§ 4. Взаимодействие государства с предпринимательским сообществом
В результате радикальных реформ, проведенных в России в течение последних двадцати лет, социально-экономическая структура государства изменилась коренным образом. Если к началу реформ преобладающей формой собственности являлась социалистическая собственность, представленная государственной и колхозно-кооперативной собственностью, то сейчас в первом-втором десятилетии XXI-го века основные средства производства в экономике России принадлежат в большей своей части частному капиталу, а удельный вес государственной собственности оценивается на уровне приблизительно 25-33%. В таких условиях государство вынуждено идти на взаимодействие и активное сотрудничество с предпринимательским сообществом. Без такого сотрудничества было бы затруднительно решать стоящие перед государством социальные задачи, реализовывать проекты и программы по подъему жизненного уровня населения, обеспечению всех нуждающихся жильем, увеличению рождаемости и т.п. В свою очередь и бизнес (в данном контексте – предпринимательское сообщество) заинтересован во взаимодействии и сотрудничестве с государством; бизнесу необходимы ясность и определенность в экономической политике государства, четкость и стабильность в законодательной деятельности; он заинтересован не только в том, чтобы ориентироваться в текущих делах государства, но и в том, чтобы иметь представление о ближайших и перспективных планах государственной политики, участвовать в ее выработке. Таким образом, взаимодействие и сотрудничество государства и бизнеса в России является объективно предопределенным и взаимовыгодным.
Организации бизнессообщества, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности в отношениях с государством). Это взаимодействие и сотрудничество весьма многообразно и проявляется в различных организационных и правовых формах.
Для формирования и выражения своей позиции во вне субъекты предпринимательской деятельности создают разнообразные объединения, главным образом, по отраслевому и территориальному признаку, но могут создаваться и фактически создаются в практике межотраслевые, межтерриториальные и федеральные объединения. Такие объединения являются некоммерческими организациями, так как их цель – не систематическое извлечение прибыли, а координация предпринимательской деятельности, представление и защита общих интересов участников. В законодательстве (ГК РФ, ст.ст. 121-123; ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст. 11 и 12) для обозначения объединений юридических лиц используются два равнозначных термина – «ассоциация», «союз». Никаких различий между ними в законодательстве не приводится, поэтому в практике применяются и тот, и другой термин. Например, «Союз пивоваров»; Ассоциация приватизированных предприятий.
Наряду с ассоциациями и союзами существуют предпринимательские объединения и в других организационно- правовых формах. Имеются в виду, прежде всего, торгово-промышленные палаты (ТПП), представляющие собой традиционные объединения предпринимательских сообществ и выделяющиеся из других предпринимательских объединений своими масштабами и универсальным характером своего состава12. Существует Торгово-промышленная палата РФ, условно можно назвать ее федеральной, хотя, естественно, она не является государственным юридическим лицом и, тем более, государственным органом. Также в каждом субъекте РФ созданы и действуют свои торгово-промышленные палаты; причем ТПП субъектов РФ ни в каком соподчинении с ТПП РФ не находятся. Порядок создания и деятельности ТПП урегулирован Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по регистрации торгово-промышленных палат былли возложены на Федеральную регистрационную службу (ФРС), ныне – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
При торгово-промышленных палатах создаются третейские суды, а при ТПП РФ действует Международный коммерческий арбитражный суд13, а также Морская арбитражная комиссия (МАК). В системе ТПП работают подразделения, специализирующиеся по отраслям экономики, их сотрудники – специалисты выступают в качестве экспертов по различным вопросам, возникающим как в сфере производства, так и в сфере коммерческого оборота.
Крупнейшими объединениями, представляющими интересы различных сфер бизнеса, также являются Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединение «ОПОРА», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Из числа объединений отраслевого профиля могут быть названы Ассоциация российских банков (АРБ), Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР), и т.д. Если участниками такого рода предпринимательских объединений являются коммерческие организации, то граждане, представляющие интересы предпринимательства, создают политические партии, пытающиеся принимать активное участие в политической жизни страны; это – политические партии «Развитие предпринимательства» и «Аграрная партия России» - обе партии по состоянию на 12 декабря 2006 г. входят в число 25-ти политических партий, отвечающих требованиям п. 2 ст. 36 ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
В процессе взаимодействия с органами государственной власти предпринимательские объединения стремятся обеспечить учет интересов бизнеса в экономической политике государства и законодательстве. Деятельность представителей бизнеса, направленная на принятие органами государственной власти решений в интересах бизнеса, получила название лоббистской деятельности или лоббированием. Отношения, связанные с осуществлением лоббистской деятельности, пока не урегулированы; следовало бы принять Федеральный закон, который урегулировал бы порядок и формы осуществления лоббистской деятельности.
В настоящее время при Президенте РФ действует Совет по предпринимательству14, а при Правительстве РФ действует Совет по промышленной политике15, кроме того, время от времени происходят встречи Президента РФ с крупнейшими промышленниками и представителями бизнессообщества, в ходе которых обсуждаются вопросы, представляющие взаимный интерес государства и бизнеса.
В последние годы более плодотворным становится взаимодействие государства и бизнеса, что проявляется в совместном участии государства и негосударственных коммерческих организаций в крупных инвестиционных проектах. При освоении недр такое совместное участие оформляется соглашениями о разделе продукции. Порядок заключения и исполнения соглашений урегулирован ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»16.
Совместно с бизнесом государство может участвовать не только в освоении недр и добыче полезных ископаемых, но и в других крупных проектах. Возобновлена практика концессий, которая имела место еще до Октябрьской революции 1917 года. Концессия – это особое инвестиционное правоотношение, суть которого состоит в том, что инвестор – концессионер, - вкладывающий свои средства в разработку какого-либо объекта, например, в строительство, получает право на последующую эксплуатацию этого объекта с отчислением части доходов в пользу государства – концедента. Отношения, которые складываются при передаче коммерческим организациям каких-либо крупных объектов на концессионных условиях, урегулированы ФЗ от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В Санкт-Петербурге действует недавно принятый Закон от 25 декабря 2006 г. № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»; как сказано в ст. 2 названного Закона, «Целями участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах являются реализация социально значимых проектов в Санкт-Петербурге, привлечение частных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям». Под действие данного Закона попадают не только концессионные соглашения, но и любые иные соглашения, заключаемые г. Санкт-Петербургом как субъектом Российской Федерации с юридическими и физическими лицами для определения условий государственно-частного партнерства по конкретным проектам.
- Коммерческое право (осень 2012).
- Тема 1. Понятие и источники коммерческого права
- § 1. Понятие коммерческого права
- § 2. Источники коммерческого права
- Тема 2. Правовое положение предпринимателей
- § 1. Общая характеристика правового положения предпринимателя
- § 2. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- § 3. Правовое положение коммерческих организаций
- § 4. Правовое положение хозяйственных товариществ
- § 5. Правовое положение хозяйственных обществ
- § 6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
- § 7. Правовое положение производственных кооперативов
- § 8. Правовое положение хозяйственных партнерств
- Тема 3. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие, источники правового регулирования и субъекты несостоятельности (банкротства)
- § 2. Производство по делам о банкротстве и процедуры банкротства
- Тема 4. Правовой режим имущества предпринимателей
- § 1. Понятие имущества предпринимателя и общая характеристика его правового режима
- § 2. Правовой режим вещей
- § 3. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
- Тема 5. Договоры в сфере предпринимательства: общие положения
- § 1. Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров
- § 3. Исполнение обязательств
- § 4. Обеспечение исполнения обязательств
- § 5. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере предпринимательства
- § 6. Прекращение обязательств в сфере предпринимательства
- Тема 6. Государственное регулирование предпринимательства: основные направления, общие положения
- § 1. Основные направления экономической политики государства и задачи государственного регулирования предпринимательства; правовые основы экономической политики государства
- § 2. Способы (меры) государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 3. Система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 4. Взаимодействие государства с предпринимательским сообществом
- § 5. Обеспечение конкурентной среды и ограничение монополизма в сфере экономики и предпринимательства
- § 6. Государственная регистрация и ее роль в сфере экономики и предпринимательства
- § 7. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- § 8. Регулирование цен (тарифов) на товары, работы и услуги
- § 9. Регулирование качества товаров, работ и услуг
- § 10. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности
- § 11. Основные требования по налогообложению предпринимателей; налоговые режимы предпринимательской деятельности
- § 12. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
- § 13. Государственный контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью