2. Предмет административного права.
Предмет правового регулирования – совокупность однородных общественных отношений, которые регулируют нормы отдельной отрасли.
Предмет правового регулирования позволяет обособить отрасли друг от друга. Это критерий различия отраслей между собой. Если по предмету отрасли пересекаются, то прибегают к методу.
Предмет административного права:
1. Управленческие отношения.
Управление – деятельность государства в определённой части нашей жизни (но не вся). Государственное управление – деятельность по осуществлению исполнительной власти. Управленческая сфера определяет область действия норм административного права. В сфере государственного управления возникают основные связи на базе норм этой отрасли.
2. Отношения внутри аппарата.
Органы контактируют между собой, также возникают контакты внутри органов. Эти контакты помогают создать механизм государственного управления, обеспечивают его функционирование, приносят пользу.
Внутриаппаратные отношения возникают для оптимизации деятельности управленческого аппарата. Они играют подчинённую роль.
3. Внешние отношения.
Органы контактируют с другими субъектами права. Аппарат удовлетворяет интересы граждан, работает с участием других (например, в области обороны).
Внутриаппаратные и внешние отношения неразделимы, но первые играют предварительную роль, помогают решать вопросы по существу.
4. Отношения на федеральном уровне.
Эти отношения включают в себя взаимодействие федеральных органов:
- федеральных министерств с органами власти субъектов РФ
- органов власти субъектов РФ между собой и др.
В этих связях заложено большое будущее, но они слабо развиты.
5. Правоотношения, когда с одной стороны представители государственных интересов (имеют власть), а с другой – субъекты иного характера (государственно-правовой власти не имеют):
- представитель местного самоуправления – лицо (орган)
- представитель государственного управления – представитель общественной организации
- властный представитель государства – граждане и др.
Гражданин в административном праве - гражданин РФ, который связан с окружающими какими-либо отношениями; его статус постоянно меняется (студент, служащий, рабочий, военнослужащий).
Гражданин – физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, апатрид), которое в данный момент предоставлено себе, ни с кем не связано никакими отношениями.
Участие граждан в решении вопросов управления имеет большое значение. Государство должно создавать обстановку для нормального существования человека, при которой:
- граждане могут реализовывать свои права
- граждане исполняют свои обязанности
Вопрос: Могут ли 2 гражданина вступить в административное правоотношение?
1. Да. Эти отношения реально существуют в жизни.
- нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог: один уступает, другой проезжает.
- в транспорте места для пассажиров с детьми и инвалидов: один должен уступить место, другой может это место занять.
2. Нет, т.к. выхолащивается смысл государственно-властной политики. Если 2 гражданина, то власти нет (но можно апеллировать представителю власти). Право есть, но реализовать его невозможно. Эти отношения не дают результата, в них нет управленческого эффекта.
6. В предмете правового регулирования кроме сферы исполнительной власти есть и другие группы правоотношений.
3-10% - дополнительная деятельность, в процессе которой возникают отдельные административно-правовые отношения, складывающиеся в ходе деятельности других государственных органов.
Каждое звено выполняет двойную деятельность: основную и вспомогательную (подбор и расстановка кадров и др.).
- Содержание общая часть
- Особенная часть
- Общая часть Административное право как отрасль российского права и законодательства
- 1. Особенности административного права.
- 2. Предмет административного права.
- 3. Метод административного права.
- 4. Функции, принципы и задачи административного права
- 5. Принципы административного права.
- 6. Цели и задачи административного права.
- 7. Система отрасли административного права.
- 8. Связь административного права с другими отраслями.
- Источники административного права.
- 1. Особенности источников административного права.
- 2. Виды источников административного права.
- 3. Особенности источников административного права.
- Нормы административного права
- 1. Понятие нормы административного права.
- 2. Характеристики (особенности) норм административного права.
- 3. Виды норм административного права.
- 4. Пути урегулирования общественных и управленческих отношений с помощью норм административного права.
- 5. Способы реализации норм административного права.
- Систематизация административного права.
- 1. Понятие и цели систематизации
- 2. Основные формы систематизации административного права
- Административно-правовые отношения.
- 1. Понятие административно-правового отношения.
- 2. Особенности административно-правовых отношений.
- 3. Структура административно-правовых отношений
- 4. Классификация административно-правовых отношений
- 5. Субъекты административно-правовых отношений
- 6. Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения.
- 7. Соотношение нормы права и правоотношения
- 8. Юридические факты
- 9. Классификация юридических фактов
- Наука административного права.
- 1. Понятие и предмет науки
- 2. Функции науки (в плоскости научной деятельности)
- 3. Методы науки административного права
- 4. История науки административного права
- Административное право как учебная дисциплина
- 1. Понятие и цель административного права как учебной дисциплины.
- 2. Задачи административного права как учебной дисциплины.
- 3. Место курса в системе гуманитарного образования
- Исполнительная власть
- 1. Общее понятие управления.
- 2. Функции управления.
- 3. Государственное управление.
- 4. Признаки органов государственной власти.
- 5. Особенности органов исполнительной власти.
- 6. Правовой статус органов исполнительной власти.
- 7. Виды органов исполнительной власти.
- 8. Организационная структура органов исполнительной власти
- 9. Система органов исполнительной власти
- 10. Принципы построения системы органов государственной власти
- 11. Взаимоотношения внутри системы
- Органы исполнительной власти Российской Федерации
- 1. Государственный совет
- 2. Высшие ораны исполнительной власти Российской Федерации
- 1. Правительство рф
- Глава I. Общие положения (ст. Ст. 1-4).
- Глава II. Состав Правительства рф и порядок его формирования (ст. Ст. 6-11).
- Глава III. Полномочия Правительства рф (ст. Ст. 12-23).
- Глава IV. Организация деятельности Правительства рф (ст. Ст. 24-29).
- I. Общие положения
- II. Функции Аппарата Правительства
- III. Структура Аппарата Правительства и организация его работы
- 2. Высшие органы исполнительной власти субъектов рф
- 3. Федеральные органы исполнительной власти.
- 1. Федеральные Министерства.
- 2. Федеральная служба
- 3. Федеральное агентство
- 4. Территориальные органы
- Государственная служба
- 1. Понятие службы
- 2. Виды службы (по месту её осуществления)
- 3. Правовая основа государственной службы
- 4. Понятие государственной службы
- 5. Содержание государственной службы
- 6. Принципы государственной службы
- 7. Функции государственной службы
- 8. Виды государственной службы
- 9. Понятие государственных служащих
- 10. Признаки государственных служащих
- 11. Правовой статус служащих
- 6 Элементов правового статуса государственных служащих:
- 12. Виды государственных служащих
- 13. Соотношение понятий должностное лицо и представитель власти
- 14. Порядок прохождения государственной службы
- Формы и методы осуществления исполнительной власти
- 1. Понятие формы управления
- 2. Виды форм управления
- 3. Методы управления
- Акты управления
- 1. Понятие акта управления
- 2. Характеристика акта управления
- 3. Функции актов управления
- 4. Отличия актов управления от других источников
- 5. Виды актов управления
- 1. По юридическим свойствам акта
- 2. По масштабу действия
- 6. Производство по изданию актов управления
- 7. Прекращение действия акта
- 8. Требования, предъявляемые к актам управления
- Административное принуждение
- 1. Соотношение убеждения и принуждения в государственном управлении.
- 2. Виды государственного принуждения.
- 3. Понятие административного принуждения
- 4. Признаки административного принуждения
- 5. Виды административного принуждения
- 1. Предупредительные меры.
- 2. Меры пресечения.
- 3. Административное наказание (ответственность).
- 4. Восстановительные меры.
- 5. Меры обеспечительного характера (с 2002 г.).
- Глава 27 КоАп рф: «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».
- Глава 27.1 КоАп рф: «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»:
- Административная ответственность (наказание)
- 1. Понятие ответственности
- 2. Виды ответственности
- 3. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- Глава II КоАп рф. Определение административного правонарушения дано, а административной ответственности – нет.
- 4. Стадии ответственности (характерны для всех видов юридической ответственности)
- 5. Понятие административной ответственности
- 6. Особенности административной ответственности
- 7. Функции административной ответственности
- 8. Принципы административной ответственности
- 9. Понятие административного правонарушения
- 10. Опасность правонарушения
- 11. Состав административного правонарушения
- 12. Наказания
- Глава 3 КоАп рф посвящена административным наказаниям.
- 13. Назначение наказания
- Глава 4 КоАп рф посвящена назначению административного наказания.
- Административный процесс.
- 1. Понятие процесса
- 2. Черты административного процесса
- 3. Принципы административного процесса
- 4. Административный, уголовный и гражданский процессы
- 5. Виды производств
- 6. Правовая база производства по делам об административных правонарушениях
- Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 7. Понятие производства
- Глава 23 КоАп рф. Субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (более 80):
- 8. Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
- 3. Участники производства, оказывающие содействие при решении отдельных, конкретных задач производства.
- 9. Доказательства и их оценка
- 10. Стадии производства
- I стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- II стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- III стадия. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- IV стадия. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Глава 31 КоАп рф. Общие положения.
- Глава 32 КоАп рф. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
- Обеспечение законности в сфере исполнительной власти
- 1. Понятие законности
- 2. Обеспечение законности в сфере управления
- 3. Виды контроля
- 4. Виды государственного контроля.
- 1. Президентский контроль.
- 2. Контроль со стороны органов законодательной (представительной) власти.
- 3. Контроль со стороны органов исполнительной власти общей компетенции
- 4. Ведомственный контроль.
- 5. Судебный контроль (надзор)
- 5. Прокурорский надзор
- 6. Административный надзор
- Особенная часть
- Управление в сфере экономического строительства
- 1. Организация управления промышленностью.
- 2. Организация управления сельским хозяйством.
- 3. Организация управления в области строительства и жкх.
- 4. Организация управления транспортом.
- 5. Организация управления в финансовой сфере.
- 6. Управление в области связи.
- 7. Организация управления в области охраны и использования природных ресурсов.
- Организация управления в сфере социально-культурного строительства
- 1. Организация управления в области образования.
- 2. Правовое положение вуЗов в рф
- 3. Организация управления в области науки.
- 4. Правовое положение Высшей аттестационной комиссии (вак) Министерства образования рф.
- 5. Организация управления в области культуры.
- 6. Организация управления в области здравоохранения.
- 7. Организация санитарного надзора.
- 8. Организация управления в области социального развития.
- Организация управления в области административно-политического строительства
- 1. Организация управления в области обороны.
- 2. Порядок комплектования вооружённых сил рф.
- 3. Безопасность организации управления.
- 4. Внешняя разведка.
- 5. Охрана государственной границы.
- 6. Организация управления в области внутренних дел.
- 7. Обеспечение безопасности дорожного движения.
- 8. Организация управления в области юстиции.
- 9. Организация управления в области иностранных дел.
- 10. Управление в области экономической охраны рф (организация таможенного дела).
- 11. Охрана государственной тайны.