logo
TGP

93. Содержание понятия форма государства.

Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государствоведения. Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Если сущность государства позволяет установить принадлежность государственной власти, ответить на вопрос кто ее осуществляет и в чьих интересах, то понятие формы государства отвечает на вопрос как организована государственная власть, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов и порядок осуществления полномочий, какими методами при этом осуществляется государственная власть. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного управления, состояние законности и правопорядка. Вот почему проблема формы государства имеет очень существенное практическое значение.

Формы государства так же, как ее сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием экономических, политических, идеологических и других факторов они менялись и развивались. За всю историю развития государства и права были высказаны десятки и сотни различных мнений о формах государства. Предлагались различные подходы и варианты решения этой проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения по этому поводу.

Один из величайших мыслителей античности Платон считал, что идеальной формой государства есть законная власть немногих - аристократия. Кроме того, им рассматривалась "законная монархия" - царская власть и "незаконная" - олигархия.

Платон создал целостное учение о динамике государственной жизни и смене его форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и изменять свои формы. Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократия, господство сильнейших воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же как строй, основанный на имущественном цензе и власти богатых, - на демократию. Наконец, демократия может переродиться в свою противоположность - тиранию. Это - худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, насилие, бесправие широких масс населения. Глава государства - тиран, захватывает власть.

Это учение о разнообразии форм государства развивал Аристотель. Он определял форму государства в зависимости от числа властвующих (один, несколько или большинство), как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства считались им "правильными". Каждая из этих "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы - тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями только в личных целях. Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме Цицероном. Он выделял, в зависимости от числа правителей, монархию, аристократию, демократию.

Учение и отдельные идеи, касающиеся форм государства, развивались и в последующие века. Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной науке.

В современной науке под формой государства понимают совокупность ее основных характеристик, раскрывающих организацию государственной власти, ее устройство и методы осуществления.

Форма государства рассматривается в трех аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной власти. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства и типа государственного режима.