logo search
Админ

1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и

функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.

   Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

   Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

   Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

   Признаки исполнительной власти:

   • является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

   • выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

   • осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

   • обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

   • обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

   • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

   • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

   • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

   • имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

   Цели исполнительной власти:

   1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

   2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

   3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

   4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

   1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

   2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

   3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

   4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

   5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

   6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

   7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

   Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ. С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации: 1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство2) равноправные субъекты Российской Федерации — республики, края, области, С точки зрения осуществления государственного управления, субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации (гл. 4 Конституции РФ); 2)  Правительство Российской Федерации (гл. 6 Конституции РФ); 3)  другие федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и т. д.); 4) территориальные органы федеральной исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации;  7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1. Конституционные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти1. Участие политических партий в управлении. 2. Демократизм формирования и функционирования исполнительной власти. Иногда этот принцип называют принципом народовластия, народности 3. Принцип законности. В соответствии с п. 1—2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. 4. Принцип федерализма.6.2. Организационные принципы функционирования исполнительной власти Принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий. Любой орган государственного управления не в состоянии выполнять ничем не ограниченный и не закрепленный нормативно перечень функций и полномочий; 2. Принцип централизации и децентрализации исполнительной власти. 3. Принцип отраслевого управления. 4. Принцип территориального управления. 5. Принцип межотраслевого управления. 6. Принцип линейности и функциональности. 7. Принцип коллегиальности и единоначалия.