Глава 3 КоАп рф посвящена административным наказаниям.
Статья 3.1. Цели административного наказания
1. Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административное наказание – мера принудительного воздействия, применяемая государством к правонарушителям в целях воспитательного воздействия на них самих и окружающих в целях наказания.
Статья 3.2. Виды административных наказаний
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6. административный арест;
7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8. дисквалификация.
2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи.
3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только КоАП РФ.
Наказания в виде предупреждения или административного штрафа могут назначаться всеми субъектами административной власти (судьи, органы, должностные лица). Наказания 3-8 назначаются только судьями.
Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
Все виды наказания могут быть основными при определённых условиях. 3,4,7, наказания могут быть и дополнительными наказаниями.
1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
2. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
Статья 3.4. Предупреждение
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Это чисто моральная мера, играющая профилактическую роль (чтобы избежать совершения подобных правонарушений в будущем).
Предупреждение – самая мягкая мера наказания, применяемая за очень ограниченное число правонарушений.
Предупреждение применяется, когда:
1. Совершено малозначительное правонарушение.
2. Правонарушение совершено впервые.
Статья 3.5. Административный штраф
Административный штраф – основной вид административного наказания, это самая распространённая мера. Почти все санкции предусматривают штраф.
1. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:
а) минимальному размеру оплаты труда.
б) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
в) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин…
2. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.
3. Максимальный размер административного штрафа зависит от субъекта, на которого он налагается:
а) гражданин - не более 25 МРОТ
б) должностное лицо – не более 50 МРОТ
в) юридическое лицо – не более 1000 МРОТ
Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, …, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, …, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, не может превышать:
а) для должностных лиц – 200 МРОТ
б) для юридических лиц – 5000 МРОТ.
Взысканные штрафы зачисляются в бюджет РФ или субъекта РФ.
Сейчас штрафы можно применять и к организациям (раньше – только к физическим лицам), т.е. одновременно можно наказать штрафом и организацию, и должностное лицо этой организации. Таким образом, за одно правонарушение государство может получить большую сумму.
Большинство правонарушений влекут наложение штрафа.
Статья 3.6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Орудие – то, с помощью чего было совершено правонарушение.
Предмет – то, на что было направлено правонарушение.
1. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.
2. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Если вещь изъяли, то при её реализации её стоимость возмещается, если вещь уничтожается, то её стоимость не возмещается.
Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.
Если вещь представляет ценность, то она подлежит обращению в собственность государства, если нет - уничтожению.
Статья 3.8. Лишение специального права
1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей.
2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.
3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
4. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Статья 3.9. Административный арест
1. Административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества; устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.
3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Раньше административный арест применялся часто, до 700 тыс. раз в год, сейчас он применяется в исключительных случаях. В ГДР срок ареста отбывали в рассрочку, по нерабочим дням.
Раньше был установлен минимальный срок административного ареста (от 10 до 15 суток), сейчас такого нет.
Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Лицо не является гражданином РФ, но находится на её территории. При совершении административного правонарушения оно подлежит выдворению за пределы РФ.
1. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства - принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ – это контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.
2. Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ - соответствующими должностными лицами.
Статья 3.11. Дисквалификация
1. Дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
3. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Эта мера редко применяется, практика по назначению данного наказания невелика.
- Содержание общая часть
- Особенная часть
- Общая часть Административное право как отрасль российского права и законодательства
- 1. Особенности административного права.
- 2. Предмет административного права.
- 3. Метод административного права.
- 4. Функции, принципы и задачи административного права
- 5. Принципы административного права.
- 6. Цели и задачи административного права.
- 7. Система отрасли административного права.
- 8. Связь административного права с другими отраслями.
- Источники административного права.
- 1. Особенности источников административного права.
- 2. Виды источников административного права.
- 3. Особенности источников административного права.
- Нормы административного права
- 1. Понятие нормы административного права.
- 2. Характеристики (особенности) норм административного права.
- 3. Виды норм административного права.
- 4. Пути урегулирования общественных и управленческих отношений с помощью норм административного права.
- 5. Способы реализации норм административного права.
- Систематизация административного права.
- 1. Понятие и цели систематизации
- 2. Основные формы систематизации административного права
- Административно-правовые отношения.
- 1. Понятие административно-правового отношения.
- 2. Особенности административно-правовых отношений.
- 3. Структура административно-правовых отношений
- 4. Классификация административно-правовых отношений
- 5. Субъекты административно-правовых отношений
- 6. Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения.
- 7. Соотношение нормы права и правоотношения
- 8. Юридические факты
- 9. Классификация юридических фактов
- Наука административного права.
- 1. Понятие и предмет науки
- 2. Функции науки (в плоскости научной деятельности)
- 3. Методы науки административного права
- 4. История науки административного права
- Административное право как учебная дисциплина
- 1. Понятие и цель административного права как учебной дисциплины.
- 2. Задачи административного права как учебной дисциплины.
- 3. Место курса в системе гуманитарного образования
- Исполнительная власть
- 1. Общее понятие управления.
- 2. Функции управления.
- 3. Государственное управление.
- 4. Признаки органов государственной власти.
- 5. Особенности органов исполнительной власти.
- 6. Правовой статус органов исполнительной власти.
- 7. Виды органов исполнительной власти.
- 8. Организационная структура органов исполнительной власти
- 9. Система органов исполнительной власти
- 10. Принципы построения системы органов государственной власти
- 11. Взаимоотношения внутри системы
- Органы исполнительной власти Российской Федерации
- 1. Государственный совет
- 2. Высшие ораны исполнительной власти Российской Федерации
- 1. Правительство рф
- Глава I. Общие положения (ст. Ст. 1-4).
- Глава II. Состав Правительства рф и порядок его формирования (ст. Ст. 6-11).
- Глава III. Полномочия Правительства рф (ст. Ст. 12-23).
- Глава IV. Организация деятельности Правительства рф (ст. Ст. 24-29).
- I. Общие положения
- II. Функции Аппарата Правительства
- III. Структура Аппарата Правительства и организация его работы
- 2. Высшие органы исполнительной власти субъектов рф
- 3. Федеральные органы исполнительной власти.
- 1. Федеральные Министерства.
- 2. Федеральная служба
- 3. Федеральное агентство
- 4. Территориальные органы
- Государственная служба
- 1. Понятие службы
- 2. Виды службы (по месту её осуществления)
- 3. Правовая основа государственной службы
- 4. Понятие государственной службы
- 5. Содержание государственной службы
- 6. Принципы государственной службы
- 7. Функции государственной службы
- 8. Виды государственной службы
- 9. Понятие государственных служащих
- 10. Признаки государственных служащих
- 11. Правовой статус служащих
- 6 Элементов правового статуса государственных служащих:
- 12. Виды государственных служащих
- 13. Соотношение понятий должностное лицо и представитель власти
- 14. Порядок прохождения государственной службы
- Формы и методы осуществления исполнительной власти
- 1. Понятие формы управления
- 2. Виды форм управления
- 3. Методы управления
- Акты управления
- 1. Понятие акта управления
- 2. Характеристика акта управления
- 3. Функции актов управления
- 4. Отличия актов управления от других источников
- 5. Виды актов управления
- 1. По юридическим свойствам акта
- 2. По масштабу действия
- 6. Производство по изданию актов управления
- 7. Прекращение действия акта
- 8. Требования, предъявляемые к актам управления
- Административное принуждение
- 1. Соотношение убеждения и принуждения в государственном управлении.
- 2. Виды государственного принуждения.
- 3. Понятие административного принуждения
- 4. Признаки административного принуждения
- 5. Виды административного принуждения
- 1. Предупредительные меры.
- 2. Меры пресечения.
- 3. Административное наказание (ответственность).
- 4. Восстановительные меры.
- 5. Меры обеспечительного характера (с 2002 г.).
- Глава 27 КоАп рф: «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».
- Глава 27.1 КоАп рф: «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»:
- Административная ответственность (наказание)
- 1. Понятие ответственности
- 2. Виды ответственности
- 3. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- Глава II КоАп рф. Определение административного правонарушения дано, а административной ответственности – нет.
- 4. Стадии ответственности (характерны для всех видов юридической ответственности)
- 5. Понятие административной ответственности
- 6. Особенности административной ответственности
- 7. Функции административной ответственности
- 8. Принципы административной ответственности
- 9. Понятие административного правонарушения
- 10. Опасность правонарушения
- 11. Состав административного правонарушения
- 12. Наказания
- Глава 3 КоАп рф посвящена административным наказаниям.
- 13. Назначение наказания
- Глава 4 КоАп рф посвящена назначению административного наказания.
- Административный процесс.
- 1. Понятие процесса
- 2. Черты административного процесса
- 3. Принципы административного процесса
- 4. Административный, уголовный и гражданский процессы
- 5. Виды производств
- 6. Правовая база производства по делам об административных правонарушениях
- Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 7. Понятие производства
- Глава 23 КоАп рф. Субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (более 80):
- 8. Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
- 3. Участники производства, оказывающие содействие при решении отдельных, конкретных задач производства.
- 9. Доказательства и их оценка
- 10. Стадии производства
- I стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- II стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- III стадия. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- IV стадия. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Глава 31 КоАп рф. Общие положения.
- Глава 32 КоАп рф. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
- Обеспечение законности в сфере исполнительной власти
- 1. Понятие законности
- 2. Обеспечение законности в сфере управления
- 3. Виды контроля
- 4. Виды государственного контроля.
- 1. Президентский контроль.
- 2. Контроль со стороны органов законодательной (представительной) власти.
- 3. Контроль со стороны органов исполнительной власти общей компетенции
- 4. Ведомственный контроль.
- 5. Судебный контроль (надзор)
- 5. Прокурорский надзор
- 6. Административный надзор
- Особенная часть
- Управление в сфере экономического строительства
- 1. Организация управления промышленностью.
- 2. Организация управления сельским хозяйством.
- 3. Организация управления в области строительства и жкх.
- 4. Организация управления транспортом.
- 5. Организация управления в финансовой сфере.
- 6. Управление в области связи.
- 7. Организация управления в области охраны и использования природных ресурсов.
- Организация управления в сфере социально-культурного строительства
- 1. Организация управления в области образования.
- 2. Правовое положение вуЗов в рф
- 3. Организация управления в области науки.
- 4. Правовое положение Высшей аттестационной комиссии (вак) Министерства образования рф.
- 5. Организация управления в области культуры.
- 6. Организация управления в области здравоохранения.
- 7. Организация санитарного надзора.
- 8. Организация управления в области социального развития.
- Организация управления в области административно-политического строительства
- 1. Организация управления в области обороны.
- 2. Порядок комплектования вооружённых сил рф.
- 3. Безопасность организации управления.
- 4. Внешняя разведка.
- 5. Охрана государственной границы.
- 6. Организация управления в области внутренних дел.
- 7. Обеспечение безопасности дорожного движения.
- 8. Организация управления в области юстиции.
- 9. Организация управления в области иностранных дел.
- 10. Управление в области экономической охраны рф (организация таможенного дела).
- 11. Охрана государственной тайны.