§ 3. Система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства
Задача по осуществлению государственного регулирования экономики и предпринимательства возложены не на всю систему органов государственной власти.
Система органов государственной власти, к компетенции которых относится принятие мер по государственному регулированию экономики и предпринимательства). Компетенцией по государственному регулированию экономики наделены органы общей компетенции и определенные органы специальной компетенции.
Согласно п. 3 ст. 80 Конституции РФ, основные направления внутренней и внешней политики государства определяются Президентом РФ как главой государства. Поскольку государственное регулирование является частью внутренней и внешней политики государства, постольку основные направления экономической политики также определяются Президентом РФ. В концентрированном виде основные задачи экономической политики формулируются Президентом РФ в его публичных выступлениях, в частности, ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ. Так, в послании 2005 г. было обращено внимание на необходимость проведения … «активной политики либерализации предпринимательского пространства», принятие мер … «по стабилизации гражданского оборота, кординальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов». В послании 2006 г. Президент РФ подчеркнул, что «В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами». В связи с этим Президент РФ остановился на вопросах создания соответствующей инфраструктуры, которая включала бы в себя технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные и инвестиционные фонды; должны быть сформулированы «благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности».
Можно с уверенностью утверждать, что и в последующих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Президент РФ будет определять основные направления экономической политики государства и ставить конкретные задачи подъема национальной экономики.
Законодательные органы. Федеральное Собрание РФ, будучи органом законодательной власти, регулирует экономические отношения путем принятия федеральных законов. Следует обратить внимание на то, что, согласно ст. 106 Конституции РФ, принятые Государственной Думой федеральные законы по основным вопросам экономической сферы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, в том числе по вопросам:
федерального бюджета,
федеральных налогов и сборов,
финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
Тем самым установлен особый порядок принятия законов, которыми регулируются важнейшие вопросы экономической сферы.
Рабочими органами Совета Федерации и Государственной Думы являются депутатские комитеты и комиссии, в которых ведется подготовка вопросов, выносимых на обсуждение обеих палат Федерального Собрания. Профильные комитеты ведут работу по подготовке законопроектов, поступающих на рассмотрение Госдумы. Без одобрения профильного комитета законопроект не может быть включен в повестку дня Госдумы для рассмотрения в первом чтении. В числе постоянных комитетов Госдумы действуют комитеты экономического профиля: по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; энергетике, транспорту и связи; аграрным вопросам; экономической политике, предпринимательству и туризму; кредитным организациям и финансовым рынкам; по собственности. В Совете Федерации образованы такие комитеты как: по финансовым рынкам и денежному обращению; экономической политике, предпринимательству и собственности; промышленной политике; естественным монополиям; аграрно-продовольственной политике.
Работа этих депутатских комитетов и комиссий, создаваемых для изучения определенных конкретных вопросов, имеет огромное значение для правового и государственного регулирования сферы экономики и предпринимательства.
Федеральные органы исполнительной власти, за исключением тех, которые находятся в ведении Президента РФ, возглавляются Правительством РФ, председатель которого назначается Президентом РФ по согласованию с Госдумой. Вопросы, относящиеся к ведению Правительства РФ, перечислены в ст. 114 Конституции РФ. Правительство РФ, в частности, … «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики… , осуществляет управление федеральной собственностью»… Порядок деятельности Правительства РФ регулируется ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Структура федеральных органов исполнительной власти закрепляется указами Президента РФ. В настоящее время действует Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»(с последующими изменениями и дополнениями). Согласно названному Указу с учетом объема компетенции выделяются три уровня федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерства, службы и агентства являются органами исполнительной власти со специальной компетенцией.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
К экономическому блоку относятся Министерство экономического развития и торговли; Министерство финансов, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли, Министерство природных ресурсов, Министерство связи и коммуникаций, Министерство энергетики.
Министерствам подведомственны федеральные службы и агентства отраслевого и функционального профиля; органы отраслевого профиля осуществляют свою компетенцию относительно хозяйствующих субъектов, действующих в определенных отраслях экономики.
Федеральные службы и федеральные агентства функционального назначения выполняют свои функции по определенному предмету ведения относительно коммерческих организаций различных отраслей экономики. Таковыми являются, например, подведомственные Министерству экономического развития Федеральная служба государственной статистики, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Руководство деятельностью некоторых министерств, федеральных служб и агентств осуществляет непосредственно Президент РФ; в его ведении находится, в частности, имеющее статус федерального агентства Главное управление специальных программ Президента РФ. Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и Федеральная служба по финансовым рынкам находятся в ведении Правительства РФ.
