6. Производство по изданию актов управления
Чтобы акт появился, нужны определённые усилия, знания по конкретному вопросу.
В теории всё это производство условно разделено на несколько стадий:
1. Постановка вопроса о необходимости издания данного акта. Проявление инициативы на предмет подготовки и издания акта.
Проявлять инициативу может
а) Тот, кто наделён правом издавать этот акт, сам властный субъект.
б) Сверху по ведомственной линии (Правительство РФ – министерству РФ).
в) Снизу по ведомственной линии (министерство РФ – Правительству РФ).
г) Со стороны, за пределами управленческого аппарата. Любой орган государственной власти может обратиться в любое звено, к служащему и попросить(потребовать) издать акт.
д) Общественные объединения, граждане.
Если инициатива возникает внутри аппарата, то реагировать (издавать акт) обязательно, если же с инициативой выступает простой гражданин, то акт могут и не издать.
2. Проверочная стадия.
а) Проверяют, входит ли издание данного акта в компетенцию данного субъекта, можно ли издавать этот акт.
б) необходимо проверить, нет ли по этому вопросу уже действующего акта (закона, индивидуального акта).
в) Нужно определить подведомственную территорию, круг субъектов, на которых этот акт будет распространяться.
3. Подготовка проекта (эта стадия не обязательна, но предпочтительна). Когда издаются акты коллегиальных органов, то проект обязателен.
а) Подготовка самого проекта
- проект готовит сам орган, полномочный издать данный акт.
- орган поручает разработку проекта кому-либо.
- подготовка проекта поручается специальной комиссии, в которую входят специалисты, учёные (при решении большого, сложного, важного вопроса).
б) Решение частных вопросов
- согласование актов
- ревизирование акта
4. Принятие акта, введение его в действие.
а) Если акт принимается коллегиальным органом, то акт предварительно рассматривается, обсуждается на заседаниях этого органа.
б) Если акт принимает одно лицо, то оно и решает все вопросы.
Принятие акта оформляется в окончательном виде: текс, печать, подписи, доведение акта до адресата.
Акты издаются, чтобы кто-то с ними работал, добивался цели.
1. Открытые акты публикуются в официальных источниках для всего населения.
Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
2. Закрытые акты (например, о государственной тайне) не публикуются.
Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 13.08.98 г.) .
1. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию.
2. Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.
3. Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио.
4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет Главное государственно - правовое управление Президента РФ, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства РФ.
5. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента РФ в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
6. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
7. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение10 дней после дня их регистрации.
10. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.
11. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Многие федеральные органы издают свои ведомственные бюллетени, которые рассылают сверху вниз по ведомственной линии (обязательных сроков для таких актов нет).
Органы субъектов (администрации и др.) издают свои акты, в которых устанавливают свои сроки, порядок опубликования и т.д. (например, «Ведомости»).
Органы муниципальных образований также издают акты (например, «Ведомости мэрии Новосибирска»).
Каждый орган должен иметь свою внутреннюю специальную службу ДОУ (служба доказательственного обеспечения управления), которая ведёт всё делопроизводство (готовит проекты, издаёт акты).
При издании актов возникает много ошибок, поэтому издают специальные акты о том, как это нужно делать (оформление и др.).
Доведение актов до сведения лиц возможно не только с помощью официальных источников. Акты закрытого характера могут доводиться до сведения граждан по-иному: сотрудники фельдъегерской службы доставляют специальные запечатанные конверты с документами адресату.
- Содержание общая часть
- Особенная часть
- Общая часть Административное право как отрасль российского права и законодательства
- 1. Особенности административного права.
- 2. Предмет административного права.
- 3. Метод административного права.
- 4. Функции, принципы и задачи административного права
- 5. Принципы административного права.
- 6. Цели и задачи административного права.
- 7. Система отрасли административного права.
- 8. Связь административного права с другими отраслями.
- Источники административного права.
- 1. Особенности источников административного права.
- 2. Виды источников административного права.
- 3. Особенности источников административного права.
- Нормы административного права
- 1. Понятие нормы административного права.
- 2. Характеристики (особенности) норм административного права.
- 3. Виды норм административного права.
- 4. Пути урегулирования общественных и управленческих отношений с помощью норм административного права.
- 5. Способы реализации норм административного права.
- Систематизация административного права.
- 1. Понятие и цели систематизации
- 2. Основные формы систематизации административного права
- Административно-правовые отношения.
- 1. Понятие административно-правового отношения.
- 2. Особенности административно-правовых отношений.
- 3. Структура административно-правовых отношений
- 4. Классификация административно-правовых отношений
- 5. Субъекты административно-правовых отношений
- 6. Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения.
- 7. Соотношение нормы права и правоотношения
- 8. Юридические факты
- 9. Классификация юридических фактов
- Наука административного права.
- 1. Понятие и предмет науки
- 2. Функции науки (в плоскости научной деятельности)
- 3. Методы науки административного права
- 4. История науки административного права
- Административное право как учебная дисциплина
- 1. Понятие и цель административного права как учебной дисциплины.
- 2. Задачи административного права как учебной дисциплины.
- 3. Место курса в системе гуманитарного образования
- Исполнительная власть
- 1. Общее понятие управления.
- 2. Функции управления.
- 3. Государственное управление.
- 4. Признаки органов государственной власти.
- 5. Особенности органов исполнительной власти.
- 6. Правовой статус органов исполнительной власти.
- 7. Виды органов исполнительной власти.
- 8. Организационная структура органов исполнительной власти
- 9. Система органов исполнительной власти
- 10. Принципы построения системы органов государственной власти
- 11. Взаимоотношения внутри системы
- Органы исполнительной власти Российской Федерации
- 1. Государственный совет
- 2. Высшие ораны исполнительной власти Российской Федерации
- 1. Правительство рф
- Глава I. Общие положения (ст. Ст. 1-4).
- Глава II. Состав Правительства рф и порядок его формирования (ст. Ст. 6-11).
- Глава III. Полномочия Правительства рф (ст. Ст. 12-23).
- Глава IV. Организация деятельности Правительства рф (ст. Ст. 24-29).
- I. Общие положения
- II. Функции Аппарата Правительства
- III. Структура Аппарата Правительства и организация его работы
- 2. Высшие органы исполнительной власти субъектов рф
- 3. Федеральные органы исполнительной власти.
- 1. Федеральные Министерства.
- 2. Федеральная служба
- 3. Федеральное агентство
- 4. Территориальные органы
- Государственная служба
- 1. Понятие службы
- 2. Виды службы (по месту её осуществления)
- 3. Правовая основа государственной службы
- 4. Понятие государственной службы
- 5. Содержание государственной службы
- 6. Принципы государственной службы
- 7. Функции государственной службы
- 8. Виды государственной службы
- 9. Понятие государственных служащих
- 10. Признаки государственных служащих
- 11. Правовой статус служащих
- 6 Элементов правового статуса государственных служащих:
- 12. Виды государственных служащих
- 13. Соотношение понятий должностное лицо и представитель власти
- 14. Порядок прохождения государственной службы
- Формы и методы осуществления исполнительной власти
- 1. Понятие формы управления
- 2. Виды форм управления
- 3. Методы управления
- Акты управления
- 1. Понятие акта управления
- 2. Характеристика акта управления
- 3. Функции актов управления
- 4. Отличия актов управления от других источников
- 5. Виды актов управления
- 1. По юридическим свойствам акта
- 2. По масштабу действия
- 6. Производство по изданию актов управления
- 7. Прекращение действия акта
- 8. Требования, предъявляемые к актам управления
- Административное принуждение
- 1. Соотношение убеждения и принуждения в государственном управлении.
- 2. Виды государственного принуждения.
- 3. Понятие административного принуждения
- 4. Признаки административного принуждения
- 5. Виды административного принуждения
- 1. Предупредительные меры.
- 2. Меры пресечения.
- 3. Административное наказание (ответственность).
- 4. Восстановительные меры.
- 5. Меры обеспечительного характера (с 2002 г.).
- Глава 27 КоАп рф: «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».
- Глава 27.1 КоАп рф: «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»:
- Административная ответственность (наказание)
- 1. Понятие ответственности
- 2. Виды ответственности
- 3. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- Глава II КоАп рф. Определение административного правонарушения дано, а административной ответственности – нет.
- 4. Стадии ответственности (характерны для всех видов юридической ответственности)
- 5. Понятие административной ответственности
- 6. Особенности административной ответственности
- 7. Функции административной ответственности
- 8. Принципы административной ответственности
- 9. Понятие административного правонарушения
- 10. Опасность правонарушения
- 11. Состав административного правонарушения
- 12. Наказания
- Глава 3 КоАп рф посвящена административным наказаниям.
- 13. Назначение наказания
- Глава 4 КоАп рф посвящена назначению административного наказания.
- Административный процесс.
- 1. Понятие процесса
- 2. Черты административного процесса
- 3. Принципы административного процесса
- 4. Административный, уголовный и гражданский процессы
- 5. Виды производств
- 6. Правовая база производства по делам об административных правонарушениях
- Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 7. Понятие производства
- Глава 23 КоАп рф. Субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (более 80):
- 8. Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
- 3. Участники производства, оказывающие содействие при решении отдельных, конкретных задач производства.
- 9. Доказательства и их оценка
- 10. Стадии производства
- I стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- II стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- III стадия. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- IV стадия. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Глава 31 КоАп рф. Общие положения.
- Глава 32 КоАп рф. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
- Обеспечение законности в сфере исполнительной власти
- 1. Понятие законности
- 2. Обеспечение законности в сфере управления
- 3. Виды контроля
- 4. Виды государственного контроля.
- 1. Президентский контроль.
- 2. Контроль со стороны органов законодательной (представительной) власти.
- 3. Контроль со стороны органов исполнительной власти общей компетенции
- 4. Ведомственный контроль.
- 5. Судебный контроль (надзор)
- 5. Прокурорский надзор
- 6. Административный надзор
- Особенная часть
- Управление в сфере экономического строительства
- 1. Организация управления промышленностью.
- 2. Организация управления сельским хозяйством.
- 3. Организация управления в области строительства и жкх.
- 4. Организация управления транспортом.
- 5. Организация управления в финансовой сфере.
- 6. Управление в области связи.
- 7. Организация управления в области охраны и использования природных ресурсов.
- Организация управления в сфере социально-культурного строительства
- 1. Организация управления в области образования.
- 2. Правовое положение вуЗов в рф
- 3. Организация управления в области науки.
- 4. Правовое положение Высшей аттестационной комиссии (вак) Министерства образования рф.
- 5. Организация управления в области культуры.
- 6. Организация управления в области здравоохранения.
- 7. Организация санитарного надзора.
- 8. Организация управления в области социального развития.
- Организация управления в области административно-политического строительства
- 1. Организация управления в области обороны.
- 2. Порядок комплектования вооружённых сил рф.
- 3. Безопасность организации управления.
- 4. Внешняя разведка.
- 5. Охрана государственной границы.
- 6. Организация управления в области внутренних дел.
- 7. Обеспечение безопасности дорожного движения.
- 8. Организация управления в области юстиции.
- 9. Организация управления в области иностранных дел.
- 10. Управление в области экономической охраны рф (организация таможенного дела).
- 11. Охрана государственной тайны.