84. Понятие и основные требования законности.
Законность - это комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых основах.
Термин "законность" является производным от термина "закон" и, являясь комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права - от его роли в создании закона к реализации его норм в юридической практике. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и
власти, права и государства, права и общества. Требование законности равной степени касается высших органов государственной власти, других государственных органов, которые принимают в пределах своей компетенции под-законные акты (сфера правотворчества), непосредственных исполнителей законов - должностных лиц, а также общественных организаций, коммерческих корпораций, граждан (сфера правореализации).
Законность характеризуется сочетанием двух признаков:
внешней (формальной) - обязанностью выполнять предписания законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями;
внутренней (сущностной) - наличием научно обоснованных и соответствующих праву законов; качеством законов.
Важно не только соблюдать законы, но и создавать справедливые, есть правовые, законы. Правовые законы должны быть нормативным основанием законности. Законность является не самоцелью, не выполнением ради выполнения, ее назначение - соблюдение законов во имя торжества свободы, справедливости. Законность - явление прогрессивное и призвано способствовать общественному прогрессу. В истории было немало случаев, когда граждане додо-держувалися законов, а законность поднималась, когда "строгое соблюдение" в действительности означало "строгое нарушение" (например, массовые репрессии во времена культа личности Сталина в СССР). В таких случаях закон не соответствовал праву, потребностям общественного прогресса. Чтобы в государстве была "правозаконнисть", действующие законы, прежде всего Конституция, должны адекватно отражать правовые принципы, общечеловеческие ценности. В сфере правотворчества это выражается в обеспечении издания закона, который соответствует праву, Конституции.
Законность - явление многоаспектное и может выступать как принцип, метод, режим. Законность является принципом деятельности государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций, должностных лиц, граждан. Принцип законности присущ только демократическим государствам, поскольку он является антиподом произвола и беззакония, предполагает связь всех органов государства правовыми нормами, действия в их рамках и во имя их реализации. Вместе с тем со стороны деятельности государства законность выступает как определенный метод государственного управления обществом, то есть оно осуществляется правовыми средствами. Как метод государственного управления обществом законность означает, что:
1) органы государства и должностные лица при осуществлении своей деятельности, разрабатывая и принимая решения, опираются на принципы и требования законности;
2) при организации реализации принятых решений они не выходят за пределы своей компетенции;
3) при осуществлении контроля и надзора за законностью действий участников общественных отношений они соблюдают правовых процедур, используют правовые средства и способы.
Метод законности является основанием для применения других методов государственного управления: организации, принуждения, воспитания, контроля и т.д.. Он предполагает высокий уровень правовой культуры и одновременно является средством повышения уровня общей и правовой культуры.
Законность есть и режим реально действующего права, состояние (атмосфера) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам, которые, в свою очередь, призваны отражать принципы свободы и справедливости, заложенные в праве.
Режим законности - непременный элемент демократии, потому что без законности демократия может превратиться в охлократию - власть толпы. Без законности как режима общественно-политической жизни общество может быть ввергнуте в анархию и хаос, когда лицо становится уязвимой для бесконтрольных действий со стороны государственной власти, незащищенной от ее произвола.
Без законности нет демократии, без демократии невозможно обеспечить законность. Законность и демократия - факторы построения правового государства.
Что такое законность - принцип, метод или режим?
И принцип, и метод, и режим. Все зависит от угла зрения. Однако без принципа законности как основополагающего начала деятельности государственных органов, государственных и общественных организаций, должностных лиц, граждан, без законности как метода государственного управления обществом не произойдет режим законности. В широком смысле законность - это режим общественно-политической жизни, создаваемый:
- Государством, которое устанавливает порядок выдачи (изменения, отмены) законов и подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивает их соответствие потребностям общественного развития;
- Всеми субъектами права (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, коммерческими организациями, гражданами) в результате однозначного понимания и неухиль-
ного осуществления ими предписаний законов и подзаконных актов.
При режиме законности создается правовая атмосфера, где господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности; лицо защищена от произвола власти, общество - бед анархии, хаоса, беспорядка и насилия.
- 1. Юриспруденция и ее состав.
- 2. Понятие и цель общетеоретической юриспруденции.
- 3. Фундаментальный характер общетеоретической юриспруденции.
- 4. Предмет общетеоретической юриспруденции.
- 5. Первичное и производное возникновения государства.
- 7. Правовое регулирование и его особенности.
- 9. Понятие и виды принципов.
- 10. Основные свойства права.
- 12. Парадигмы правопонимания. Основные типы правопонимания.
- 13. Ценностно-нормативное правопонимание.
- 14. Интегративное правопонимания
- 15. Соотношение права и государства: этатистский и либеральный подходы.
- 16. Принципы формирования государственной власти и ее базовые ресурсы.
- 17. Институализация государственной власти и механизм государства.
- 18. Классификация правовых норм.
- 19. Классификация источников права.
- 20. Священные тексты как источник права.
- 21. Судебный прецедент как источник права.
- 22. Обычай как источник права.
- 23. Правовая доктрина как источник права.
- 24. Нормативно-правовой договор как источник права.
- 25. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 26. Система права и ее компоненты.
- 27. Понятие отрасли права и их классификация.
- 28. Институты права и их особенности.
- 29. Формы систематизации законодательства.
- 30. Понятие и признаки правоотношений.
- 31. Понятие правосознания и его структура.
- 32. Правовая культура и ее уровни.
- 33. Механизм действия права и его составляющие.
- 34. Юридический процесс и юридическая процедура.
- 35. Понятие и формы реализации права.
- 36. Понятие кодификации законодательства и ее виды.
- 37. Субъект права и субъект правоотношений.
- 38. Понятие и содержание правосубъектности.
- 39. Физические и юридические лица.
- 40. Объекты правоотношений
- 41. Понятие и содержание субъективного права
- 42. Понятие и виды юридической обязанности.
- 43. Юридические факты и их классификация.
- 44. Понятие и виды фактических составов.
- 45. Правовая культура личности и ее структура.
- 46. Правовая культура общества и ее составляющие.
- 47. Правовая социализация и правовое воспитание
- 48. Задачи и система правового воспитания.
- 49. Общесоциальные и специальные функции права.
- 50. Социальные факторы формирования права.
- 51. Формы и виды правотворчества.
- 52. Принципы и функции правотворчества.
- 53. Понятие и признаки юридического процесса.
- 55. Сферы действия правовой нормы.
- 56. Предметная действие правовой нормы.
- 57. Темпоральна действие правовой нормы.
- 58. Пространственная действие правовой нормы.
- 59. Персональная действие правовой нормы.
- 60. Применение права как средство обеспечения реализации права.
- 61. Идеология применения права.
- 62. Типичное и нетипичное применение права.
- 63. Акты применения права: понятие и виды.
- 64. Понятие и назначение толкования права.
- 65. Толкование как выяснение права.
- 66. Толкование как разъяснение права.
- 67. Официальное толкование права и его виды.
- 68. Правовая система и ее компоненты.
- 69. Классификация правовых систем.
- 70. Понятие правового стиля. Правовые семьи современного мира.
- 71. Ценности права и правовые ценности.
- 72. Инструментальная ценность права.
- 73. Социальная ценность права.
- 74. Личностная ценность права.
- 75. Право как ценность культуры и цивилизации.
- 76. Верховенство права в системе правовых ценностей.
- 77. Понятие и виды правового поведения.
- 78. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения.
- 79. Правонарушения, его признаки и виды.
- 80. Злоупотребление правом.
- 81. Объективно-противоправное поведение.
- 82. Понятие и признаки юридической ответственности.
- 83. Виды юридической ответственности.
- 84. Понятие и основные требования законности.
- 85. Понятие и атрибуты правового порядка.
- 86. Образ государства и понятие государства.
- 87. Современная и современным государством.
- 88. Атрибуты и признаки государства.
- 89. Типология государства.
- 90. Ценностная характеристика государства.
- 91. Понятие государственной территории и ее состав.
- 92. Понятие государства и государственности.
- 93. Содержание понятия форма государства.
- 94. Статика и динамика государства.
- 95. Государственный и политический режим.
- 96. Взаимодействие государства и гражданского общества.
- 97. Понятие и классификация функций государства.
- 98. Функции государства и государственная политика.
- 99. Номенклатура функций современного государства.
- 100. Формы осуществления функций государства.
- 102. Соотношение правового и конституционного государства.
- 103. Социальное государство, его признаки и функции.
- 104. Правовое государство и верховенство права.
- 105. Влияние глобализации на развитие права и государства.