§ 1. Основные направления экономической политики государства и задачи государственного регулирования предпринимательства; правовые основы экономической политики государства
Государственное регулирование предпринимательства представляет собой деятельность государства по поддержке и развитию предпринимательства, осуществляемую в целях обеспечения высокого социально-экономического уровня страны и решения конкретных макроэкономических задач, стоящих перед государством на данном историческом этапе.
По существу, государственное регулирование предпринимательства – это не что иное как экономическая политика государства, под которой понимается то же самое: деятельность по развитию социально-экономической сферы государства.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательства, другими словами – экономическая политика государства, - это его повседневная деятельность, направленная на решение как текущих, так и перспективных задач в сфере экономики. В числе таких задач могут быть названы: рост внутреннего валового продукта (ВВП), снижение инфляции, увеличение притока инвестиций в российскую экономику, в том числе иностранного капитала, подъем сельскохозяйственного производства, внедрение новых технологий, обеспечение конкурентоспособности продукции отечественных производителей, насыщение рынка товарами и услугами потребительского назначения, развитие экономики отдельных территорий. И все это решается ради достижения главной цели деятельности государства – повышения уровня жизни, благосостояния российского народа, укрепления безопасности страны.
Государственное регулирование предпринимательства осуществляется на определенной правовой основе. В качестве таковой выступают, прежде всего, положения действующей Конституции РФ. В п. 1 ст. 8 Конституции РФ сказано, что … «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Здесь названы важнейшие требования объективных экономических законов, которые получили общемировое признание и подтверждение в истории высокоразвитых государств современности. То, что соблюдение этих требований в Российской Федерации гарантируется государством и действующим законодательством, означает, что государство осуществляет свою деятельность такими способами, чтобы названные требования воплощались как в правовом регулировании экономических отношений, так и в его экономической политике.
«В Российской Федерации, - сказано в п. 2 ст. 8 Конституции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Разнообразные формы собственности – необходимое требование объективных экономических законов. Принцип равного отношения государства и закона к различным формам собственности получил последовательное воплощение в гражданском, налоговом, уголовном, процессуальном и других отраслях законодательства. Кроме того, дополнительные гарантии частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц содержатся в ст. 35 Конституции, в пункте втором которой подчеркнуто, что … «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
Разнообразие форм собственности и равная правовая защита их являются предпосылками свободной предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конституционные положения учитываются и развиваются в актах текущего законодательства, в которых конкретизируются требования к экономической политике государства, определяются ее направления и задачи. В качестве примера можно привести ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; в нем закреплены как основные принципы регулирования (ст. 4), так и правовые позиции государства относительно экономической политики в сфере внешнеторговой деятельности. Следует обратить внимание на то, что предметом государственного регулирования на основе названного Закона является внешняя торговля товарами (ст.ст. 19-32), услугами (ст.ст. 33-35), объектами интеллектуальной собственности (ст. 36). За пределами Закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ остались внешнеэкономические отношения по торговле за рубежом эмиссионными ценными бумагами российских эмитентов. В настоящее время многие крупные коммерческие организации, действующие в организационно-правовой форме открытого акционерного общества, стремятся к размещению эмитируемых ими акций и облигаций на зарубежных фондовых рынках; речь идет о так называемом IPO – Initial Public Offer (публичное размещение выпуска ценных бумаг в документарной или в бездокументарной форме путем открытой подписки. Разрешение на размещение внутренних ценных бумаг за границей дает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Было бы целесообразно урегулировать эти отношения на уровне Федерального закона, а исходные позиции по государственному регулированию внешней торговли эмиссионными ценными бумагами закрепить в ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, дополнив его главой «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области размещения эмиссионных ценных бумаг за рубежом».
Если в практике государственного регулирования экономики и предпринимательства выявится, что какие-либо законы, закрепляющие основы экономической политики государства, или их отдельные фрагменты противоречат положениям Конституции РФ, вопрос о конституционности закона или его отдельных норм может быть предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ в соответствии с ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». По обращениям субъектов предпринимательской деятельности Конституционным Судом РФ неоднократно рассматривались вопросы о соответствии Конституции РФ отдельных норм бюджетного, налогового, таможенного, валютного, процессуального законодательства, затрагивающих интересы хозяйствующих субъектов в их отношениях с государством. При этом позиция Конституционного Суда РФ заключается в том, что ограничения закрепленных в Конституции РФ прав граждан на «свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (п. 1 ст. 34) и отступления от принципа признания и защиты равным образом всех форм собственности (п. 2 ст. 8) противоречат Конституции РФ и не должны предусматриваться в действующем законодательстве1.
- Коммерческое право (осень 2012).
- Тема 1. Понятие и источники коммерческого права
- § 1. Понятие коммерческого права
- § 2. Источники коммерческого права
- Тема 2. Правовое положение предпринимателей
- § 1. Общая характеристика правового положения предпринимателя
- § 2. Правовое положение индивидуального предпринимателя
- § 3. Правовое положение коммерческих организаций
- § 4. Правовое положение хозяйственных товариществ
- § 5. Правовое положение хозяйственных обществ
- § 6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
- § 7. Правовое положение производственных кооперативов
- § 8. Правовое положение хозяйственных партнерств
- Тема 3. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие, источники правового регулирования и субъекты несостоятельности (банкротства)
- § 2. Производство по делам о банкротстве и процедуры банкротства
- Тема 4. Правовой режим имущества предпринимателей
- § 1. Понятие имущества предпринимателя и общая характеристика его правового режима
- § 2. Правовой режим вещей
- § 3. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
- Тема 5. Договоры в сфере предпринимательства: общие положения
- § 1. Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров
- § 3. Исполнение обязательств
- § 4. Обеспечение исполнения обязательств
- § 5. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере предпринимательства
- § 6. Прекращение обязательств в сфере предпринимательства
- Тема 6. Государственное регулирование предпринимательства: основные направления, общие положения
- § 1. Основные направления экономической политики государства и задачи государственного регулирования предпринимательства; правовые основы экономической политики государства
- § 2. Способы (меры) государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 3. Система органов государственного регулирования экономики и предпринимательства
- § 4. Взаимодействие государства с предпринимательским сообществом
- § 5. Обеспечение конкурентной среды и ограничение монополизма в сфере экономики и предпринимательства
- § 6. Государственная регистрация и ее роль в сфере экономики и предпринимательства
- § 7. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- § 8. Регулирование цен (тарифов) на товары, работы и услуги
- § 9. Регулирование качества товаров, работ и услуг
- § 10. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности
- § 11. Основные требования по налогообложению предпринимателей; налоговые режимы предпринимательской деятельности
- § 12. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
- § 13. Государственный контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью