36. Понятие кодификации законодательства и ее виды.
Кодификация законодательства - это форма коренного переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, освобождение нормативного массива от устаревших норм, которые не оправдали себя.
В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать действующие нормы, оправдавшие себя, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания внутренне согласованным, чтобы обеспечивалась максимальная полнота регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, преодолеть противоречия и несогласованность между ними.
Кодификация - это форма правотворчества. Она является обобщением действующего регулирования, направленным на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики и преодолевают пробелы правового регулирования. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и др.), заменяет ранее действующие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание в кодификации упорядочения и обновления законодательства позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
Кодификация обладает рядом характерных черт:
- В кодифицированном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;
- Такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные, борьбу с преступностью и т.д.);
- Как итог совершенствования законодательства кодификацийний акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимосвязанных предписаний. Он является единственным, внутришньоповьязаним документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;
- Кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодифицированного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, которые являются предметом регулирования такого акта, их динамику;
- Предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация закрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодифицированный акт, конечно, возглавляет систему взамоповьязаних нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
- Акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, который обеспечивает более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования.
В юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации. Первый вид - это общая кодификация, под которой понимают принятие целого ряда кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов в виде "кодекса кодексов". Второй вид - это отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли права (Гражданский, Трудовой, Уголовный кодексы и т.д.). Кроме того, существует специальная (комплексная) кодификация, включает акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы и т.п.).
Кодифицированные акты могут внешне выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства, которые активно используются законодательной практикой.
Основы законодательства обычно возглавляют те или иные отрасли или институты права, обеспечивающие взаимосогласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы). В них определяются единые для всех субъектов принципы регулирования, предоставляемых определения важных понятий, используемых в соответствующей сфере.
Однако наиболее употребляемым видом кодифицированного акта является кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирует определенную сферу отношений и подлежит непосредственному применению. Он или полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему наиболее важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.
Кодекс - оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенному направлению, действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу. Сегодня большинство отраслевых кодексов Украины требует существенной переработки. Соответствующая работа в этом направлении постоянно ведется.
Теория права по характеру отношений, которые регулируются, разделяет все кодексы на отраслевые или комплексные (межотраслевые). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, которая определяет деление права на отрасли и институты. Это - Уголовный, Гражданский кодексы, Кодекс законов о труде и т.п.. Комплексный кодекс систематизирует нормы, собранные вместе не по отраслям права, а по другим основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединенные единой концепцией, общими принципами регулирования значительной сферы отношений (Воздушный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) .
Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства необходимо в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающих научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано стать дополнительным направлением кодификационных работ.
В правовой системе могут существовать и другие виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и тому подобное.
Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций или ту или иную сферу государственной деятельности (Устав железных дорог и т.п.).
Положение регламентирующих правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций. Это - кодификационные акты специального действия, которые могут выдаваться не только законодательными, но и другими правотворческими органами, например, правительством. Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.
В ряде случаев кодифицированный акт может приниматься в форме закона без дополнительного названия (например, Закон об образовании и т.д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных производится в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и одновременного внесения нормативных новелл.
Правовая система Украины изначально должна формироваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованные и взаимосогласованные система кодифицированных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность действующих норм, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства.
Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более рельефным с последующим формированием правовой системы, углубления правового регулирования. Однако необходимость быстро, оперативно восполнять пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно требует от законодателя принимать отдельные акты по узким темам, частным вопросам. В результате этого нормативный массив интенсивно растет и вместе с тем создается больше возможностей для появления новых пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.
В перспективе издание кодификационных актов должно превратиться в важную форму законотворчества. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, а также пробелов и противоречий регулирования - это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненных блоков регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификации, предпочитая последний.
Генеральной линией совершенствования украинского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его общего кодификации. Для этого следует создавать кодификационные блоки, которые не только соответствовали задачам действующего упорядочения законодательства, но и были бы рассчитаны на включение в будущий кодификацийний свод. Действующие акты целесообразно составлять так, чтобы их, по возможности, не разделяя на части, можно было включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.
- 1. Юриспруденция и ее состав.
- 2. Понятие и цель общетеоретической юриспруденции.
- 3. Фундаментальный характер общетеоретической юриспруденции.
- 4. Предмет общетеоретической юриспруденции.
- 5. Первичное и производное возникновения государства.
- 7. Правовое регулирование и его особенности.
- 9. Понятие и виды принципов.
- 10. Основные свойства права.
- 12. Парадигмы правопонимания. Основные типы правопонимания.
- 13. Ценностно-нормативное правопонимание.
- 14. Интегративное правопонимания
- 15. Соотношение права и государства: этатистский и либеральный подходы.
- 16. Принципы формирования государственной власти и ее базовые ресурсы.
- 17. Институализация государственной власти и механизм государства.
- 18. Классификация правовых норм.
- 19. Классификация источников права.
- 20. Священные тексты как источник права.
- 21. Судебный прецедент как источник права.
- 22. Обычай как источник права.
- 23. Правовая доктрина как источник права.
- 24. Нормативно-правовой договор как источник права.
- 25. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 26. Система права и ее компоненты.
- 27. Понятие отрасли права и их классификация.
- 28. Институты права и их особенности.
- 29. Формы систематизации законодательства.
- 30. Понятие и признаки правоотношений.
- 31. Понятие правосознания и его структура.
- 32. Правовая культура и ее уровни.
- 33. Механизм действия права и его составляющие.
- 34. Юридический процесс и юридическая процедура.
- 35. Понятие и формы реализации права.
- 36. Понятие кодификации законодательства и ее виды.
- 37. Субъект права и субъект правоотношений.
- 38. Понятие и содержание правосубъектности.
- 39. Физические и юридические лица.
- 40. Объекты правоотношений
- 41. Понятие и содержание субъективного права
- 42. Понятие и виды юридической обязанности.
- 43. Юридические факты и их классификация.
- 44. Понятие и виды фактических составов.
- 45. Правовая культура личности и ее структура.
- 46. Правовая культура общества и ее составляющие.
- 47. Правовая социализация и правовое воспитание
- 48. Задачи и система правового воспитания.
- 49. Общесоциальные и специальные функции права.
- 50. Социальные факторы формирования права.
- 51. Формы и виды правотворчества.
- 52. Принципы и функции правотворчества.
- 53. Понятие и признаки юридического процесса.
- 55. Сферы действия правовой нормы.
- 56. Предметная действие правовой нормы.
- 57. Темпоральна действие правовой нормы.
- 58. Пространственная действие правовой нормы.
- 59. Персональная действие правовой нормы.
- 60. Применение права как средство обеспечения реализации права.
- 61. Идеология применения права.
- 62. Типичное и нетипичное применение права.
- 63. Акты применения права: понятие и виды.
- 64. Понятие и назначение толкования права.
- 65. Толкование как выяснение права.
- 66. Толкование как разъяснение права.
- 67. Официальное толкование права и его виды.
- 68. Правовая система и ее компоненты.
- 69. Классификация правовых систем.
- 70. Понятие правового стиля. Правовые семьи современного мира.
- 71. Ценности права и правовые ценности.
- 72. Инструментальная ценность права.
- 73. Социальная ценность права.
- 74. Личностная ценность права.
- 75. Право как ценность культуры и цивилизации.
- 76. Верховенство права в системе правовых ценностей.
- 77. Понятие и виды правового поведения.
- 78. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения.
- 79. Правонарушения, его признаки и виды.
- 80. Злоупотребление правом.
- 81. Объективно-противоправное поведение.
- 82. Понятие и признаки юридической ответственности.
- 83. Виды юридической ответственности.
- 84. Понятие и основные требования законности.
- 85. Понятие и атрибуты правового порядка.
- 86. Образ государства и понятие государства.
- 87. Современная и современным государством.
- 88. Атрибуты и признаки государства.
- 89. Типология государства.
- 90. Ценностная характеристика государства.
- 91. Понятие государственной территории и ее состав.
- 92. Понятие государства и государственности.
- 93. Содержание понятия форма государства.
- 94. Статика и динамика государства.
- 95. Государственный и политический режим.
- 96. Взаимодействие государства и гражданского общества.
- 97. Понятие и классификация функций государства.
- 98. Функции государства и государственная политика.
- 99. Номенклатура функций современного государства.
- 100. Формы осуществления функций государства.
- 102. Соотношение правового и конституционного государства.
- 103. Социальное государство, его признаки и функции.
- 104. Правовое государство и верховенство права.
- 105. Влияние глобализации на развитие права и государства.