logo search
ответы по ПП

Некоммерческие партнерства

Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве НКО, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (например, защита интересов организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и пр.).

Правовой статус некоммерческого партнерства во многом соответствует статусу ассоциации, поскольку это организации, основанные на добровольном членстве. Те же учредительные документы (остальные НКО – только устав). Аналогичная структуру и компетенцию органов управления.

Различия:

1. Некоммерческое партнерство в рамках специальной правоспособности для реализации своих уставных целей вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и путем непосредственно производства, реализации товаров, услуг, ценных бумаг, а не только путем создания и участия в хозяйственных обществах.

2. Члены некоммерческого партнерства при выходе из него получают часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность организации, за исключением членских взносов.

3. Члены ликвидируемого некоммерческого партнерства вправе получить часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность. Иной порядок получения имущества при выходе из некоммерческого партнерства, распределения имущества при ликвидации партнерства может быть предусмотрен ФЗ или учредительными документами.

  1. Холдинг как субъект предпринимательского права.

Не являются ЮЛ. Обладают частичной правосубъектностью.

Холдинг (holding - с англ. "владеющий, держащий") – совокупность хозяйственных обществ (товариществ), связанных отношениями экономической зависимости, субординации и контроля.

Холдинг – предпринимательское объединение хозяйствующих субъектов (хозяйственных товариществ или обществ, которые, обладая юридической самостоятельностью, находятся в экономической зависимости и под административным контролем у холдинговой (головной, управляющей, материнской) компании; участники холдинга реализуют общие экономические цели и работают на основе единой политики осуществления предпринимательской деятельности.

Холдинговая (головная, управляющая, материнская) компания (холдинг в узком смысле) – коммерческое юридическое лицо, являющееся участником холдинга и обладающее полномочиями оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других участников холдинга, и несущее ответственность по долгам участника холдинга аналогично ответственности основного хозяйственного общества по долгам дочернего.

Вообще же термины «холдинг» («холдинговая компания») могут пониматься в узком смысле – как юридическое лицо, влияющее на другое, и в широком – как совокупность влияющего общества (товарищества) и общества, находящегося под влиянием, т. е. группа взаимосвязанных отношениями экономической зависимости лиц.

Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 % голосующих акций первого общества.

Холдинговая компания как совокупность основного (преобладающего) и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ является группой лиц.

Группа лиц – это объединение юридических лиц, связанных отношениями экономической зависимости, субординации и контроля; сущность группы в том, что это экономическое единство, состоящее из самостоятельных субъектов права, не являющихся равноправными.

Экономический контроль в холдинговой компании можно определить как возможность основного общества обеспечивать определяющее влияние на принятие решений дочерним обществом.

Между унитарным предприятием и созданным им дочерним предприятием (NB! сейчас такая возможность законодательством не предусмотрена; после вступления в действие ФЗ о ГиМУП дочерние предприятия в течение 6 месяцев должны были быть присоединены к основным), также как и между некоммерческой организацией (фондом, ассоциацией) и учрежденной ею обществом существуют отношения холдингового типа, основанные на подчинении и контроле. Неурегулированность этих форм предпринимательских объединений - недостаток действующего законодательства.

Классификация холдинговых компаний: