logo search
ответы ПОИД

Понятие, предмет, метод, принципы инф. Права.

Инф. право представляет собой достаточно новую отрасль права. В литературе предлагаются разнообразные термины для определения его содержания (например, программное право, компьютерное право, правовая информатика, телекоммуникационное право и др.). Все эти термины выбираются в зависимости от объектов, по отношению к которым или в связи с кот. возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. В последнее время чаще всего применяется термин “инф. право”.

В широком смысле, инф. право рассматривается как: 1) отрасль права; 2) наука, изучающую информационную сущность права; 3) учебная дисциплина.

Инф. право как отдельная, самостоятельная отрасль права ставит своей задачей регулирование особой однородной группы общественных отношений, кот. называются инф.и отношениями.

Инф. правоотношения возникают именно в рамках инф. сферы. Такие отношения неоднородны и включают в себя несколько групп общественных отношений, возникающих в инф. сфере по поводу информации:

  1. отношения, связанные с созданием и преобразованием информации (создание официальной информации, интеллектуальной собственности);

  2. отношения, связанные с хранением информации (защита информации, хранение информации с особым режимом доступа);

  3. отношения, связанные с передачей и распространением информации (прав. положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети Интернет и других глобальных инф. сетей);

  4. отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфере библиотечного и архивного дела).

Именно эти общественные отношения составляют предмет прав. регулирования инф. права, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Согласно ст.1 З-на РБ от 10.11.2008 г. “Об информации, информатизации и защите информации” инф. отношения – это отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также при применении инф. технологий.

Инф. отношения также опосредуют государственную политику признания, соблюдения, защиты инф. прав и свобод человека и гражданина в инф. сфере.

Главной характерной чертой общественных отношений в инф. сфере является то, что они возникают, развиваются и прекращаются при обращении информации в инф. сфере в результате осуществления инф. процессов с учетом особенностей и свойств информации, проявляющихся в системе права.

Т.о., предмет прав. регулирования инф. права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в инф. сфере в результате осуществления инф. процессов.

Под методом прав. регулирования понимаются способы воздействия норм инф. права на инф. отношения.

Любая отрасль права использует в качестве средств прав. регулирования предписания (распоряжение, обязывание), запреты или дозволения. В информационном праве также применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на инф. отношения.

Кроме того, характерные для инф. права методы можно разделить на императивные и диспозитивные.

Для метода диспозитивного регулирования, применяемого в инф. сфере, характерны:

1) равенство субъектов инф. правоотношений;

2) самостоятельность участников инф. правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;

3) самостоятельная ответственность субъектов инф. правоотношений по своим обязательствам.

Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений инф. собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании инф. технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика инф. технологий и средств их обеспечения) и т.п.

К диспозитивным методам отн.:

1) метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам инф. правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела);

2) метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности);

3) метод рекомендаций, который заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников инф. правоотношений (регулирование средств массовой информации);

4) метод поощрений, при кот. законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты инф. права выбирают предложенную им модель поведения.

Для метода императивного регулирования инф. отношений характерны:

1) отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон инф. правоотношений;

2) строгая связанность субъектов права правовыми рамками, т.е. субъекты инф. права действуют по своему усмотрению, но строго в пределах предоставленных законом полномочий;

3) обязанность субъектов инф. правоотношений действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей;

4) возможное запрещение каких-либо действий для определения границ возможного неправомерного поведения;

5) сочетание убеждения и принуждения.

Императивные методы регулирования инф. отношений применяются в информационном праве:

1) при закреплении компетенции гос. органов по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами, в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;

2) при установлении порядка создания и применения гос. инф. систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;

3) при формировании и реализации соответствующими структурами гос. политики по формированию и развитию инф. общества;

4) при осуществлении действий, связанных с гос. регистрацией инф. ресурсов и гос. инф. систем;

5) при регулировании инф. отношений в области массовой информации;

6) при регулировании инф. отношений в области инф. безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;

7) при решении гос.и органами и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в инф. сфере;

8) другие виды деятельности гос. органов и структур в инф. сфере.

К императивным методам отн.ся:

1) метод обязывания, который заключается в возложении на участников инф. правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом);

2) метод запрета, который заключается в возложении на участников инф. правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (используется для обозначения деяний, представляющих собой инф. нарушения).

Исходя из специфики регулируемых общественных отношений и используемых для этого методов, можно сформулировать определение инф. права.

Инф. право – это сис­тема прав. норм, регулирующих на комплексной основе сферу общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распро­странению информации и производных от нее продуктов. Кроме того, инф. право можно рассматривать как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой гос-ва, возникающих в инф. сфере, т.е. сфере производства, преобразования и потребления информации.

Прав. регулирование инф. отношений основывается на принципах инф. права, под кот. понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие закономерности общественных отношений в инф. сфере.

Принципы инф. права базируются на положениях конституционных норм, закрепляющих инф. права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений. Т.о., принципы в сфере инф. права можно разделить на две группы:

  1. принципы, в основе кот. лежат конституционные нормы;

  2. принципы, основанные на юридических особенностях и свойствах информации.

К первой группе принципов, базирующихся на конституционных нормах, отн.ся:

1. Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции РБ, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность гос-ва. Отсюда следует, что органы гос. власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе и в инф. сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной законом (принцип свободы творчества и волеизъявления).

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, гос-ва. Имеет целью защиту личности, общества, гос-ва от воздействия вредной информации.

4. Принцип свободного доступа к неограниченной законом информации (принцип гласности). Ни один субъект, кроме законодателя, не может вводить ограничения по доступу потребителей к информации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только законом.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации. Он означает обязанность любой гос. структуры собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

6. Принцип законности. Этот принцип предполагает, что субъекты инф. права обязаны строго соблюдать Конституцию и законодательство РБ. Отсюда также следует, что информационно-прав. регулирование не должно противоречить Конституции и белорусскому законодательству.

7. Принцип ответственности. Применительно к информационно-правовому регулированию данный принцип означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-прав. норм.

Ко второй группе принципов, базирующихся на свойствах информации, отн.ся:

1. Принцип “отчуждения” информации от ее создателя. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем информации прав и обязанностей по ее использованию получившим ее субъектам (обладателям, потребителям информации), а также ответственности за неправомерное использование информации.

2. Принцип оборотоспособности информации. Информация, будучи обнародованной, превращается в объект, который существует независимо от ее создателя и который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость прав. регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

3. Принцип распространяемости информации. Данный принцип основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации для разных категорий обладателей (потребителей) таких экземпляров разный.

4. Принцип организационной формы. В основе принципа лежит положение, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в четко определенной форме (например, в форме документа). При этом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена и закреплена.

5. Принцип экземплярности информации. Тиражированная информация распространяется по экземплярам, учет кот. принципиально возможен и нередко необходим (например, в случае гос. или иной тайны).