§ 8. Правовое положение хозяйственных партнерств
Правовое положение хозяйственных партнерств определено Федеральным Законом от 3 декабря 2011 года № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (далее – ФЗ о партнерствах).
Хозяйственным партнерством признается «созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством».
Хозяйственное партнерство является персональным объединением. ФЗ о партнерствах предусматривает, что участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах. Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти.
В основе такого партнерского объединения лиц лежит соглашение об управлении партнерством. Сторонами соглашения об управлении партнерством должны быть все его участники, а также могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства. Кроме того, стороной такого соглашения об управлении может быть и само партнерство, если это предусмотрено уставом партнерства.
Соглашение заключается в письменной форме при учреждении партнерства и подлежит обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства. Соглашение вступает в силу для участников и третьих лиц с момента такого удостоверения.
Соглашение об управлении должно содержать условия, предусмотренные п.6 ст. 6 Закона о партнерствах, а именно:
сведения о предмете деятельности партнерства;
условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале партнерства;
условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал партнерства;
условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности;
порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения об управлении партнерством.
Закон предусматривает условия, которые могут быть включены в соглашение об управлении партнерством.
В отношениях с третьими лицами партнерство, участники партнерства и другие участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.
Предоставление кредиторам и иным лицам, которые вступают в гражданско-правовые отношения с партнерством, таких сведений может осуществляться путем выдачи единоличным исполнительным органом партнерства согласия в письменной форме на ознакомление с соглашением об управлении партнерством, хранящимся по месту нахождения партнерства у нотариуса, сведения о котором указаны в уставе партнерства, со всеми изменениями. Подпись единоличного исполнительного органа партнерства на таком согласии должна быть засвидетельствована нотариусом. Отсутствие этого засвидетельствования влечет за собой недействительность согласия
В качестве учредительного документа партнерства закон называет устав, который подписывается всеми учредителями партнерства. В существующих видах коммерческих организаций, основанных на уставе, устав не подписывается всеми учредителями, а утверждается решением общего собрания учредителей.
Устав партнерства содержит следующие обязательные положения:
полное фирменное наименование партнерства;
сведения о целях и видах деятельности партнерства;
сведения о месте нахождения партнерства;
сведения об общем размере и о составе складочного капитала партнерства;
сведения о порядке хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;
сведения о наличии или об отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или о неучастии в соглашении об управлении самого партнерства;
порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.
Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В единый государственный реестр юридических лиц вносятся только сведения о составе участников партнерства.
Закон о партнерствах допускает возможность исключения участника партнерства из партнерства в случае, если участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него законом или соглашением об управлении партнерством, либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.
Закон о партнерствах предусматривает обязанность участника внести вклад в складочный капитал партнерства. При этом закон не определяет минимальные размеры складочного капитала, минимальные размеры самих вкладов участников, сроки для формирования (оплаты) складочного капитала. Условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал содержатся в соглашении об управлении партнерством. Соглашением может быть предусмотрено первоначальное внесение вклада (части вклада) в складочный капитал и последующее внесение вклада.
Закон определяет, что вкладом в складочный капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ, определяемых уполномоченным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, денежная оценка имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, утверждается единогласным решением всех участников партнерства.
Участник, внесший вклад в складочный капитал, имеет долю. Сведения о принадлежащих участникам партнерства долях в складочном капитале партнерства, в том числе об их размере и стоимости, не включаются в единый государственный реестр юридических лиц, а отражаются в реестре участников партнерства. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа партнерства, обеспечивает соответствие сведений об участниках партнерства, о принадлежащих им долях в складочном капитале партнерства и о долях, принадлежащих партнерству, сведениям, содержащимся в соглашении об управлении партнерством.
Доля в складочном капитале участника закрепляет его право на пропорциональное получение прибыли, а также на пропорциональное участие в покрытии расходов и затрат, связанных с деятельностью партнерства.
Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам участников партнерства.
Доля участника партнерства в складочном капитале может быть отчуждена другому участнику, самому партнерству либо третьему лицу. При этом участники партнерства и партнерство пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли в складочном капитале партнерства. Доля может быть приобретена самим партнерством, может быть заложена, на нее может быть обращено взыскание.
Закон о партнерствах предусматривает, что сделка, направленная на отчуждение доли в складочном капитале партнерства, должна быть совершена в нотариальной форме. Несоблюдение нотариальной формы этой сделки влечет за собой ее недействительность.
Партнеры имеют право выйти из партнерства. При этом партнерство обязано выплатить выбывшему партнеру действительную стоимость его доли в складочном капитале.
Закон о партнерствах предусматривает, что система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством с учетом положений закона.
Для партнерства не предусмотрен высший орган управления – общее собрание участников. В силу закона в партнерстве образуется только единоличный исполнительный орган партнерства (генеральный директор, президент и другие), избираемый только из числа участников партнерства в порядке и на срок, которые определяются уставом. Если такие порядок и срок не определены уставом, единоличный исполнительный орган партнерства избирается единогласным решением всех участников партнерства на весь срок деятельности партнерства. В качестве единоличного исполнительного органа партнерства выступает только физическое лицо.
Порядок образования органов управления, создание которых не является обязательным в соответствии с законом (совет директоров, наблюдательный совет, правление, дирекция), их компетенция, порядок принятия ими решений и другие вопросы их деятельности определяются соглашением об управлении партнерством.
Решение органа управления партнерства, принятое с нарушением требований закона, иных правовых актов РФ, устава партнерства, соглашения об управлении партнерством и нарушающее права и законные интересы участника партнерства, может быть признано судом недействительным по заявлению участника партнерства. Заявление участника партнерства о признании решения органа управления партнерства недействительным может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда участник партнерства узнал или должен был узнать о принятом решении и (или) об обстоятельствах, являющихся основаниями для признания его недействительным.
Для партнерства законом установлены определенные ограничения и запреты. Так, партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; не вправе размещать рекламу своей деятельности; не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.
Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество
Партнерство должно быть ликвидировано или преобразовано в акционерное общество в случае, если в партнерстве остается единственный участник. Такой участник партнерства в течение десяти дней с момента, когда он стал единственным участником партнерства, обязан преобразовать это партнерство в акционерное общество или принять решение о ликвидации партнерства. Соглашением об управлении партнерством должен предусматриваться порядок преобразования или ликвидации партнерства в случае, если в партнерстве остается единственный участник.
- Коммерческое право (осень 2012).
- Тема 1. Понятие и источники коммерческого права
- § 1. Понятие коммерческого права
- § 2. Источники коммерческого права
- Тема 2. Правовое положение предпринимателей
- § 1. Общая характеристика правового положения предпринимателя
- § 2. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- § 3. Правовое положение коммерческих организаций
- § 4. Правовое положение хозяйственных товариществ
- § 5. Правовое положение хозяйственных обществ
- § 6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
- § 7. Правовое положение производственных кооперативов
- § 8. Правовое положение хозяйственных партнерств
- Тема 3. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие, источники правового регулирования и субъекты несостоятельности (банкротства)
- § 2. Производство по делам о банкротстве и процедуры банкротства
- Тема 4. Правовой режим имущества предпринимателей
- § 1. Понятие имущества предпринимателя и общая характеристика его правового режима
- § 2. Правовой режим вещей
- § 3. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
- Тема 5. Договоры в сфере предпринимательства: общие положения
- § 1. Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров
- § 3. Исполнение обязательств
- § 4. Обеспечение исполнения обязательств
- § 5. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере предпринимательства
- § 6. Прекращение обязательств в сфере предпринимательства
- Тема 6. Государственное регулирование предпринимательства: основные направления, общие положения
- § 1. Основные направления экономической политики государства и задачи государственного регулирования предпринимательства; правовые основы экономической политики государства
- § 2. Способы (меры) государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 3. Система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 4. Взаимодействие государства с предпринимательским сообществом
- § 5. Обеспечение конкурентной среды и ограничение монополизма в сфере экономики и предпринимательства
- § 6. Государственная регистрация и ее роль в сфере экономики и предпринимательства
- § 7. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- § 8. Регулирование цен (тарифов) на товары, работы и услуги
- § 9. Регулирование качества товаров, работ и услуг
- § 10. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности
- § 11. Основные требования по налогообложению предпринимателей; налоговые режимы предпринимательской деятельности
- § 12. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
- § 13. Государственный контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью