logo
ПОЛНЫЕ Лекции по административному праву

I стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.

На первой стадии нужно решить ряд вопросов, необходимых для дальнейшего продвижения дела. В самом начале этой стадии возможно применение мер обеспечительного характера.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в своём большинстве это меры пресечения).

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1. доставление;

2. административное задержание;

3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4. изъятие вещей и документов;

5. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9. привод.

Статья 27.2. Доставление

1. Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

а) должностными лицами органов внутренних дел (милиции)

б) военнослужащими внутренних войск МВД РФ, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны

в) военнослужащими внутренних войск МВД РФ

г) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом

д) должностными лицами военной автомобильной инспекции

е) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды

ж) пограничных органов и пограничных войск, военнослужащими иных войск (сил)

з) военнослужащими пограничных органов и пограничных войск

и) должностными лицами таможенных органов

к) военнослужащими и сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы

л) должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок (срок может быть и больше 3 часов).

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

а) должностные лица органов внутренних дел (милиции)

б) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел

в) должностные лица военной автомобильной инспекции

г) военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, должностные лица органов внутренних дел (милиции)

д) должностные лица таможенных органов

е) военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы

ж) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Правовая база: глава 28 КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении.

Перед возбуждением дела нужно решить 2 главных вопроса: поводы и основания возбуждения дела об административном правонарушении.

Статья 28., п.1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Например: распитие спиртных напитков в общественном месте, нарушение правил пожарной безопасности.

Лучший повод – прямое обнаружение правонарушения.

2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Для возбуждения дела по первому поводу нужно собрать доказательства, а по 2 и 3 - сначала нужна проверка достоверности данных, и только потом решается вопрос о возбуждении дела.

Кроме повода к возбуждению дела нужны основания.

Выделяют 3 группы оснований возбуждения дела об административном правонарушении.

1. Нормативное – наличие запрещающей нормы, которая предусматривает совершение этого действия, как неразрешенное.

2. Фактическое – поведение физического или юридического лица, подпадающее под эту норму, и являющееся правонарушением.

3. Процессуальное – наличие официального документа, фиксирующего то, что было совершено, и позволяющего решать иные вопросы.

Ст. 28.1, п.4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1. Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ.

2. Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

3. Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

4. Оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, протокол об административном правонарушении не составляется.

Статья 28.7. Административное расследование

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении одним из основных процессуальных моментов является фиксация полученной информации и оформление протокола о правонарушении.

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются:

а) Дата и место его составления.

б) Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.

в) Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

г) Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших.

д) Место, время совершения и событие административного правонарушения.

е) Статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

ж) Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.

з) Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Отсутствие хотя бы одного факта может отрицательно сказаться на дальнейшем рассмотрении дела.

Во всех сферах, где решаются эти вопросы, печатаются типовые бланки, которые остаётся лишь заполнить. Таким образом, на практике облегчена возможность составления протокола.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Составленный протокол нужно направить по подведомственности. Иногда одна инстанция может рассматривать до 20-30 дел, а иногда – 1 дело. Кто и какие дела рассматривает, предусматривается законом.

Если протокол направлен не по подведомственности, то это нужно исправить, перенаправив его.

Составлением протокола об административном правонарушении завершается первая стадия производства. К протоколу могут быть прикреплены и иные требующиеся документы.