§ 2. Способы (меры) государственного регулирования экономики и предпринимательства
Система мер государственного регулирования экономики и предпринимательства. Государственное регулирование осуществляется посредством принятия определенных решений и реализации разнообразных мер организационного, экономического, финансового и правового характера.
Эти меры, собственно, и есть способы государственного регулирования экономики и предпринимательства. Но следует иметь в виду, что в юридической литературе наблюдается использование различных понятий и терминов для характеристики государственного регулирования экономики и предпринимательства, иными словами – публичной организации предпринимательства: способы, методы, меры, формы, средства2. Нам представляется, что поскольку государственное регулирование предпринимательства составляет содержание экономической политики государства, постольку в отличие от правового регулирования, которое опирается на такие правовые методы как дозволения, предписания и запреты, государственное регулирование выражается именно в совокупности мер названных выше видов, которые (меры) предлагается охватить понятием способов государственного регулирования.
Организационные меры направлены на создание оптимальной структуры экономики; они могут выражаться в учреждении государственных коммерческих организаций – унитарных предприятий, действующих на основе права хозяйственного ведения, или казенных предприятий (заводов, фабрик), действующих на основе права оперативного управления. Могут формироваться новые отрасли производства, создаваться вертикальные интегрированные структуры (ВИСы), включающие в себя соподчиненные по вертикали коммерческие организации, научные и научно-производственные комплексы (НПК) и т. д.
В целях развития отдельных территорий создаются особые экономические зоны, в которых действуют льготные налоговые режимы и предоставляются дополнительные меры поддержки предпринимательской деятельности. Порядок создания и функционирования таких зон урегулирован ФЗ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Примером реализации названного Закона является создание Особой экономической зоны в Калининградской области; порядок ее создания и условия функционирования урегулированы Федеральным законом от 10 января 2006г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»3. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа созданы в Татарстане, Липецкой, Самарской и некоторых других областях4.
Отдельным муниципальным образованиям, в которых действуют крупные научные организации, специализация которых соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники РФ, присваивается звание наукограда, что обеспечивает предоставление мер поддержки со стороны государства по утвержденным видам научной деятельности. В качестве примера можно привести «Направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г. Бийска (Алтайский край) как наукограда Российской Федерации и соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 688 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Бийску (Алтайский край)»5.
В целях развития научно-технических исследований и внедрения их в практику в различных регионах создаются научные парки, представляющие научно-производственные комплексы, в составе которых действуют научные организации, промышленные, строительные и иные производственные организации, высшие и средние специальные учебные заведения. Эти организации связаны между собой научно-внедренческим циклом, но без правовой зависимости друг от друга, хотя могут создавать ассоциации или иные объединения с правами юридического лица или действовать совместно на основании договора о научно-производственном сотрудничестве (договора простого товарищества). Ведущим в своей отрасли крупным государственным научным организациям присваивается правовой статус федерального научного центра, что влечет за собой предоставление определенных льгот по налогообложению и ряда других мер поддержки со стороны государства. Так, в 1997 г. статус федерального научно-производственного центра был присвоен находящемуся в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне Институту прикладной химии (ГИПХ)6.
Государственное регулирование в сфере науки опирается на такие законодательные и иные нормативные правовые акты, как Федеральные законы от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», Указ Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».
Меры экономического характера составляют ядро государственного регулирования экономики и предпринимательства. Их суть заключается в таком регулировании экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и государством, с другой, чтобы на всех участках и во всех звеньях экономики обеспечивалось бы равновесие публичных и частных интересов.
Во-первых, экономическая политика государства направлена на то, чтобы создать имущественную базу для предпринимательской деятельности. В этих целях продолжает осуществляться приватизация, то есть передача государственного имущества в собственность негосударственных юридических лиц и граждан; практически в подавляющем большинстве случаев участниками приватизации являются негосударственные коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Приватизированное государственное имущество, как правило, активно вовлекается в коммерческий оборот, хотя бы для того, чтобы получить доходы, за счет которых могут быть компенсированы средства, затраченные на выкуп объектов государственной и муниципальной собственности.
Также в целях создания имущественной базы для предпринимательской деятельности государство непосредственно вовлекает в коммерческий оборот объекты государственной собственности: землю, недра, леса, здания, сооружения, иные объекты недвижимости. Государству принадлежат пакеты акций многих акционерных обществ; благодаря обладанию пакетами акций государство участвует в деятельности крупных коммерческих организаций.
Во-вторых, государство осуществляет экономическое регулирование путем установления экономических показателей, являющихся важнейшими условиями предпринимательской деятельности. Круг показателей, устанавливаемых государством для экономической сферы, значительно сокращен по сравнению с государственным регулированием в период социализма, когда плановые показатели охватывали не только производство, но и распределение производимой продукции. В процессе проведения реформ планирование уступило место рыночным регуляторам; даже для государственных и муниципальных унитарных предприятий не устанавливается сверху такие экономические регуляторы как уровень рентабельности (доля прибыли предприятия в объеме выручки, исчисляемая в процентном соотношении с объемом затрат), показатели фондоотдачи (объем доходов на стоимость единицы основных средств), фонды потребления и накопления, фонды заработной платы и другие. Теперь эти и некоторые другие показатели используются только для экономического анализа и оценки финансового положения коммерческих организаций.
Экономические регуляторы, используемые государством в настоящее время, являются нормативными, т. е. они предусматриваются в нормативных правовых актах (главным образом, в законах) как определенные экономические условия предпринимательской деятельности.
В этой связи в первую очередь следует подчеркнуть большое значение системы налогообложения. Государство не только устанавливает виды налогов, порядок их исчисления, налоговую базу и т. д., но и регулирует уровень налогообложения, т. е. предусматривает размеры всех видов налогов. С учетом общего состояния экономики государство стремится ослабить тяжесть налогового бремени, добивается наполнения бюджета не за счет увеличения налогов, а за счет роста собираемости налоговых поступлений. Например, на начальном этапе проведения налоговой реформы ставка налога на прибыль равнялась 33-35%, в настоящее время – 20%; ставка налога на добавленную стоимость (НДС) была 20%, в настоящее время – 18%, общая ставка отмененного ныне (с 1 января 2011 г.)7 единого социального налога (ЕСН) сначала равнялась 35,6%, затем была снижена до – 26,0% и т. д. Напротив, ставки акцизов изменяются в сторону увеличения, причем едва ли не ежегодно, но это объясняется особенностями конъюнктуры (соотношения спроса и предложения) относительно подакцизных товаров: этилового спирта и спиртосодержащей продукции, автомобильного бензина, дизельного топлива, пива, легковых автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 квт (150 л. с.) и др. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ повышены размеры государственной пошлины, подлежащие уплате, в частности, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями и государственными арбитражными судами. Надо полагать, что и в дальнейшем с учетом состояния экономики государство будет вносить коррективы в сложившуюся и отлаженную за последние годы систему налогообложения.
К регулируемым государством экономическим показателям относятся также:
минимальный размер оплаты труда в месяц (МРОТ),
минимальные размеры уставного капитала коммерческих организаций определенных видов,
цены, тарифы на отдельные виды товаров, работ, услуг,
размер арендной платы на сдаваемые в аренду объекты государственной собственности и т. д.
Меры финансового характера так же разнообразны, но все они так или иначе сводятся к обеспечению надлежащего финансового обслуживания экономики. Государство через ЦБ РФ осуществляет эмиссию денег и регулирует денежное обращение в стране. В финансовой сфере также в качестве регуляторов активно используются нормируемые показатели – такие, например, как ставка рефинансирования, размер которой утверждается советом директоров Банка России. Размер ставки рефинансирования учитывается в практике банковского кредитования; согласно п. 4 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за неправомерное пользование чужими денежными средствами», проценты годовых за неправомерное пользование чужими денежными средствами, взыскиваемые на основании ст. 395 ГК РФ, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ. В начальный период радикальных социально-политических и экономических преобразований в стране размер ставки рефинансирования был чрезвычайно высоким, превышая в некоторые отрезки времени 200% годовых; затем по мере стабилизации обстановки и сбалансирования денежного обращения ставка рефинансирования неуклонно снижалась; в настоящее время с июня 2010 г. действует установленная Советом директоров Банка России ставка рефинансирования в размере 7,75 % годовых.
