logo
TGP

17. Институализация государственной власти и механизм государства.

Механизм государства чаще всего понимают как систему всех государственных организаций, осуществляющих задачи и реализуют функции государства.

Признаки механизма государства:

• существование системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически подчиненных органов, предприятий и учреждений;

• наличие группы людей, которые осуществляют управление обществом на профессиональной основе;

• наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми, так и принудительными методами;

• наличие в каждой составляющей своей компетенции как правовой основы деятельности.

Часть этих организаций наделена властными полномочиями и в совокупности составляет государственный аппарат. Другая часть, а именно государственные предприятия и учреждения, под руководством государственных органов практически осуществляет функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных (предприятия) или нематериальных (учреждения) ценностей.

Итак, структуру механизма государства составляют:

1) аппарат государства - система всех органов государства, наделенных властными полномочиями, которые непосредственно осуществляют функции и задачи государства;

2) государственные предприятия - самостоятельные субъекты хозяйствования, имеющие права юридического лица и осуществляют производственную, научно-исследовательскую, коммерческую деятельность для получения соответствующей прибыли;

3) государственные учреждения - такие государственные организации, которые осуществляют непосредственно практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах (экономической, социальной, культурной и наделенные правами юридического лица и имеют определенную характерную им организационную структуру и специфические полномочия.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную имеет давнюю историю, и его традиционно связывают с именем Ш.Л. Монтескье. Каждая из ветвей власти считается самостоятельным и независимым, и тем самым исключается возможность узурпации государственной власти каким-либо лицом или органом.

Этот принцип включает определенную систему требований:

• распределение функций и полномочий (компетенции) между государственными органами в соответствии с требованиями разделения труда;

• закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий, недопустимости вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния;

• наделение каждого органа возможностью противопоставить свое мнение решению другого органа государства и исключения сосредоточения всей власти в одной ветви;

• наличие у органов власти взаимного контроля и невозможность изменения компетенции органов государства неконституционным путем.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям в парламенте государственная власть, которая имеет исключительное право принимать законы. Она осуществляет и финансовой (право ежегодного утверждения бюджета страны), и учредительную (участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов), и контрольную функции. В Украине, согласно ст.75 Конституции Украины, единственным органом законодательной власти является парламент - Верховная Рада Украины.

Исполнительная власть - это власть, которая обладает правом непосредственного управления в государстве. Носителем этой власти в масштабе страны есть правительство, которое обеспечивает выполнение законов и других актов законодательной власти, ответственный, подотчетен и подконтролен ему. Исполнительная власть призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. Согласно разделу VI Конституции Украины органами исполнительной власти является Кабинет Министров Украины (высший орган в системе органов исполнительной власти), центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации (осуществляют исполнительную власть в областях и районах).

Судебная власть - независимая власть, которая охраняет право, выступает арбитром в спорах о праве, осуществляет правосудие. Судебная власть ограничена нормами и принципами права, осуществляется в форме судебной процедуры и не может зависеть от субъективного влияния других ветвей власти. Юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве. Высшим судебным органом в системе судов Верховный Суд Украины. Система судов в Украине строится по принципам территориальности (местные, апелляционные суды) и специализации (суды общей юрисдикции и специализированные: хозяйственные, административные).

Принцип разделения властей дополняется системой сдержек и противовесов, которая предусматривает конкуренцию различных органов власти, наличие средств для взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил.

Вместе власть в государстве должна оставаться целостной и единой, поэтому ветви власти должны взаимодействовать.

Юридически это проявляется в том, что:

• органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и задач государства;

• различные органы государства не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Поэтому разделение властей следует воспринимать как общий принцип осуществления государственной власти