logo
Коммерческое право УМК (Темы 1-6)

§ 3. Правовое положение коммерческих организаций

Общая характеристика коммерческих организаций. К коммерческим организациям относятся те организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли и распределение этой прибыли между участниками (учредителями) такой организации.

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций содержится в ГК РФ. Такими организационно-правовыми формами коммерческих организаций являются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества и общества, в свою очередь могут иметь свои формы. Так, хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере. Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества. Общими признаками коммерческих организаций являются следующие признаки.

  1. Коммерческие организации являются юридическими лицами.

  2. Коммерческие организации являются собственниками имущества, созданного за счет вкладов (долей, паев) учредителей (участников), а также произведенного и приобретенного организацией в процессе деятельности. В отношении таких организаций их участники имеют обязательственные права, которые состоят, как правило, в праве принимать участие в управлении делами организации, получать часть распределяемой прибыли (дивиденд), получать часть имущества при ликвидации организации после расчетов с кредиторами.

Исключением являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые будучи коммерческими организациями, не являются собственниками закрепленного за ними имущества. Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения (ст. 295 ГК РФ).

Второе исключение составляют казенные предприятия, также являющиеся коммерческими организациями, но основанными на праве оперативного управления (ст. 115, 297 ГК РФ)

  1. Являясь собственниками своего имуществакоммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Случаи, когда участники (учредители) несут субсидиарную ответственность по обязательствам коммерческой организации, предусмотрены Гражданским Кодексом и федеральными законами. Так, субсидиарная ответственность установлена для полных товарищей по обязательствам полного товарищества, для членов производственных кооперативов - по обязательствам кооператива.

Второе исключение из принципа взаимной неответственности учредителей (участников) и коммерческой организации предусмотрено п. 3. ст. 56 ГК РФ. Речь идет о ситуации, когда учредители (участники) юридического лица, собственник имущества (в отношении государственного и муниципального унитарного предприятия), а также лица, которые имеют право давать обязательные для коммерческой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, довели в результате своих указаний коммерческую организацию до несостоятельности (банкротства). В этом случае на таких лиц при недостаточности имущества коммерческой организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.

  1. Коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (фирму), которое указывается в их учредительных документах. Под фирменным наименованием (фирмой) понимают наименование юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое отличает его от других однородных организаций. Фирменное наименование определяется в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации коммерческой организации. Фирменное наименование коммерческой организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и собственно наименование организации, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Коммерческая организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. И полное, и сокращенное фирменное наименование должны быть на русском языке и могут быть на языках народов РФ и (или) иностранных языках.

На территории РФ действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц. Право на фирменное наименование определяется Частью IV Гражданского Кодекса РФ, вступающей в действие с 1 января 2008 года.

  1. Коммерческие организации по общему правилу, закрепленному ст. 49 ГК РФ, обладают общей правоспособностью. Это означает, что они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Иными словами, коммерческие организации вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом.

Из правила об общей правоспособности коммерческих организаций гражданским законодательством установлен ряд исключений.

Первое касается государственных и муниципальных унитарных предприятий. В соответствии со ст. 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Второе исключение из принципа общей правоспособности касается тех коммерческих организаций, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, товарные биржи и некоторые другие). Это означает, что такие коммерческие организации, предусмотренные законом, могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые для них определены законом. Такие виды деятельности носят исключительный характер. Это означает, что коммерческие организации, предусмотренные законом, не могут осуществлять никакой другой деятельности, кроме той, которая определена для них законом.

Унитарные предприятия, а также те коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.7

Третье исключение из общей правоспособности коммерческих организаций состоит в том, что сами учредители (участники) такой организации могут определить в учредительных документах исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Тем самым коммерческая организация приобретает не общую, а специальную правоспособность и вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые определенно закреплены исчерпывающем образом в учредительных документах. Сделки, выходящие за пределы правоспособности таких коммерческих организаций, определенно ограниченной в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.

Отдельными видами предпринимательской деятельности, перечень которых определяется законом, коммерческие организации могут заниматься только на основании лицензии. Перечень таких видов деятельности определен Федеральным Законом от 08.08.2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности"8, а также иными Федеральными законами (например, "О рынке ценных бумаг", "О банках и банковской деятельности", "О туристской деятельности" и др.). Данный перечень не является исчерпывающим, т. к. введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в тот перечень, который установлен Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

  1. Коммерческие организации могут иметь филиалы и представительства, а также дочерние общества и зависимые общества.

Правовое положение филиалов и представительств определено ст. 55 ГК РФ.

Законы РФ не предусматривают особой регистрации филиалов ипредставительств.

При создании филиал или представительство наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом. Оно учитывается как на отдельном балансе филиала (представительства), так и на балансе самого юридического лица.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их юридического лица. Поэтому ответственность за деятельность филиала и представительства несет само создавшее их юридическое лицо.

Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются органом юридического лица, принявшим решение о создании филиала и представительства. При этом руководитель действует от имени самого юридического лица на основании доверенности.

В отличие от филиалов и представительств, дочерние общества являются юридическими лицами, но имеют следующие особенности.

Общество признается дочерним, если другое (основное, материнское) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким дочерним обществом. Такая возможность влиять на решения дочернего общества возможна, во-первых, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, во-вторых, в соответствии с заключенным между основным и дочерним обществами договором, в-третьих, иным образом, когда основное общество определяет решения дочернего.

По общему правилу дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Вместе с тем, законом установлены два случая, когда основное общество отвечает по долгам дочернего. Первый - если основное общество дает дочернему обществу обязательные для него указания, то по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение таких указаний основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом.

Второй случай - если дочернее общество по вине основного общества признано несостоятельным (банкротом), то основное общество несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (участвующее, преобладающее) общество имеет более 20 % его голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Хозяйственное общество, которое приобрело более 20 % голосующих акций АО или 20 % уставного капитала ООО, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах.

Порядок создания коммерческой организации

Создание любой коммерческой организации включает две стадии: первая стадия - учреждение организации, и вторая стадия - ее государственная регистрация. Именно со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц коммерческая организация считается созданной.

Лица, желающие создать коммерческую организацию и участвующие в формировании ее уставного (складочного, паевого) капитала, являются учредителями.

Учредители - как правило, это собственники имущества, которое вносится в качестве вклада. Учредителями могут быть и лица, имеющие имущество на ином вещном праве (например, праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Тогда их участие в создании коммерческой организации определяются законодательством (ст. 295 ГК РФ, п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Основная обязанность учредителей по созданию коммерческой организации заключается в обязанности внесения вклада в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) учреждаемой организации в том порядке, который определяется законом для различных форм коммерческих организаций.

В качестве вклада в имущество коммерческой организации могут вноситься деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Вклады могут быть различными как по ценности, так и по характеру взноса. С последней точки зрения вклады могут иметь различное назначение: вносимое имущество может передаваться или в собственность или в пользование. Вопрос о назначении вклада имеет значение для того, чтобы определить, на ком лежит риск случайной гибели или повреждения внесенного имущества, а также для того, чтобы решить, должна ли внесенная вещь возвратиться при ликвидации к участнику или ему выплачивается лишь ее стоимость.

Обращая внимание на важность этого вопроса при разрешении споров по поводу имущества, возникающих между хозяйственными товариществами и обществами и учредителями (участниками), Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда от 1 июля 1996 года № 6/8 разъяснили, что имущество в натуре, внесенное учредителем в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества и общества, принадлежит последнему на праве собственности. Если же в учредительных документах содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный капитал учредителем передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом, передача такого имущества в пользование должна оформляться соответствующим актом о передаче и договором аренды.9

Денежная оценка вклада учредителя коммерческой организации производится по соглашению между учредителями. В случаях, предусмотренных законом, денежная оценка вклада подлежит независимой экспертной проверке.