Изучая систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, следует обратить внимание на имевшее место в связи с реорганизацией системы федеральных органов исполнительной власти перераспределение компетенции между звеньями экономического блока. Так, была упразднена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), ее функции по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отношения по финансовому оздоровлению и банкротству, переданы Министерству экономического развития, функции по представлению интересов РФ в процедурах банкротства – Федеральной налоговой службе (ФНС); функции, связанные с определением судьбы имущества, оставшегося после завершения процедур банкротства федеральных унитарных предприятий – Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество). Функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) перешли к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Упразднено Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, его функции, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Получается, следовательно, что в настоящее время функции по поддержке малого предпринимательства не возложены непосредственно на какой-либо федеральный орган исполнительной власти. Каким образом решается задача по поддержке малого бизнеса, об этом речь пойдет ниже.
Система и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации во многом схожи ввиду одних и тех же задач, стоящих перед субъектами РФ как государственными образованиями. В то же время существуют и различия, обусловленные региональными особенностями; к тому же ФЗ от 22 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не предписывает субъектам РФ каких-то заранее предопределенных вариантов системы и структуры исполнительных органов.
Так, в Санкт-Петербурге Правительство формируется губернатором на основе ст.ст. 42 и 43 Устава Санкт-Петербурга и Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 г. № 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга»; Правительство возглавляется губернатором и включает в свой состав его заместителей (вице-губернаторов), руководителей профильных комитетов и некоторых других должностных лиц; вице-губернаторы назначаются по согласованию с ЗАКСом Санкт-Петербурга. Согласно постановлению губернатора Санкт-Петербурга от 27 декабря 2006 г. № 97-пг «О формировании Правительства Санкт-Петербурга» в состав Правительства Санкт-Петербурга вошли вице-губернаторы, курирующие отрасли экономического блока: экономику и финансы, строительство, инвестиции, туризм, а также председатели комитетов: экономического развития, промышленной политики и торговли; по благоустройству и дорожному хозяйству. Через эти и аналогичные им органы осуществляется государственное регулирование экономики и предпринимательства в субъектах РФ.
- Коммерческое право (осень 2012).
- Тема 1. Понятие и источники коммерческого права
- § 1. Понятие коммерческого права
- § 2. Источники коммерческого права
- Тема 2. Правовое положение предпринимателей
- § 1. Общая характеристика правового положения предпринимателя
- § 2. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- § 3. Правовое положение коммерческих организаций
- § 4. Правовое положение хозяйственных товариществ
- § 5. Правовое положение хозяйственных обществ
- § 6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
- § 7. Правовое положение производственных кооперативов
- § 8. Правовое положение хозяйственных партнерств
- Тема 3. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие, источники правового регулирования и субъекты несостоятельности (банкротства)
- § 2. Производство по делам о банкротстве и процедуры банкротства
- Тема 4. Правовой режим имущества предпринимателей
- § 1. Понятие имущества предпринимателя и общая характеристика его правового режима
- § 2. Правовой режим вещей
- § 3. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
- Тема 5. Договоры в сфере предпринимательства: общие положения
- § 1. Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров
- § 3. Исполнение обязательств
- § 4. Обеспечение исполнения обязательств
- § 5. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере предпринимательства
- § 6. Прекращение обязательств в сфере предпринимательства
- Тема 6. Государственное регулирование предпринимательства: основные направления, общие положения
- § 1. Основные направления экономической политики государства и задачи государственного регулирования предпринимательства; правовые основы экономической политики государства
- § 2. Способы (меры) государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 3. Система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 4. Взаимодействие государства с предпринимательским сообществом
- § 5. Обеспечение конкурентной среды и ограничение монополизма в сфере экономики и предпринимательства
- § 6. Государственная регистрация и ее роль в сфере экономики и предпринимательства
- § 7. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- § 8. Регулирование цен (тарифов) на товары, работы и услуги
- § 9. Регулирование качества товаров, работ и услуг
- § 10. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности
- § 11. Основные требования по налогообложению предпринимателей; налоговые режимы предпринимательской деятельности
- § 12. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
- § 13. Государственный контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью