16. Принципы формирования государственной власти и ее базовые ресурсы.
Разделение властей - один из основных принципов конституционализма, который основывается на политико - правовой доктрине разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и другие виды власти.
Идея разделения властей высказывалась еще в античные времена (Аристотель) и в эпоху Средневековья (Марсилий Падуанский). Но, как теория, впервые выдвинутая Дж. Локком и развитая в трудах Монтескье. Впервые принцип разделения властей было последовательно воплощены в Конституции США 1787 г. В ней законодательная, исполнительная и судебная ветви власти не только отделены друг от друга, но и наделены возможностями взаимного контроля через соответствующую систему сдержек и противовесов.
Суть разделения властей определяется следующими положениями:
1) разделение властей закрепляется Конституцией;
2) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам;
3) все ветви власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена какой - либо другой властью;
4) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;
5) судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания на должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Цель разделения заключается в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Разделение государственной власти не означает "китайской стены" между различными ее ветвями. В реальной жизни каждый из ветвей власти взаимодействует и переплетается с другими. Например, полномочия создавать нормы права принадлежит не только законодательной власти, но и органам исполнительной власти, в частности, правительства, который выдает подзаконные акты.
Государственная власть в Украине тоже осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и соответственно законам Украины (ст.6 Конституции Украины).
Вместе с тем, принцип единства государственной власти не означает, что вся государственная власть должна быть сосредоточена в одних руках. Полномочия или компетенция органов государственной власти могут быть различными. В том числе в зависимости от функций государства и государственной власти их разделяют на законодательные, исполнительно - распорядительные, судебные, контрольно - надзорные, главу государства - президента или монарха. Поскольку теория разделения государственной власти противоречит распределения принципа единства государственной власти, то ее понимают как принцип распределения функций между высшими органами государственной власти.
Этот принцип касается в первую очередь, подчеркивают отдельные специалисты, распределения государственных полномочий (функций) в сфере управления государством и обществом. В таком аспекте этот принцип может существовать. Что касается верховной власти народа, то его разделить нельзя, поскольку государство и общество расколются на несколько частей, что приведет к распаду государства.
Все ветви государственной власти тесно и неразрывно взаимосвязаны между собой, они относительно зависимые друг от друга и в целом зависят от верховной власти народа, но в осуществлении своих полномочий, задач и функций они относительно самостоятельны, подконтрольные, подотчетны и ответственны перед законом. Проблема заключается в том, в каких формах и методах осуществляется народный контроль за деятельностью высших, центральных и местных органов государственной власти и управления. Чтобы сохранить единство государственной власти и народа, необходимо различным ветвям государственной власти научиться правильно принимать политические решения, применять методы кооперации, консолидации, консенсуса подобное. В первую очередь, необходимо осознать и сформулировать национальные потребности и интересы, выразить их в форме государственной политики, основных задач и функций государственной власти
- 1. Юриспруденция и ее состав.
- 2. Понятие и цель общетеоретической юриспруденции.
- 3. Фундаментальный характер общетеоретической юриспруденции.
- 4. Предмет общетеоретической юриспруденции.
- 5. Первичное и производное возникновения государства.
- 7. Правовое регулирование и его особенности.
- 9. Понятие и виды принципов.
- 10. Основные свойства права.
- 12. Парадигмы правопонимания. Основные типы правопонимания.
- 13. Ценностно-нормативное правопонимание.
- 14. Интегративное правопонимания
- 15. Соотношение права и государства: этатистский и либеральный подходы.
- 16. Принципы формирования государственной власти и ее базовые ресурсы.
- 17. Институализация государственной власти и механизм государства.
- 18. Классификация правовых норм.
- 19. Классификация источников права.
- 20. Священные тексты как источник права.
- 21. Судебный прецедент как источник права.
- 22. Обычай как источник права.
- 23. Правовая доктрина как источник права.
- 24. Нормативно-правовой договор как источник права.
- 25. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 26. Система права и ее компоненты.
- 27. Понятие отрасли права и их классификация.
- 28. Институты права и их особенности.
- 29. Формы систематизации законодательства.
- 30. Понятие и признаки правоотношений.
- 31. Понятие правосознания и его структура.
- 32. Правовая культура и ее уровни.
- 33. Механизм действия права и его составляющие.
- 34. Юридический процесс и юридическая процедура.
- 35. Понятие и формы реализации права.
- 36. Понятие кодификации законодательства и ее виды.
- 37. Субъект права и субъект правоотношений.
- 38. Понятие и содержание правосубъектности.
- 39. Физические и юридические лица.
- 40. Объекты правоотношений
- 41. Понятие и содержание субъективного права
- 42. Понятие и виды юридической обязанности.
- 43. Юридические факты и их классификация.
- 44. Понятие и виды фактических составов.
- 45. Правовая культура личности и ее структура.
- 46. Правовая культура общества и ее составляющие.
- 47. Правовая социализация и правовое воспитание
- 48. Задачи и система правового воспитания.
- 49. Общесоциальные и специальные функции права.
- 50. Социальные факторы формирования права.
- 51. Формы и виды правотворчества.
- 52. Принципы и функции правотворчества.
- 53. Понятие и признаки юридического процесса.
- 55. Сферы действия правовой нормы.
- 56. Предметная действие правовой нормы.
- 57. Темпоральна действие правовой нормы.
- 58. Пространственная действие правовой нормы.
- 59. Персональная действие правовой нормы.
- 60. Применение права как средство обеспечения реализации права.
- 61. Идеология применения права.
- 62. Типичное и нетипичное применение права.
- 63. Акты применения права: понятие и виды.
- 64. Понятие и назначение толкования права.
- 65. Толкование как выяснение права.
- 66. Толкование как разъяснение права.
- 67. Официальное толкование права и его виды.
- 68. Правовая система и ее компоненты.
- 69. Классификация правовых систем.
- 70. Понятие правового стиля. Правовые семьи современного мира.
- 71. Ценности права и правовые ценности.
- 72. Инструментальная ценность права.
- 73. Социальная ценность права.
- 74. Личностная ценность права.
- 75. Право как ценность культуры и цивилизации.
- 76. Верховенство права в системе правовых ценностей.
- 77. Понятие и виды правового поведения.
- 78. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения.
- 79. Правонарушения, его признаки и виды.
- 80. Злоупотребление правом.
- 81. Объективно-противоправное поведение.
- 82. Понятие и признаки юридической ответственности.
- 83. Виды юридической ответственности.
- 84. Понятие и основные требования законности.
- 85. Понятие и атрибуты правового порядка.
- 86. Образ государства и понятие государства.
- 87. Современная и современным государством.
- 88. Атрибуты и признаки государства.
- 89. Типология государства.
- 90. Ценностная характеристика государства.
- 91. Понятие государственной территории и ее состав.
- 92. Понятие государства и государственности.
- 93. Содержание понятия форма государства.
- 94. Статика и динамика государства.
- 95. Государственный и политический режим.
- 96. Взаимодействие государства и гражданского общества.
- 97. Понятие и классификация функций государства.
- 98. Функции государства и государственная политика.
- 99. Номенклатура функций современного государства.
- 100. Формы осуществления функций государства.
- 102. Соотношение правового и конституционного государства.
- 103. Социальное государство, его признаки и функции.
- 104. Правовое государство и верховенство права.
- 105. Влияние глобализации на развитие права и государства.