logo
TGP

53. Понятие и признаки юридического процесса.

Юридический процесс как комплексная система имеет ряд специфических признаков, характерных для всех правовых форм деятельности органов государства. Прежде всего, это рассмотрение, рассмотрение определенного юридического дела, осуществляемое на основе закона.

Юридический процесс как правовая форма деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, характеризуется определенностью компетенции, функций и полномочий этих субъектов. Одни (органы государства и должностные лица) выполняют организационную функцию, на них возлагается ответственность за результат процесса, другие (истцы, потерпевшие, ответчики, правонарушители и др.)., Имеют ряд прав и гарантий и могут рассчитывать на охрану их личности и законных интересов. Теория и практика юридического процесса является результатом объективных процессов интеграции дифференциации знания, происходящего как внутри юриспруденции, так и на стыках ее со смежным знанием.

Свидетельством тому является все большее проникновение этики и психологии в юридическую науку и практику, все более широкое применение специального знания (в частности, криминалистического), и не только в уголовном, но и в других видах юридического процесса.

Обобщая изложенное, можно предложить определение юридического процесса. Юридический процесс - это комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права, что:

а) выражается в совершении операций с нормами права в связи с решением определенных юридических дел;

б) осуществляется уполномоченными органами государства и должностных лиц в пользу заинтересованных субъектов права;

в) закрепляется в соответствующих правовых актах - официальных документах;

г) регулируется процедурно-процессуальными нормами;

д) обеспечивается соответствующими способами юридической техники.

Конструктивность юридического процесса как комплексной системы наглядно раскрывается при детальном установлении его обобщенных признаков и свойств, обуславливающих его правовую природу и правовое содержание. Определяя родовую общность составляющих юридический процесс относительно обособленных компонентов, следует одновременно подчеркивать и специфичность каждой разновидности.

Основные признаки юридического процесса как комплексной системы:

юридический процесс - это разбирательство (рассмотрение определенного юридического дела). Обычно как юридическое дело квалифицируют или правонарушения, или спор о праве. Юридическая природа таких жизненных обстоятельств состоит в том, что они предусмотрены законом и влекут определенные юридические последствия. Итак, юридическое дело - это такое обстоятельство, что разрешается (рассматривается) на основе закона, а его последствия осуществляются в исполнении закона. Именно эти два момента и определяют природу юридического дела, а следовательно, исходную основу юридического процесса.

юридический процесс, как деятельность по осуществлению операции с нормами права. Юридическая природа любой государственной деятельности определяется прежде всего тем, что соответствующий орган государства или должностное лицо ставятся в условия, когда они должны непосредственно использовать нормы права для разрешения конкретных юридических дел. Причем как объект служебно-производственных операций в данном плане, выступают одновременно нормы материального и процессуального права, т.е. орган должностное лицо должны оперировать нормами, которые определяют характер юридического дела, разрешается, и одновременно оптимальный порядок достижения юридического результата.

Юридический процесс как правовая форма деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц. Осуществление операций с нормами права осуществляет строго установленный круг органов и должностных лиц. Конкретный состав, объем компетенции каждого из уполномоченных участников процесса установлен соответствующим законодательством, в котором точно зафиксировано, что может быть субъектом процесса, что он должен делать и каким образом осуществлять свои должностные (служебные) функции.

юридический процесс как деятельность, результаты которой, обязательно оформляются в соответствующих документах. Четкое разделение функций между участниками традиционного юридического процесса и их официальный характер вызывают потребность в соответствующих способах закреплений результатов, получаемых в ходе рассмотрения юридического дела. Как такие способы, как правило, выступают различные процессуальные акты-документы, содержащие в себе распоряжение индивидуального характера, то есть, они всегда индивидуализированы по предмету: касаются данного дела и адресованы конкретному субъекту, заинтересованному участнику процесса. К числу процессуальных актов-документов в традиционном юридическом процессе относятся приговоры, решения суда, разного рода постановления и определения суда, следователя, дознавателя и т.д. Официальный характер указанных документов выражается не только в том, что они оформляются уполномоченными на то субъектами, но и в том, что природа данных документов, их структура и соответствующие реквизиты закреплены в законодательных актах. Кроме того, каждый из них имеет свой государственный стандарт и определенную форму.

юридический процесс как деятельность, вызывает объективную потребность в процедурно-процессуальной регламентации. Юрисдикционная деятельность в силу своей особой социальной остроты как по совершаемых действиях, так и по результатам нуждается в обеспечении целым рядом гарантий. Наиболее эффективной гарантией юридического процесса является то, что он получает четкое, всестороннее и наиболее совершенное урегулирование с помощью гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права, поскольку объективно обусловлено такое состояние, когда материальное право должно иметь свои процессуальные нормы.

Юридический процесс как деятельность, непосредственно связанная с необходимостью использования различных методов и средств юридической техники. Для получения достоверных отзывов по рассматриваемой юридическому делу и обоснования принятого решения участникам-организаторам юридического процесса всегда приходится устанавливать соответствующие фактические данные и обстоятельства юридического дела, то есть искать и доказывать истину по делу. Наиболее эффективными способами добывания истины в деле располагает такая отрасль юридической практики, как криминалистика. Отметим, что уголовный процесс немыслим без систематического и всестороннего пользования услугами криминалистики. В традиционном юридическом процессе весьма существенное значение имеют и такие технические нормы, относящиеся к порядку оформления процессуальных документов: решений, определений, протоколов, повесток. Таким образом, юрисдикционной деятельности свойственно широкое использование самых разнообразных технических средств и соответствующих правил, направленных на эффективное получение процессуальных результатов, соблюдение таких правил обязательно для всех должностных лиц, субъектов-организаторов и непосредственно заинтересованных участников юридического процесса.

54. Виды юридического процесса.

Виды юридического процесса обычно группируются по предметному признаку, когда как основание классификации учитываются только соответствующие отрасли материального права, применяемые в деятельности определенных органов государства. Отсюда такие разновидности юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный и т.д. Причем, как правило, сами процессы понимаются исключительно в юрисдикционном значении. Указанная классификация в принципе вполне приемлема, так как содержит определенный материал для выяснения общих и особенных моментов процесса как комплекса, так и его отдельных подразделений. Однако она не позволяет установить функциональную связь юридического процесса со структурой механизма правового регулирования, а также обобщить юридический процесс не только как полиструктурным комплекс, но и как функциональную систему. В действительности же оснований для классификации разновидностей юридического процесса больше, например, в обобщенных комплексах по функциональному признаку, когда выделяются четыре основные комплексные разновидности процессов: учредительный, правотворческой, правоприменительной, контрольный.

Они различаются прежде всего по своему содержанию и функциям, характеру побудительных или обстоятельств общих юридических фактов, специфичности непосредственного юридического последствия.

Учредительный ПРОЦЕСС - это специфическая деятельность уполномоченных органов, должностных лиц и общественных организаций по реализации норм материального права, устанавливающих их правомочия по формированию, ликвидации или преобразованию органов государства, должностных лиц и иных управляющих субъектов. Данная деятельность выражается главным образом в совершении действий по подготовке условий Проведение или выборов назначению управляющих субъектов и утверждению соответствующих учредительных результатов, Побудительными обстоятельствами учредительного процесса обычно являются соответствующие юридические или акты юридические состояния, например, истечение срока полномочий органов государства или срока назначения должностного лица. Учредительный процесс чрезвычайно разнообразен по своему конкретному содержанию. Из наиболее распространенных его видов можно указать на деятельность по выборам представительных органов государства, народных судов, деятельность по назначению должностных лиц и т.д.

Учредительный процесс можно рассматривать и в плане процессуального режима, поскольку юридическая атмосфера формирования органов государства, должностных лиц и субъектов права носит различный характер и проявляется в различных условиях. Правомерно выделять следующие учредительные режимы: публичный режим - выборы всех представительных органов государства; режим назначения должностных лиц в условиях номенклатуры режим порядка образования юридических лиц - распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Правотворческая ПРОЦЕСС - это специфическая деятельность уполномоченных органов, общественных организаций и должностных лиц, которые состоят из системы действий по подготовке, утверждению и официальному объявлению нормативно-правовых актов. Она выражается прежде всего в том, что цель создания и поддержания системы права в надлежащем состоянии, что соответствует потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества.

Побудительными обстоятельствами правотворческого процесса непосредственно выступают объективная потребность в правовом оформлении соответствующих общественных отношений, а также проявления права правотворческой инициативы. В правотворчества легко найти все основные элементы процессуальной формы с их специфическими чертами и особенностями.

ПРАВОЗАСТОСОВЧИЙПРОЦЕС - это такой комплекс, по своему объему является доминирующим в системе юридического процесса, а по своему социальному назначению уступает лишь правотворчества. Правоприменение распространено в различных сферах, непосредственно связано с реализацией интересов и насущных нужд различных субъектов

права и поэтому выполняет наиболее существенную функцию в механизме правового регулирования. Правоприменительной процесс - специфическая деятельность уполномоченных органов, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению

всевозможных индивидуальных дел, имеющих юридическое значение. Она заключается в том, что наделяет одних субъектов правомочия, возложении на других субъектов юридических обязанностей, разрешении споров о праве, рассмотрение дел о правонарушениях и соответственно к юридической ответственности.

Побудительными обстоятельствами правоприменительного процесса непосредственно выступают юридические факты и фактические составы. Конечными юридическими последствиями являются соответствующие правоприменительные акты различного назначения, содержащие распоряжение индивидуального характера. Это в равной мере касается характеристики как правоприменительных производств, так и правоприменительных стадий и режимов.

КОНТРОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающихся в совершения юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия выполнения и соблюдения подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами:

1) установление фактического выполнения заданного управленческого решения;

2) дача правильной объективной общественно-политической и юридической оценки результатам проверки состояния соблюдения правовых предписаний;

3) принятие эффективных по содержанию решений, направленных на совершенствование деятельности подконтрольного объекта;

4) обеспечение оперативного наиболее полного и качественного выполнения принятого решения.

Побудительными обстоятельствами контрольного процесса является потребность в создании наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности субъектов общественных отношений, обеспечении эффективности правового регулирования. Восстановление состояния законности и правопорядка в случаях их нарушения. Своеобразие контрольного процесса в том, что он занимает самостоятельное место в структуре юридического процесса как комплексной системы, пронизывает их своим организующим воздействием, способствует осуществлению названных правовых форм на должном организующем уровне.

Рассмотренная конструкция юридического процесса, последовательность расположения отдельных их разновидностей оправданы самой логикой механизма правового регулирования, в котором как непосредственные генераторы юридического воздействия выступают самые разные субъекты, образованные в результате учредительного процесса. Реальный юридическое воздействие предполагает наложенное функционирование правоприменительной и контрольной деятельности, осуществляемой на основе нормативных предписаний, установленных в результате правотворчества.