§ 10. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности
Экономическая политика государства невозможна без сбора информации о состоянии экономики и о том, что в ней происходит. Механизм сбора экономической информации, обобщения и анализа информационных ресурсов основан на бухгалтерском учете и отчетности субъектов предпринимательской деятельности. Отношения по бухгалтерскому чету и отчетности регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и принятыми в его развитие подзаконными нормативными правовыми актами, посвященными главным образом порядку ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности по отдельным объекта учета. Общие правила по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности безотносительно к специфике объектов учета содержатся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).
Значение бухгалтерского учета состоит в том, что благодаря ему:
определяется состав имущества организации, включая активы (имущество в виде товарно-материальных ценностей, объектов интеллектуальной собственности, денежных средств, ценных бумаг, дебиторской задолженности) и пассивы или обязательства (источники приобретения активов, например, уставный капитал, резервы, кредиторская задолженность);
ведется налоговый учет и исчисляется налоговая база по всем видам налогов и сборов;
формируется бухгалтерская (статистическая) и налоговая отчетность;
создается документированная основа для осуществления контроля (надзора) за деятельностью организаций, в том числе для проведения проверок и ревизий;
у организаций-балансовладельцев (балансодержателей) сохраняются документы, которые могут служить доказательствами при разрешении экономических и иных споров, например, по поводу принадлежности балансовладельцу тех или иных объектов, которые учитываются у него в системе бухгалтерского учета.
В силу Закона от 11 ноября 1996 г. № 129-ФЗ каждая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно со дня ее создания (со дня внесения в ЕГРЮЛ) до дня ее прекращения в результате реорганизации или ликвидации (до дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ). Хозяйствующие субъекты сами решают вопросы организации ведения бухгалтерского учета, создают в своей структуре бухгалтерскую службу и, исходя из особенностей своей деятельности, самостоятельно формируют свою учетную политику.
Из легального определения понятия бухгалтерского учета следует, что объектами бухучета являются: 1) имущество организаций, понятием которого охватываются в данном контексте любые объекты гражданских прав, перечисленные в ст. 128 ГК РФ, 2) обязательства организаций, т. е. их долги (задолженность) перед управомоченными лицами: контрагентами, партнерами, работниками, государством, муниципальными образованиями и т. д., 3) хозяйственные операции, совершаемые организациями в процессе их деятельности, т. е. сделки, договоры, акты исполнения обязательств. Учет названных объектов состоит в систематизации, анализе и обобщении разнообразных документов, в которых отражается деятельность организации. Акты выполнения работ, двухсторонние акты приема-передачи материальных ценностей, различного рода счета, накладные, платежные документы, квитанции, другие оправдательные документы являются документами первичного бухгалтерского учета. Данные этих первичных документов обобщаются и фиксируются по группам учитываемых объектов в бухгалтерских счетах, именуемых счетами синтетического учета, а по каждой учетной единице ведется отдельный счет; такие счета именуются счетами аналитического учета.
Данные с первичных учетных документов переносятся в специальные бухгалтерские книги, на карточки, а также используются магнитные ленты, дискеты, диски, иные машинные носители информации; эти данные группируются по счетам бухгалтерского учета. Подразделения бухучета, образующиеся в результате накопления и систематизации первичной информации, получили название регистров бухгалтерского учета. Согласно п. 4 ст. 10 Закона, содержание регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
На основании данных синтетического и аналитического учета формируется официальная бухгалтерская отчетность организации, в которую включаются:
бухгалтерский баланс,
отчет о прибылях и убытках,
приложения к балансу и отчету, предусмотренные специальными нормативными актами,
пояснительная записка с расшифровкой основных итоговых показателей.
Организация может поручить сторонним специалистам проверку правильности ведения бухучета. Такая сторонняя проверка называется аудитом, проводят ее либо индивидуальные аудиторы, имеющие статус индивидуального предпринимателя, либо аудиторские организации; последние являются коммерческими организациями и могут быть созданы в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
В случаях, предусмотренном федеральным законом, проведение аудита является обязательным. Например, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит проводится в отношении:
кредитных и страховых организаций,
обществ взаимного страхования,
товарных и фондовых бирж,
инвестиционных фондов,
организаций, действующих в организационно-правовой форме открытого акционерного общества (ОАО),
организаций, объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествующий отчетному год превышает 50 млн. рублей или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей.
