logo
Коммерческое право УМК (Темы 1-6)

§ 10. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности

Экономическая политика государства невозможна без сбора информации о состоянии экономики и о том, что в ней происходит. Механизм сбора экономической информации, обобщения и анализа информационных ресурсов основан на бухгалтерском учете и отчетности субъектов предпринимательской деятельности. Отношения по бухгалтерскому чету и отчетности регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и принятыми в его развитие подзаконными нормативными правовыми актами, посвященными главным образом порядку ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности по отдельным объекта учета. Общие правила по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности безотносительно к специфике объектов учета содержатся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

Значение бухгалтерского учета состоит в том, что благодаря ему:

В силу Закона от 11 ноября 1996 г. № 129-ФЗ каждая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно со дня ее создания (со дня внесения в ЕГРЮЛ) до дня ее прекращения в результате реорганизации или ликвидации (до дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ). Хозяйствующие субъекты сами решают вопросы организации ведения бухгалтерского учета, создают в своей структуре бухгалтерскую службу и, исходя из особенностей своей деятельности, самостоятельно формируют свою учетную политику.

Из легального определения понятия бухгалтерского учета следует, что объектами бухучета являются: 1) имущество организаций, понятием которого охватываются в данном контексте любые объекты гражданских прав, перечисленные в ст. 128 ГК РФ, 2) обязательства организаций, т. е. их долги (задолженность) перед управомоченными лицами: контрагентами, партнерами, работниками, государством, муниципальными образованиями и т. д., 3) хозяйственные операции, совершаемые организациями в процессе их деятельности, т. е. сделки, договоры, акты исполнения обязательств. Учет названных объектов состоит в систематизации, анализе и обобщении разнообразных документов, в которых отражается деятельность организации. Акты выполнения работ, двухсторонние акты приема-передачи материальных ценностей, различного рода счета, накладные, платежные документы, квитанции, другие оправдательные документы являются документами первичного бухгалтерского учета. Данные этих первичных документов обобщаются и фиксируются по группам учитываемых объектов в бухгалтерских счетах, именуемых счетами синтетического учета, а по каждой учетной единице ведется отдельный счет; такие счета именуются счетами аналитического учета.

Данные с первичных учетных документов переносятся в специальные бухгалтерские книги, на карточки, а также используются магнитные ленты, дискеты, диски, иные машинные носители информации; эти данные группируются по счетам бухгалтерского учета. Подразделения бухучета, образующиеся в результате накопления и систематизации первичной информации, получили название регистров бухгалтерского учета. Согласно п. 4 ст. 10 Закона, содержание регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

На основании данных синтетического и аналитического учета формируется официальная бухгалтерская отчетность организации, в которую включаются:

Организация может поручить сторонним специалистам проверку правильности ведения бухучета. Такая сторонняя проверка называется аудитом, проводят ее либо индивидуальные аудиторы, имеющие статус индивидуального предпринимателя, либо аудиторские организации; последние являются коммерческими организациями и могут быть созданы в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

В случаях, предусмотренном федеральным законом, проведение аудита является обязательным. Например, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит проводится в отношении:

Если проведение аудита для данной организации обязательно, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации.

В отличие от регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности официальная или внешняя бухгалтерская отчетность не является коммерческой тайной, а признается общедоступной информацией, имеющей публично-правовой характер. Бухгалтерская отчетность представляется налоговым органам, а также территориальным органам государственной статистики, которые используют ее для анализа, обобщений и составления статистических отчетов о положении дел в экономике. Согласно п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Государственный комитет РФ по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат), в задачи которой входит сбор и обобщение экономической информации.

Некоторые виды коммерческих и некоммерческих организаций обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в различных средствах массовой информации (СМИ). К таким организациям отнесены открытые акционерные общества, банки, другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).

Первичные учетные документы, регистры бухучета и бухгалтерская отчетность должны храниться в организациях в течение сроков, устанавливаемых правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенную систему бухучета и отчетности, а индивидуальные предприниматели ведут учет не по системе бухучета, принятой для организаций, а записывают расходы и доходы по своим операциям в отдельные книги учета. Порядок учета доходов и расходов и учета хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г.28

Принятая в России система бухучета достаточно сложна и трудоемка, чем существенно отличается от бухгалтерских систем, принятых в ведущих капиталистических странах. Предусматривается постепенный переход в ближайшие годы на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Особенность МСФО в отличии от принятой в России системы бухучета состоит в том, что жесткая регламентация порядка отражения активов , обязательств и операций заменяется использованием более гибких требований, в частности для оценки активов, обязательств, доходов и расходов организаций используется понятие «справедливой стоимости», которое, как предполагается, в большей степени отражает рыночные критерии оценки. По данным печати около 180 крупных банков по согласованию с Банком России уже перешли на МСФО; создана Национальная организация по стандартам финансовой отчетности, в которую вошли лидеры российского бизнеса: ЛУКОЙЛ, ОМЗ, СУАЛ, «Вимм-Билль-Данн», «Интеррос», ВТБ, Альфа-групп и некоторые другие крупные коммерческие организации29.