1. Понятие законности
Законность неоднозначна в понимании проблемы.
Законность – принцип деятельности государства, устой, закреплённый в 15 статье Конституции РФ.
Законность – метод государственного руководства.
Это практическая деятельность по осуществлению специфических мер проведения контроля и надзора.
Это деятельность определённого лица (органа), который в своей деятельности использует специальные средства.
Законность – режим поведения субъектов управленческих отношений (граждане, должностные лица, органы, организации должны соблюдать требования норм права).
Это поведение на основе действующих норм права с точки зрения их ненарушения, исполнения.
Законность – строгое неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, должностными лицами, общественными объединениями, всеми организациями в рамке предприятий, учреждений, всеми гражданами.
Смысл, сущность законности
1. Необходимо наличие достаточной правовой массы, т.е. реальных норм, аккумулированных в источниках, и эти нормы необходимо исполнять.
2. Приоритет законов в этой массе как актов высшей юридической силы.
«Законность» от слова «закон». Понятие законности шире понятия закона, т.к. помимо законов есть и другие источники права.
3. Попытки по возможности не допускать нарушения тех или иных правил поведения.
4. Выявление правонарушений, если они имели место. Если эти правонарушения не выявлены, то это вдвойне плохо.
Применение мер по устранению последствий правонарушений.
Выяснение причин и условий, в результате которых произошли эти правонарушения.
Принятие специальных мер, чтобы подобное в будущем было невозможно.
5. Неотвратимость наказания.
6. Установление гарантий, способствующих укреплению законности, устранению правонарушений, укоренению порядка в обществе.
Факторы, проявление законности
Особую остроту приобретает вопрос обеспечения законности в сфере управления.
1. В сфере управления решается наибольшее количество вопросов экономического, социально-культурного, международного, оборонного значения. Именно здесь интересы государства, личности, общества могут быть поставлены под угрозу, т.к. это наиболее обширная сфера деятельности, где многие решают свои собственные проблемы.
2. В сфере управления задействован самый громадный государственный аппарат (должностные лица, органы). Так как много представителей, наделённых властью, то много и нарушений.
3. В сфере управления издаётся наибольшее количество правовых актов. Часть из них – нормативно-правовые: за ними легче следить, т.к. они публикуются в официальных источниках. Другая часть – индивидуальные: их сложно контролировать, т.к. их издаёт практически каждое должностное лицо.
4. В сфере управления наиболее часты контакты представителей властных структур с населением.
Это тонкости, которые ставят вопрос законности на особую высоту, требуют ужесточения дисциплины.
- Содержание общая часть
- Особенная часть
- Общая часть Административное право как отрасль российского права и законодательства
- 1. Особенности административного права.
- 2. Предмет административного права.
- 3. Метод административного права.
- 4. Функции, принципы и задачи административного права
- 5. Принципы административного права.
- 6. Цели и задачи административного права.
- 7. Система отрасли административного права.
- 8. Связь административного права с другими отраслями.
- Источники административного права.
- 1. Особенности источников административного права.
- 2. Виды источников административного права.
- 3. Особенности источников административного права.
- Нормы административного права
- 1. Понятие нормы административного права.
- 2. Характеристики (особенности) норм административного права.
- 3. Виды норм административного права.
- 4. Пути урегулирования общественных и управленческих отношений с помощью норм административного права.
- 5. Способы реализации норм административного права.
- Систематизация административного права.
- 1. Понятие и цели систематизации
- 2. Основные формы систематизации административного права
- Административно-правовые отношения.
- 1. Понятие административно-правового отношения.
- 2. Особенности административно-правовых отношений.
- 3. Структура административно-правовых отношений
- 4. Классификация административно-правовых отношений
- 5. Субъекты административно-правовых отношений
- 6. Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения.
- 7. Соотношение нормы права и правоотношения
- 8. Юридические факты
- 9. Классификация юридических фактов
- Наука административного права.
- 1. Понятие и предмет науки
- 2. Функции науки (в плоскости научной деятельности)
- 3. Методы науки административного права
- 4. История науки административного права
- Административное право как учебная дисциплина
- 1. Понятие и цель административного права как учебной дисциплины.
- 2. Задачи административного права как учебной дисциплины.
- 3. Место курса в системе гуманитарного образования
- Исполнительная власть
- 1. Общее понятие управления.
- 2. Функции управления.
- 3. Государственное управление.
- 4. Признаки органов государственной власти.
- 5. Особенности органов исполнительной власти.
- 6. Правовой статус органов исполнительной власти.
- 7. Виды органов исполнительной власти.
- 8. Организационная структура органов исполнительной власти
- 9. Система органов исполнительной власти
- 10. Принципы построения системы органов государственной власти
- 11. Взаимоотношения внутри системы
- Органы исполнительной власти Российской Федерации
- 1. Государственный совет
- 2. Высшие ораны исполнительной власти Российской Федерации
- 1. Правительство рф
- Глава I. Общие положения (ст. Ст. 1-4).
- Глава II. Состав Правительства рф и порядок его формирования (ст. Ст. 6-11).
- Глава III. Полномочия Правительства рф (ст. Ст. 12-23).
- Глава IV. Организация деятельности Правительства рф (ст. Ст. 24-29).
