logo search
ПОЛНЫЕ Лекции по административному праву

5. Виды производств

Процесс – родовое явление, производство делится на 2 группы: административно-процессуальное и административно-юрисдикционное производство.

1. Административно-процессуальное производство. О количестве производств единого мнения нет (в сумме можно выделить около 15 производств).

а) Производство по принятию НПА (подготовка, издание).

В гражданском и уголовном процессе такого производства нет.

Это производство занимает значительное место в рамках административного процесса. Занимаются этим производством немногие (федеральные органы исполнительной власти: министерства наделены правом нормотворчества, а службы и агентства – нет).

б) Производство по предложениям и заявлениям граждан и общественности.

Очень важное производство, т.к. благодаря обращениям населения решаются важные вопросы.

Это производство более или менее отрегулировано: есть общефедеральный акт и акт свой у каждого ведомства.

в) В аппарате управления ежедневно решаются вопросы жизни данной организации, органа.

Производство по делам о решении внутриорганизационных задач органа, организации.

На уровне государство такие вопросы не решают, поэтому у органов есть свои собственные акты.

г) В процессе осуществления государственной власти применяются меры поощрения.

Производство по делам о поощрениях (представления к поощрению, проверка данных и др.)

Нормативная база: акты федерального уровня, акты по ведомственной линии, акты субъектов РФ и др.

д) Лицензионное производство (появилось после распада СССР).

Чтобы заниматься определённой деятельностью, нужна лицензия. Это производство важно, т.к. рынок предполагает использование ресурсов, выполнение различной деятельности и т.д.

е) Регистрационное производство.

В основном этот вопрос регулируют акты федерального уровня.

ж) Разрешительное производство.

С помощью этого производства решается вопрос о предоставлении лицу конкретного дополнительного права на что-то с выдачей документа, удостоверяющего это право (например, разрешение на ношение оружия).

2. Административно-юрисдикционное производство. Страдают интересы государства, лиц, организаций, и эти интересы нужно защищать. Существует чёткая правовая основа.

а) Производство по делам об административных правонарушениях (3 из 5 определены в КоАП).

б) Производство по жалобам.

в) Производство по делам о дисциплинарных проступках.

г) Некоторые авторы выделяют в административно-юрисдикционное производство дела о применении мер административного пресечения (некоторые авторы считают их начальной фазой производства об административных правонарушениях).