Если проведение аудита для данной организации обязательно, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации.
В отличие от регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности официальная или внешняя бухгалтерская отчетность не является коммерческой тайной, а признается общедоступной информацией, имеющей публично-правовой характер. Бухгалтерская отчетность представляется налоговым органам, а также территориальным органам государственной статистики, которые используют ее для анализа, обобщений и составления статистических отчетов о положении дел в экономике. Согласно п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Государственный комитет РФ по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат), в задачи которой входит сбор и обобщение экономической информации.
Некоторые виды коммерческих и некоммерческих организаций обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в различных средствах массовой информации (СМИ). К таким организациям отнесены открытые акционерные общества, банки, другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).
Первичные учетные документы, регистры бухучета и бухгалтерская отчетность должны храниться в организациях в течение сроков, устанавливаемых правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенную систему бухучета и отчетности, а индивидуальные предприниматели ведут учет не по системе бухучета, принятой для организаций, а записывают расходы и доходы по своим операциям в отдельные книги учета. Порядок учета доходов и расходов и учета хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г.28
Принятая в России система бухучета достаточно сложна и трудоемка, чем существенно отличается от бухгалтерских систем, принятых в ведущих капиталистических странах. Предусматривается постепенный переход в ближайшие годы на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Особенность МСФО в отличии от принятой в России системы бухучета состоит в том, что жесткая регламентация порядка отражения активов , обязательств и операций заменяется использованием более гибких требований, в частности для оценки активов, обязательств, доходов и расходов организаций используется понятие «справедливой стоимости», которое, как предполагается, в большей степени отражает рыночные критерии оценки. По данным печати около 180 крупных банков по согласованию с Банком России уже перешли на МСФО; создана Национальная организация по стандартам финансовой отчетности, в которую вошли лидеры российского бизнеса: ЛУКОЙЛ, ОМЗ, СУАЛ, «Вимм-Билль-Данн», «Интеррос», ВТБ, Альфа-групп и некоторые другие крупные коммерческие организации29.
- Коммерческое право (осень 2012).
- Тема 1. Понятие и источники коммерческого права
- § 1. Понятие коммерческого права
- § 2. Источники коммерческого права
- Тема 2. Правовое положение предпринимателей
- § 1. Общая характеристика правового положения предпринимателя
- § 2. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- § 3. Правовое положение коммерческих организаций
- § 4. Правовое положение хозяйственных товариществ
- § 5. Правовое положение хозяйственных обществ
- § 6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
- § 7. Правовое положение производственных кооперативов
- § 8. Правовое положение хозяйственных партнерств
- Тема 3. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие, источники правового регулирования и субъекты несостоятельности (банкротства)
- § 2. Производство по делам о банкротстве и процедуры банкротства
- Тема 4. Правовой режим имущества предпринимателей
- § 1. Понятие имущества предпринимателя и общая характеристика его правового режима
- § 2. Правовой режим вещей
- § 3. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
- Тема 5. Договоры в сфере предпринимательства: общие положения
- § 1. Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров
- § 3. Исполнение обязательств
- § 4. Обеспечение исполнения обязательств
- § 5. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере предпринимательства
- § 6. Прекращение обязательств в сфере предпринимательства
- Тема 6. Государственное регулирование предпринимательства: основные направления, общие положения
- § 1. Основные направления экономической политики государства и задачи государственного регулирования предпринимательства; правовые основы экономической политики государства
- § 2. Способы (меры) государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 3. Система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 4. Взаимодействие государства с предпринимательским сообществом
- § 5. Обеспечение конкурентной среды и ограничение монополизма в сфере экономики и предпринимательства
- § 6. Государственная регистрация и ее роль в сфере экономики и предпринимательства
- § 7. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- § 8. Регулирование цен (тарифов) на товары, работы и услуги
- § 9. Регулирование качества товаров, работ и услуг
- § 10. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности
- § 11. Основные требования по налогообложению предпринимателей; налоговые режимы предпринимательской деятельности
- § 12. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
- § 13. Государственный контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью