logo
ПОЛНЫЕ Лекции по административному праву

2. Характеристики (особенности) норм административного права.

Нормы административного права – «кирпичики» в административном праве. Число норм в различных отраслях права неодинаково, и отрасль административного права содержит наибольшее количество норм, имеющих свои особенности.

1. Руководящая роль государства.

Административное право регулирует отношения в управленческой сфере – властной деятельности государства, поэтому нормы административного права определяют границы должного поведения в обществе (чтобы в результате иного поведения не произошло что-нибудь нежелательное), которое должно вести себя так, как этого требует государство.

Также нормы административного права способствуют реализации исполнительной власти, созданию условий для реализации функций аппарата управления.

2. С помощью норм административного права обеспечивается необходимая упорядоченность системы управленческих органов.

Обеспечивая эффективную работу аппарата, нормы преследуют публичный интерес.

3. Направлены на реализацию законов.

Большая часть норм административного права содержится в подзаконных актах, которые конкретизируют законы.

4. Призваны обеспечить определённый уровень общественного порядка.

5. Нацелены на удовлетворение определённых запросов, интересов населения.

6. Защищают нормы других отраслей (в этом административное право схоже с уголовным).

За нарушение определённой нормы может последовать административная ответственность.

7. Снабжены собственным механизмом защиты, в результате которого может последовать административное принуждение к субъектам.

8. Много субъектов, издающих нормы административного права (они также применяют эти нормы)

а) Правительство

б) Министерства

в) Ведомства

г) Должностные лица, на это уполномоченные

д) Органы местного самоуправления и др.

9. Сфера действия норм административного права – сфера государственного управления.

10. Предоставляют властные полномочия определённому государственному аппарату.

11. Закрепляют единственный вариант поведения субъекта (зарегистрировать новорожденного, получить в 14 лет паспорт и т.д.).

В основном в нормах административного права как операторы волевого поведения выступают слова «обязан», «должен», «запрещается».

12. Носят императивный (властный) характер, который варьируется в зависимости от субъектов, ситуации, диспозиции и др.

Например: у граждан есть права (заниматься предпринимательской деятельностью; поступить в ВУЗ), но эти права должны быть подкреплены решением со стороны государства (лицензия на право заниматься предпринимательской деятельностью; приказ о зачислении после успешной сдачи экзаменов).

Решают представители государства, императив остаётся за государством.

13. Структурное построение.

гипотеза – часть нормы, которая определяет условия, при которых норма права действует

диспозиция – основная часть нормы права, правило поведения

санкция – заключительная часть нормы права, в которой говорится о последствиях ее несоблюдения

В нормах административного права

а) гипотеза есть всегда, но во многих нормах она подразумевается, в тексте её нет (она очевидна);

б) санкция также отсутствует в письменном виде в некоторых нормах, но она есть. У многих норм санкции одинаковы, они помещаются в другом правовом акте;

в) в тексте многие административно-правовые нормы состоят только из диспозиции.

14. Выстраиваются в сложную иерархическую систему (нижестоящая норма должна соответствовать вышестоящей).