Некоммерческие партнерства
Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве НКО, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (например, защита интересов организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и пр.).
Правовой статус некоммерческого партнерства во многом соответствует статусу ассоциации, поскольку это организации, основанные на добровольном членстве. Те же учредительные документы (остальные НКО – только устав). Аналогичная структуру и компетенцию органов управления.
Различия:
1. Некоммерческое партнерство в рамках специальной правоспособности для реализации своих уставных целей вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и путем непосредственно производства, реализации товаров, услуг, ценных бумаг, а не только путем создания и участия в хозяйственных обществах.
2. Члены некоммерческого партнерства при выходе из него получают часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность организации, за исключением членских взносов.
3. Члены ликвидируемого некоммерческого партнерства вправе получить часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность. Иной порядок получения имущества при выходе из некоммерческого партнерства, распределения имущества при ликвидации партнерства может быть предусмотрен ФЗ или учредительными документами.
Холдинг как субъект предпринимательского права.
Не являются ЮЛ. Обладают частичной правосубъектностью.
Холдинг (holding - с англ. "владеющий, держащий") – совокупность хозяйственных обществ (товариществ), связанных отношениями экономической зависимости, субординации и контроля.
Холдинг – предпринимательское объединение хозяйствующих субъектов (хозяйственных товариществ или обществ, которые, обладая юридической самостоятельностью, находятся в экономической зависимости и под административным контролем у холдинговой (головной, управляющей, материнской) компании; участники холдинга реализуют общие экономические цели и работают на основе единой политики осуществления предпринимательской деятельности.
Холдинговая (головная, управляющая, материнская) компания (холдинг в узком смысле) – коммерческое юридическое лицо, являющееся участником холдинга и обладающее полномочиями оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других участников холдинга, и несущее ответственность по долгам участника холдинга аналогично ответственности основного хозяйственного общества по долгам дочернего.
Вообще же термины «холдинг» («холдинговая компания») могут пониматься в узком смысле – как юридическое лицо, влияющее на другое, и в широком – как совокупность влияющего общества (товарищества) и общества, находящегося под влиянием, т. е. группа взаимосвязанных отношениями экономической зависимости лиц.
Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 % голосующих акций первого общества.
Холдинговая компания как совокупность основного (преобладающего) и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ является группой лиц.
Группа лиц – это объединение юридических лиц, связанных отношениями экономической зависимости, субординации и контроля; сущность группы в том, что это экономическое единство, состоящее из самостоятельных субъектов права, не являющихся равноправными.
Экономический контроль в холдинговой компании можно определить как возможность основного общества обеспечивать определяющее влияние на принятие решений дочерним обществом.
Между унитарным предприятием и созданным им дочерним предприятием (NB! сейчас такая возможность законодательством не предусмотрена; после вступления в действие ФЗ о ГиМУП дочерние предприятия в течение 6 месяцев должны были быть присоединены к основным), также как и между некоммерческой организацией (фондом, ассоциацией) и учрежденной ею обществом существуют отношения холдингового типа, основанные на подчинении и контроле. Неурегулированность этих форм предпринимательских объединений - недостаток действующего законодательства.
Классификация холдинговых компаний:
чистый холдинг: основное (преобладающее) общество владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству дочерними (зависимыми) обществами;
смешанный холдинг: наряду с контролем за деятельностью дочерних (зависимых) обществ основное (преобладающее) общество осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.