нормы.
- Инф. Правоотношения: понятие, виды, структура, основания возникновения. Принципы прав. Регулирования инф. Отношений.
- Понятие и юридические свойства информации, ее особенности. Классификация информации.
- Понятие прав. Режима информации и его разновидности.
- Правовой режим информации свободного доступа.
- Правовой режим информации ограниченного доступа.
- Понятие и виды инф. Ресурсов.
- Государственная политика в области формирования и использования инф. Ресурсов.
- Пользование инф.И ресурсами.
- Понятие и виды документированной информации
- Понятие и виды документов. Реквизиты документа.
- Управление созданием, изменением, дополнением и обращением документов.
- Основания и порядок создания, оформления, изменения, дополнения, обращения документов, их отмены.
- Электронный документ как объект прав. Регулирования и как объект правоотношений.
- Понятие электронной цифровой подписи. Прав. Регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи.
- Понятие и виды массовой информации. Прав. Гарантии свободы информации.
- Понятие средств массовой информации. Организация деятельности средств массовой информации.
- Распространение массовой информации.
- Понятие и значение рекламы как разновидности массовой информации. Требования, предъявляемые к рекламе. Виды рекламы.
- Субъекты рекламной деятельности, их права и обязанности.
- Гос. Контроль в области рекламы.
- Понятие и виды архивной информации. Архивные фонды и архивные инф. Ресурсы.
- Сбор, обработка, оформление, хранение, предоставление, получение и охрана архивной информации.
- Порядок обращения к архивным фондам и использование архивных документов.
- Прав. Регулирование библиотечного дела. Понятие и виды библиотек.
- Государственная политика в области библиотечного дела.
- Права и обязанности граждан и других субъектов в области библиотечного дела.
- Прав. Аспекты сохранения и использования культурного достояния народа рб в области библиотечного дела.
- Понятие гос. Секретов. Сведения, составляющие и не составляющие инф. Секреты.
- Отнесение сведений к гос. Секретам и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.
- Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.И секретами.
- Защита гос. Тайны.
- Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.
- Способы защиты коммерческой тайны.
- Понятие и виды сведений, составляющих информацию о частной жизни и персональных данных.
- Прав. Основы работы с персональными данными и информацией о частной жизни.
- Права субъекта персональных данных. Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Понятие и классификации инф. Технологий, инф. Систем и средств их обеспечения.
- Порядок разработки и внедрения инф. Технологий, систем и средств их обеспечения.
- Государственная политика в области создания инф. Систем, технологий и средств их обеспечения.
- Прав. Регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций.
- Прав. Основы функционирования сети Интернет. Государственная политика в отношении сети Интернет.
- Особенности инф. Правоотношений в Интернете. Право на поиск, получение и потребление информации в сети Интернет.
- Прав. Аспекты создания и распространения документов, формирования инф. Ресурсов, предоставления инф. Продуктов и инф. Услуг в Интернете.
- Инф. Технологии и средства их обеспечения в сети Интернет.