logo search
TGP

16. Принципы формирования государственной власти и ее базовые ресурсы.

Разделение властей - один из основных принципов конституционализма, который основывается на политико - правовой доктрине разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и другие виды власти.

Идея разделения властей высказывалась еще в античные времена (Аристотель) и в эпоху Средневековья (Марсилий Падуанский). Но, как теория, впервые выдвинутая Дж. Локком и развитая в трудах Монтескье. Впервые принцип разделения властей было последовательно воплощены в Конституции США 1787 г. В ней законодательная, исполнительная и судебная ветви власти не только отделены друг от друга, но и наделены возможностями взаимного контроля через соответствующую систему сдержек и противовесов.

Суть разделения властей определяется следующими положениями:

1) разделение властей закрепляется Конституцией;

2) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам;

3) все ветви власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена какой - либо другой властью;

4) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания на должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Цель разделения заключается в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

Разделение государственной власти не означает "китайской стены" между различными ее ветвями. В реальной жизни каждый из ветвей власти взаимодействует и переплетается с другими. Например, полномочия создавать нормы права принадлежит не только законодательной власти, но и органам исполнительной власти, в частности, правительства, который выдает подзаконные акты.

Государственная власть в Украине тоже осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и соответственно законам Украины (ст.6 Конституции Украины).

Вместе с тем, принцип единства государственной власти не означает, что вся государственная власть должна быть сосредоточена в одних руках. Полномочия или компетенция органов государственной власти могут быть различными. В том числе в зависимости от функций государства и государственной власти их разделяют на законодательные, исполнительно - распорядительные, судебные, контрольно - надзорные, главу государства - президента или монарха. Поскольку теория разделения государственной власти противоречит распределения принципа единства государственной власти, то ее понимают как принцип распределения функций между высшими органами государственной власти.

Этот принцип касается в первую очередь, подчеркивают отдельные специалисты, распределения государственных полномочий (функций) в сфере управления государством и обществом. В таком аспекте этот принцип может существовать. Что касается верховной власти народа, то его разделить нельзя, поскольку государство и общество расколются на несколько частей, что приведет к распаду государства.

Все ветви государственной власти тесно и неразрывно взаимосвязаны между собой, они относительно зависимые друг от друга и в целом зависят от верховной власти народа, но в осуществлении своих полномочий, задач и функций они относительно самостоятельны, подконтрольные, подотчетны и ответственны перед законом. Проблема заключается в том, в каких формах и методах осуществляется народный контроль за деятельностью высших, центральных и местных органов государственной власти и управления. Чтобы сохранить единство государственной власти и народа, необходимо различным ветвям государственной власти научиться правильно принимать политические решения, применять методы кооперации, консолидации, консенсуса подобное. В первую очередь, необходимо осознать и сформулировать национальные потребности и интересы, выразить их в форме государственной политики, основных задач и функций государственной власти