logo
ответы ПОИД

Инф. Права и свободы как основа инф. Права. Право на поиск, получение и использование информации.

Основу инф. права, его юрид. базис, составляют инф. права и свободы, обеспечение гарантий кот. является основной целью этой новой отрасли права.

Мировое сообщество еще в середине XX столетия ввело прав. механизмы, обеспечивающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, значительную роль в кот. играют инф. права и свободы. Инф. права и свободы впервые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Например, ст. 19 Декларации закрепила свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от гос. границ.

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) развивает положения, закрепляющие инф. права и свободы. В частности, в статье 10 содержится норма о свободе получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны гос. органов и независимо от гос. границ. Данная статья не препятствует гос-вам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. также включал статьи, закрепляющие инф. права и свободы.

Инф. права и свободы закреплены в действующей Конституции РБ.

Свобода информации в конституционном праве представляет собой груп­пу прав и свобод, включающую в себя:

Конституционной основой поиска, получения и рас­пространения информации являются следующие положе­ния Конституции РБ:

1) статья 34: “Гражданам РБ гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, досто­верной и своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о поли­тической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Инф. органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину РБ возможность ознакомиться с материа­лами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, лич­ной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав”;

2) часть первая ст. 51: “Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей оте­чественной и мировой культуры...”.

3) статья 28: “Каждый имеет право на защиту от незаконного вмеша­тельства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообще­ний, на его честь и достоинство”.

4) статья 33: “Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и свободное выражение. Монополизация средств массовой информации гос-вом, общественными или отдель­ными гражданами, а также цензура не допускаются”.

При этом Конституция РБ защищает общество и каждого его члена от распространения вредной, опасной информации.

В целом, право свободного поиска и получения информации озна­чает:

1) право каждого обращаться в органы гос. власти, общественные объединения, организации, другие структуры за получением необходимой информации;

2) право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;

3) право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые сред­ствами массовой информации;

4) право получать информа­цию, содержащуюся в научных трудах и литературных произведениях, а также другую информацию.

В Беларуси базовым актом, регулирующим отношения, возникаю­щие между потребителями информации и ее производи­телями при обращении информации, является З-н РБ от 10 ноября 2008 года “Об информации, информатизации и защите информации”.

Статья 6 указанного Закона содержит основные положения о праве на информацию:

1. Инф. органы, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией в соответствии с законодательством РБ.

2. Инф. органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданам РБ возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы.

3. Гражданам РБ гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

4. Право на информацию не может быть использовано для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных деяний.

Т.о., право на получение информации, которое может быть ограничено только законом, имеют: гос-во в лице его гос. органов; юридические или физические лица.

Доступ физических и юридических лиц к гос. инф. ресурсам признается основой осу­ществления общественного контроля за деятельностью орга­нов гос. власти, органов местного управления и самоуправления, общественных, политических и иных ор­ганизаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Органы гос. власти, уполномоченные ими юридические лица, обязаны организовывать работу по фор­мированию и предоставлению пользователю открытых инф. ресурсов, являющихся собственностью гос-ва.

Юридические и физические лица, чьи инф. ресурсы содержат документированную информацию о других физических или юридических лицах, обязаны дать возможность лицу ознакомиться с материалами, затрагиваю­щими его права и законные интересы. Физические и юри­дические лица имеют право:

  1. на доступ к документированной информации о них;

  2. на уточнение этой документированной информации в целях обеспечения ее полноты и точности;

  3. оспаривать эту документированную информацию в установленном законодательством порядке;

  4. знать, кто и в каких целях накапливает или исполь­зует документированную информацию о них.

Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредставление в течение установ­ленного срока, равно как и другие нарушения порядка рас­смотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного законом, могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности гос. орган. Если решение выше­стоящего органа не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть направлена в суд.

Лица, которым неправомерное отказано в доступе к инфор­мации, имеют право на возмещение понесенного ущерба.

  1. Понятие и виды источников инф. права. Инф. законодательство, его система и тенденции развития.

Под источниками инф. права понимаются внешние формы выражения информационно-прав. норм. Основу источников инф. права составляют нормативные прав. акты инф. законодательства, которое активно развивается.

По уровню принятия нормативных прав. актов инф. законодательства и их действию в пространстве можно выделить общереспубликанские акты и акты органов местного управления и самоуправления.