- I. Общие положения
- II. Функции Аппарата Правительства
- III. Структура Аппарата Правительства и организация его работы
- 2. Высшие органы исполнительной власти субъектов рф
- 3. Федеральные органы исполнительной власти.
- 1. Федеральные Министерства.
- 2. Федеральная служба
- 3. Федеральное агентство
- 4. Территориальные органы
- Государственная служба
- 1. Понятие службы
- 2. Виды службы (по месту её осуществления)
- 3. Правовая основа государственной службы
- 4. Понятие государственной службы
- 5. Содержание государственной службы
- 6. Принципы государственной службы
- 7. Функции государственной службы
- 8. Виды государственной службы
- 9. Понятие государственных служащих
- 10. Признаки государственных служащих
- 11. Правовой статус служащих
- 6 Элементов правового статуса государственных служащих:
- 12. Виды государственных служащих
- 13. Соотношение понятий должностное лицо и представитель власти
- 14. Порядок прохождения государственной службы
- Формы и методы осуществления исполнительной власти
- 1. Понятие формы управления
- 2. Виды форм управления
- 3. Методы управления
- Акты управления
- 1. Понятие акта управления
- 2. Характеристика акта управления
- 3. Функции актов управления
- 4. Отличия актов управления от других источников
- 5. Виды актов управления
- 1. По юридическим свойствам акта
- 2. По масштабу действия
- 6. Производство по изданию актов управления
- 7. Прекращение действия акта
- 8. Требования, предъявляемые к актам управления
- Административное принуждение
- 1. Соотношение убеждения и принуждения в государственном управлении.
- 2. Виды государственного принуждения.
- 3. Понятие административного принуждения
- 4. Признаки административного принуждения
- 5. Виды административного принуждения
- 1. Предупредительные меры.
- 2. Меры пресечения.
- 3. Административное наказание (ответственность).
- 4. Восстановительные меры.
- 5. Меры обеспечительного характера (с 2002 г.).
- Глава 27 КоАп рф: «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».
- Глава 27.1 КоАп рф: «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»:
- Административная ответственность (наказание)
- 1. Понятие ответственности
- 2. Виды ответственности
- 3. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- Глава II КоАп рф. Определение административного правонарушения дано, а административной ответственности – нет.
- 4. Стадии ответственности (характерны для всех видов юридической ответственности)
- 5. Понятие административной ответственности
- 6. Особенности административной ответственности
- 7. Функции административной ответственности
- 8. Принципы административной ответственности
- 9. Понятие административного правонарушения
- 10. Опасность правонарушения
- 11. Состав административного правонарушения
- 12. Наказания
- Глава 3 КоАп рф посвящена административным наказаниям.
- 13. Назначение наказания
- Глава 4 КоАп рф посвящена назначению административного наказания.
- Административный процесс.
- 1. Понятие процесса
- 2. Черты административного процесса
- 3. Принципы административного процесса
- 4. Административный, уголовный и гражданский процессы
- 5. Виды производств
- 6. Правовая база производства по делам об административных правонарушениях
- Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- 7. Понятие производства
- Глава 23 КоАп рф. Субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (более 80):
- 8. Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
- 3. Участники производства, оказывающие содействие при решении отдельных, конкретных задач производства.
- 9. Доказательства и их оценка
- 10. Стадии производства
- I стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- II стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- III стадия. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- IV стадия. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Глава 31 КоАп рф. Общие положения.
- Глава 32 КоАп рф. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
- Обеспечение законности в сфере исполнительной власти
- 1. Понятие законности
- 2. Обеспечение законности в сфере управления
- 3. Виды контроля
- 4. Виды государственного контроля.
- 1. Президентский контроль.
- 2. Контроль со стороны органов законодательной (представительной) власти.
- 3. Контроль со стороны органов исполнительной власти общей компетенции
- 4. Ведомственный контроль.
- 5. Судебный контроль (надзор)
- 5. Прокурорский надзор
- 6. Административный надзор
- Особенная часть
- Управление в сфере экономического строительства
- 1. Организация управления промышленностью.
- 2. Организация управления сельским хозяйством.
- 3. Организация управления в области строительства и жкх.
- 4. Организация управления транспортом.
- 5. Организация управления в финансовой сфере.
- 6. Управление в области связи.
- 7. Организация управления в области охраны и использования природных ресурсов.
- Организация управления в сфере социально-культурного строительства
- 1. Организация управления в области образования.
- 2. Правовое положение вуЗов в рф
- 3. Организация управления в области науки.
- 4. Правовое положение Высшей аттестационной комиссии (вак) Министерства образования рф.
- 5. Организация управления в области культуры.
- 6. Организация управления в области здравоохранения.
- 7. Организация санитарного надзора.
- 8. Организация управления в области социального развития.
- Организация управления в области административно-политического строительства
- 1. Организация управления в области обороны.
- 2. Порядок комплектования вооружённых сил рф.
- 3. Безопасность организации управления.
- 4. Внешняя разведка.
- 5. Охрана государственной границы.
- 6. Организация управления в области внутренних дел.
- 7. Обеспечение безопасности дорожного движения.
- 8. Организация управления в области юстиции.
- 9. Организация управления в области иностранных дел.
- 10. Управление в области экономической охраны рф (организация таможенного дела).
- 11. Охрана государственной тайны.