На стадии учреждения коммерческой организации создаются ее учредительные документы. Ныне действующее гражданское законодательство дифференцированно подходит к составу учредительных документов и предусматривает три варианта (набора) этих документов.

Первый вариант - учредительным документом коммерческой организации является только учредительный договор. Договорными формами коммерческих организация выступают полное товарищество и товарищество на вере.

Второй вариант - учредительными документами считаются и устав коммерческой организации и учредительный договор. К коммерческим организациям, действующим на основании этих учредительных документов, относятся акционерное общество, общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью. Вместе с тем, эти общества могут быть учреждены и одним лицом (одним гражданином или одним юридическим лицом). В этом случае учредительным документом Общества явится только устав. Но при увеличении числа участников такого Общества необходимо составить и договор.

Третий вариант - учредительным документом коммерческой организации является только устав. К коммерческим организациям, действующим только на основании устава относятся акционерные общества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия.

По общему правилу учредительный договор подписывается всеми учредителями, а устав утверждается учредителями на их общем собрании, решение которого оформляется в виде протокола общего собрания учредителей. В протоколе общего собрания учредителей отражаются следующие вопросы:

Некоторые коммерческие организации могут иметь одного учредителя (либо одно физическое, либо одно юридическое лицо). В этом случае учредительным документом является устав и решение учредителя о создании коммерческой организации.

По своей природе учредительный договор является договором между учредителями по созданию коммерческой организации и предусматривает обязанность учредителей создать эту организацию. Содержание учредительного договора определено ст. 52 ГК РФ.

В уставе коммерческой организации должны быть определены ее фирменное наименование и место нахождения, а в случаях, установленных законами, и почтовый адрес, по которому с организацией осуществляется связь.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности

Целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли, что прямо вытекает из содержания ст. 50 ГК РФ. Исходя из того, что по общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью, за исключениями, о которых говорилось выше, такие организации могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. В этом случае перечень видов деятельности в уставе коммерческой организации не является обязательным.

Помимо фирменного наименования и места нахождения, в уставе определяются:

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций определен Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Коммерческая организация считается созданной с даты внесения записи в единый государственный реестр юридически лиц. Органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Федеральная налоговая служба.

Порядок и способы реорганизации коммерческих организаций. Реорганизация представляет собой способ прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. При этом деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица. Иными словами, при реорганизации ликвидированное юридическое лицо имеет правопреемника - новое юридическое лицо.

Реорганизация коммерческой организации может осуществляться в следующих формах: слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) на общем собрании, либо органом юридического лица, уполномоченном на то учредительными документами.

Особенности реорганизации отдельных видов коммерческих организаций определяются специальными федеральными законами.

В случаях, установленных законом, реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Так, в соответствии со ст. 38 Закона "О защите конкуренции"10 "в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

  1. существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

  2. отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

  3. существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.11

Составляемые при реорганизации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) организации или органом, который принял решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших организаций или внесения изменений в учредительные документы существующих коммерческих организаций.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При реорганизации коммерческой организации затрагиваются интересы ее кредиторов. Поэтому учредители (участники) коммерческой организации или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций

Ликвидация коммерческой организации влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Решение о ликвидации коммерческой организации принимают ее учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. Основаниями для ликвидации организации в этом случае могут являться: истечение срока, на который создавалась организация, достижение целей, ради которых она создавалась.

Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

С требованием о ликвидации юридического лица по решению суда могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявления такого требования предоставлено законом. В частности, иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным Банком РФ, прокурором.

Порядок ликвидации юридического лица определяется ГК РФ (ст. 63) и специальными федеральными законами о коммерческих организациях.

Решение о ликвидации принимает уполномоченный на то орган юридического лица. В решении обязательно определяется состав ликвидационной комиссии (ликвидатора), т.к. с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия помещает в печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК). Срок предъявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом

Удовлетворение требований кредиторов при ликвидации юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и называется недействующее юридическое лицо. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".