На обеспечение устойчивости денежного обращения направлено установление такого нормируемого показателя как предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Согласно Указанию ЦБ РФ от 14.11.2001 г. № 1050-У этот размер равнялся 60 000 руб. 00 коп., а теперь равняется 100 000 руб. 00 коп. и применяется в отношениях не только между юридическими лицами, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями.8 Показатель предельного размера расчетов наличными деньгами первоначально действовал и при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд: было установлено, что если товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, превышающую данный показатель, размещение государственного и муниципального заказа производится исключительно в порядке, предусмотренном ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ныне это правило отменено; тем самым сфера применения Федерального закона № 94-ФЗ расширена.
Еще один важный экономический показатель – курс рубля по отношению к иностранным валютам. Официальный курс рубля устанавливается Банком России ежедневно по рабочим дням с учетом конъюнктуры, складывающейся на валютном рынке. Государство принимает меры к обеспечению устойчивости российского рубля и ставит цель в ближайшие годы добиться конвертируемости рубля на мировых валютных рынках с тем, чтобы он использовался в международных расчетах наряду с так называемыми твердыми валютами: американским долларом, европейским евро, японской иеной, английским фунтом стерлингов, немецкой маркой.
Подъем и поступательное развитие экономики невозможны без вложения средств в ее производственные отрасли в целях финансирования расширения ассортимента и увеличения объемов выпускаемых товаров, модернизации производственных технологий, освоения новых месторождений полезных ископаемых и т. п. Вложение средств в экономику называется инвестированием. По существу предпринимательская деятельность осуществляется за счет собственных или привлеченных инвестиций. Собственных средств, как правило, недостаточно, поэтому очень важно, чтобы в российскую экономику поступали инвестиции от отечественных и зарубежных инвесторов.
Привлечение инвестиций – одна из самых актуальных задач экономической политики государства на современном этапе; многое делается для создания в стране благоприятного инвестиционного климата; принимаются законы, устанавливающие гарантии для отечественных и зарубежных инвесторов. Государство и само выступает в качестве крупнейшего инвестора – направляет в виде субсидий средства из государственного бюджета на финансирование крупных социально-экономических проектов и целевых программ, оказывает финансовую помощь субъектам малого и среднего предпринимательства. Конкретные условия и порядок выделения финансовых ресурсов определяются в постановлениях Правительства РФ, например, в Бюджетном кодексе РФ 1998 г. и принимаемых на его основе специальных нормативных правовых актах. Так, например, в 2005 г. условия предоставления из федерального бюджета финансовой помощи субъектам малого предпринимательства были предусмотрены в постановлении Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 (в ред. от 31 декабря 2009 г.) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
В число четырех глобальных социально-экономических проектов, финансирование которых признано приоритетным на ближайшие годы, входит проект социально-экономического развития агропромышленного комплекса; этот проект можно рассматривать как инвестиционный проект, направленный на инвестирование не только в социальную сферу (развитие села), но и собственно в сельскохозяйственное производство9.
Кроме того, государственные ресурсы направляются на финансирование целевых отраслевых и региональных программ развития. В качестве примеров можно привести Федеральные целевые программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2024 годы)» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 (в ред. от 01 июня 2010 г.) и 9 августа 2006 г. № 478 соответственно. Все проекты и программы такого рода могут быть охарактеризованы как инвестиционные, так как, по крайней мере, часть государственных ресурсов поступает к субъектам предпринимательской деятельности, участвующим в реализации этих проектов и программ и вкладывающих предоставленные им ресурсы в производственную сферу.
Для преодоления последствий экономического кризиса 2008-2010 г.г. Правительство России использовало средства Резервного фонда, создаваемого за счет поступлений в федеральный бюджет налоговых платежей по налогу на прибыль и НДС, взимаемых при совершении экспортных операций с газом, нефтью и нефтепродуктами.
Меры правового характера. Различные меры государственного регулирования организационного, экономического и финансового характера проводятся в жизнь принимаемыми компетентными органами государственной власти решениями, которые являются актами применения права. В то же время реализация государственного регулирования достаточно часто требует закрепления отдельных направлений экономической политики на уровне нормативных правовых актов, что осуществляется путем как принятия новых законов и подзаконных нормативных правовых актов, так и внесения изменений и дополнений в действующие акты.
Многие Законы являются наглядным примером того, как экономическая политика государства по мере своего формирования получает закрепление в новых законах и других нормативных правовых актах.
Что же касается изменений, вносимых в действующее законодательство, то их более чем достаточно; примеры таких изменений может привести каждый студент, изучающий коммерческое (предпринимательское) право на старших курсах.
Хотелось бы обратить внимание на то, что практика внесения изменений в действующее законодательство критически оценивается со стороны юридической общественности. В такой практике видят поспешность в принятии законов, невысокий уровень их проработанности, недостатки юридической техники, что влечет за собой нестабильность законодательства, трудности в применении нормативных правовых актов. Но дело обстоит не совсем так; причины изменений и дополнений действующего законодательства кроются, главным образом, вовсе не в недостатках законодательства или, по крайней мере, не только в них, а в необходимости отражения и закрепления в законодательстве тех изменений, которые происходят в сфере экономики и должны учитываться в экономической политике государства. Государство должно постоянно поддерживать действующее законодательство на уровне, адекватном социально-экономическому развитию; а одна из основных задач юриспруденции состоит в том, чтобы выявлять необходимость обновления действующего законодательства, выдвигать и обосновывать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства (предложения de legе ferenda).
Меры правового характера выражаются также в установлении определенных требований к различным проявлениям предпринимательской деятельности. Такие требования по своей сути представляют собой средства государственного регулирования. К ним относятся, в частности: государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности, обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности в экономики, государственное регулирование цен на товары, работы, услуги; государственное регулирование качества, регулирование бухгалтерского учета и отчетности, налоговое и таможенное регулирование, приватизация и национализация, государственная поддержка малого предпринимательства. Эти средства государственного регулирования называются и рассматриваются профессором В. Ф. Попондопуло как правовые формы публичной организации предпринимательской деятельности11. Некоторые из этих средств, кроме таможенного регулирования, приватизации и национализации, рассмотрены в настоящей главе. Отдельные вопросы, которые также заслуживают внимание в этой взаимосвязи, это – система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства, и вопрос о взаимодействии органов государственной власти с представителямибизнессообщества.
- Коммерческое право (осень 2012).
- Тема 1. Понятие и источники коммерческого права
- § 1. Понятие коммерческого права
- § 2. Источники коммерческого права
- Тема 2. Правовое положение предпринимателей
- § 1. Общая характеристика правового положения предпринимателя
- § 2. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- § 3. Правовое положение коммерческих организаций
- § 4. Правовое положение хозяйственных товариществ
- § 5. Правовое положение хозяйственных обществ
- § 6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
- § 7. Правовое положение производственных кооперативов
- § 8. Правовое положение хозяйственных партнерств
- Тема 3. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие, источники правового регулирования и субъекты несостоятельности (банкротства)
- § 2. Производство по делам о банкротстве и процедуры банкротства
- Тема 4. Правовой режим имущества предпринимателей
- § 1. Понятие имущества предпринимателя и общая характеристика его правового режима
- § 2. Правовой режим вещей
- § 3. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
- Тема 5. Договоры в сфере предпринимательства: общие положения
- § 1. Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров
- § 3. Исполнение обязательств
- § 4. Обеспечение исполнения обязательств
- § 5. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере предпринимательства
- § 6. Прекращение обязательств в сфере предпринимательства
- Тема 6. Государственное регулирование предпринимательства: основные направления, общие положения
- § 1. Основные направления экономической политики государства и задачи государственного регулирования предпринимательства; правовые основы экономической политики государства
- § 2. Способы (меры) государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 3. Система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 4. Взаимодействие государства с предпринимательским сообществом
- § 5. Обеспечение конкурентной среды и ограничение монополизма в сфере экономики и предпринимательства
- § 6. Государственная регистрация и ее роль в сфере экономики и предпринимательства
- § 7. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- § 8. Регулирование цен (тарифов) на товары, работы и услуги
- § 9. Регулирование качества товаров, работ и услуг
- § 10. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности
- § 11. Основные требования по налогообложению предпринимателей; налоговые режимы предпринимательской деятельности
- § 12. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
- § 13. Государственный контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью