logo
TGP

10. Основные свойства права.

Определений (трактовок) понятие права в науке существует очень много. И это закономерно, потому что к пониманию сущности права применяют разные подходы. Кроме того, никакое определение (дефиниция) не в состоянии охватить все признаки права.

В его основных признаков, характерных черт ученые относят:

> Право - явление общественное. Оно возникает на определенном этапе общественного развития как его продукт;

> Право выступает регулятором социально значимого поведения человека и является разновидностью социальных норм, согласовывает поведение между людьми и их объединениями;

> • право по своей сути является, в масштабе всего общества, средством (формой) социального компромисса, установление паритета социальных интересов;

> Право - это формально выражены нормы, свое внешнее выражение находят в его источниках (формах);

> Право как особая разновидность социальных норм наделенное качественным нормативностью, который действует как типичный регулятор однотипных ситуаций, предусмотренных этими нормами, без ограничения количества приложений. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социальное полезных отношений, поступков людей;

> Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников отношений, выраженными в их сознании;

> Право является целостной системой взаимосвязанных структурных элементов (институты, отрасли);

> • право - это интеллектуально-волевой регулятор поведения. Оно должно не только специально-юридический или правовой механизм действия, но и психологический. Право не может регулировать поведение иначе как через сознание и волю человека. В определенной мере право можно рассматривать как информационную систему, наделенную информацией властного характера, после осознания превращается в волю и поведение субъектов;

> Право является общеобязательным. В отличие от других социальных норм, оно представляет общегосударственную нормативную систему, требования которой, без исключений, обязательные для всех членов общества;

> Праву характерна четкая регламентация. Процедура как регламентированный порядок, в определенной степени характерно и для других социальных регуляторов для права имеет глубинные основы. Система права включает определенные процедурные отрасли, касающиеся реализации и выработки юридических норм;

> Право тесно связано с государством. Государство проявляет правовые потребности общества и оформляет их в нормативно-правовых актах, а затем осуществляет контроль за выполнением этих предписаний, обеспечивая, в необходимых случаях, их принудительную реализацию;

> Право базируется на принципе равенства. Этот принцип предполагает равенство требований нормативных предписаний для всех участников общественных отношений независимо от индивидуальных свойств (принцип формального равенства).

Итак, учитывая вышеприведенные признаки, можно сформулировать дефиницию: право - это оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе установления равновесия интересов, согласование волеизъявления и правовых требований для всех слоев населения .

11. Аксиоматические положения (постулаты) права.

В современном философском слов ¬ нику постулат (лат. - вы ¬ Мога) определяется как утверждение, что служит основой для осуществления содержательные ¬ товних рассуждений и выводов. При этом отмечается, что вряд ли можно отождествлять постулат с аксиомой, поскольку постулат предлагает меньшую строгость и линейность виснов ¬ ков, отсутствие жесткого соблюдения правил логической функции, как раз дает возможность разграничить сферы применения ¬ ния аксиом (естественно-научное знание) и постулатов ( социогуманитарные знания ¬ ния). Показательно, что наличие в системе знания постулатов характеризует ее как достаточно развитую с точки зрения рефлексии над своей логической струк ¬ турой и эволюцией.

Заметно, что современная юриспру ¬ денция как система знаний выработала свои аксиоматические начала, которые могут бу ¬ ти представлены как постулаты права. Думается, что постулаты права не следует отождествлять с принципами права, как основополагающие идеи про ¬ снизу всю правовую сферу.

Высокий уровень формализации пра ¬ ской области привел к тому, что опре ¬ ся постулатом является праворозумин ¬ ния, а построение правовой теории (юрис ¬ Пруденций) часто осуществляется до ¬ мощью аксиоматического метода как работа с формализованной системой (системой права или правовой систе ¬ мой).

Среди важнейших постулатов права, обеспечивающие аксиоматич ¬ ный характер правовой сферы - поста ¬ лат правового дуализма, вира ¬ ется в разделении права на естественное и позитивное, объективное и субъективное, частное и публичное, материальное и процессуальное. Получил признание по ¬ постулатов, которые часто называют правовым плюрализмом, и выражается он в на ¬ личии в правовой жизни разно ¬ ных источников права. Еще один зна ¬ чущий постулат связан с целостности ¬ ностью правовой системы и выступает как по ¬ постулатов правовой целостности. Наконец, аксиоматическое значение для права имеет принадлежность его к определенной правовой семье, выражается с помощью постулата правовой принадлежности.

Таким образом, аксиоматические начала права составляют постулаты: правопонимания, правового дуализма, правовой ¬ го плюрализма, правового целостности, правовой принадлежности.