Республиканский уровень источников инф. права представлен информационно-правовыми нормами Конституции РБ, законами, декретами и указами През-та РБ, постановлениями Правительства РБ, нормативными правовыми актами министерств и иных республиканских органов управления.

Источники инф. права на уровне органов местного управления и самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм общереспубликанского уровня.

Структура инф. законодательства может быть представлена следующей совокупностью инф. прав. норм и актов инф. законодательства:

1) информационно-прав. нормы международных актов;

2) информационно-прав. нормы Конституции РБ;

3) нормативные прав. акты отрасли инф. законодательства;

4) информационно-прав. нормы в составе других отраслей законодательства.

В Едином правовом классификаторе РБ, утвержденном Указом През-та РБ от 4.01.1999 г. №1, система законодательства об информации и информатизации представлена в следующем виде:

1. Общие вопросы информации и информатизации.

2. Средства массовой информации:

3. Издательское дело.

4. Отдельные виды информации: общие вопросы; правовая информация; научно-техническая информация; статистическая информация; коммерческая информация; экономическая информация; реклама.

5. Инф. обслуживание. Инф. услуги.

6. Информатизация. Инф. системы, технологии и средства их обеспечения.

7. Иные вопросы законодательства об информации и информатизации.

Исходную базу прав. регулирования инф. отношений в РБ составляют положения Конституции, закрепляющие основные инф. права и свободы граждан, а также их конституционные гарантии (статьи 2, 5, 21, 23, 28, 33, 34 и т.д.).

Наибольшее число прав. норм, регулирующих инф. отношения, включены в специальные нормативные прав. акты. К их числу отн.ся: З-н РБ от 10 ноября 2008 г. “Об информации, информатизации и защите информации”, З-н РБ от 28 декабря 2009 г. “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, З-н РБ от 29 ноября 1994 г. “О гос. секретах”, З-н РБ от 17 июля 2008 г. “О средствах массовой информации”, Закон РБ от 10 мая 2007 г. “О рекламе”, З-н РБ от 16 мая 1996 г. “Об авторском праве и смежных правах” и др.

Информационно-прав. нормы, опосредующие охранительные инф. правоотношения, содержатся в Уголовном кодексе РБ от 9.06.1999 г., Кодексе РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 г., Законе РБ от 17.07.2007 г. “Об органах внутренних дел РБ”, Законе РБ от 9.07.1999 г. “Об оперативно-розыскной деятельности” и т.д.

Кроме того, принято и действует большое количество президентских, правительственных, ведомственных, иных нормативных прав. актов, содержащих нормы об информации, информатизации и защите информации. Например, указы През-та РБ “О порядке распространения правовой инфор­мации в РБ” от 1 декабря 1998 г. № 565; “О некот. вопросах информатизации в РБ” от 6 апреля 1999 г. № 195; “Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну РБ” от 12 апреля 2004 года №186; “О совершенствовании работы гос. органов, иных гос. организаций со средствами массовой информации” от 6 февраля 2009 года №65; “О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет” от 1 февраля 2010 года №60 и др.

Большое значение имеют технические нормативные прав. акты, разрабатываемые в процессе технического нормирования и стандартизации с целью обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (услуг); технической и инф. совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений; национальной безопасности; устранения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов. Правовую базу в этой сфере составляют Законы РБ от 5 января 2004 года “О техническом нормировании и стандартизации” и “Об оценке соответствия требованиям технических нормативных прав. актов в области технического нормирования и стандартизации”.

Согласно ст.15 З-на РБ “О техническом нормировании и стандартизации” к техническим нормативным правовым актам отн.ся:

  1. технические регламенты;

  2. технические кодексы;

  3. стандарты, в том числе инф. стандарты, стандарты организаций;

  4. технические условия.

Официально изданные технические регламенты, технические кодексы, международные, межинф. (региональные) и инф. стандарты, информация о технических нормативных прав. актах, прошедших государственную регистрацию, а также иные документы, предусмотренные актами законодательства, составляют Национальный фонд технических нормативных прав. актов.

В целом, инф. законодательство РБ находится в постоянном развитии. Перед законодателем стоит непростая задача создания нормативных прав. актов, кот. бы отражали происходящие в инф. сфере процессы, регулировали бы постоянно появляющиеся новые инф. отношения, реагировали бы на развитие инф. технологий.