logo search
УП Гаухмана

§ 3 О наказании

Понятие и цели наказания

В отличие от нового УК РФ законодательство зарубежных стран не содержит определения наказания. В доктрине же можно встретить различные варианты определения наказания. Чаще всего оно ассоциируется с карой, воздаянием за содеянное. Так, французские ученые Р. Мерль и А. Витю отмечают, что «наказание является карой, налагаемой на преступника в ответ на совершенное им преступное деяние»*.

*Уголовное право зарубежных государств. Вып. IV. Наказание. М., 1975. С. 82.

В американской уголовно-правовой литературе в наиболее общем виде оно сформулировано в юридическом словаре Дж. Раша: «Наказание в уголовном праве – это любая боль, страдание, кара, ограничение, налагаемое на лицо в соответствии с нормами права и по решению или приговору суда за преступление или уголовное правонарушение, совершенное им, или за невыполнение обязанности, предписываемой законом»*.

*Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права М.,1991. С. 175

Гораздо больше внимания в доктрине уделяется целям наказания. Как самая старая, традиционная цель наказания выделяется кара, воздаяние или возмездие. Ее наиболее ярким и последовательным сторонником был И. Кант, который считал «единственно разумной и возможной теорию наказания по принципу талиона – возмездия равным за равное»*.

*Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран «Классическая» школа и антрополого-социологическое направление. М , 1985. С. 24.

Цель кары как искупления вины, как воздаяния за содеянное отмечается и немецкими авторами, и даже Конституционным судом ФРГ. В одном из его решений о наказании говорится как о «расплате за совершенное нарушение закона»*. Г. Мюллер относит кару к так называемой «неутилитарной» цели наказания, и в этом он близок к вышеизложенной позиции французских ученых.

*Кузнецова Н., ВельцельЛ. Уголовное право ФРГ. М., 1980. С. 111.

В уголовно-правовой доктрине стран англосаксонской системы права кара (возмездие) также занимает видное место. Сторонники этой цели наказания утверждают, во-первых, что она препятствует осуществлению произвола, т.к. лицо подлежит наказанию только тогда, когда заслуживает этого, и, во-вторых, что наказание, согласно этой цели, соразмерное тяжести содеянного, удовлетворяет законному чувству мести, испытываемому обществом. Противники цели кары, а они также есть, считают ее неоправданной с моральной точки зрения и несовместимой с нравственными началами современного общества.

Две другие, имеющие между собой сходство цели наказания – общая и специальная превенции. В юридической литературе зарубежных стран эта цель нередко именуется устрашением, что полностью применимо к общей превенции.

Общая превенция состоит в предупреждении совершения преступлений неопределенным кругом лиц, любым потенциальным правонарушителем. Она достигается различными способами: угрозой наказания, указанного в законе, путем применения наказания к лицу, совершившему преступление и, наконец, путем усиления наказания в соответствующих случаях, чтобы удержать других от совершения преступлений.

В уголовном праве стран англосаксонской системы права появление этой цели наказания связывают с именем И. Бентама (1748-1832), который выступал за суровую, даже жестокую карательную политику, направленную на устрашение возможных преступников*.

*Решетников Ф.М. Указ. раб. С.59.

Сторонники этой цели наказания нередко основной упор делают на то, что преступника следует принести в жертву интересам общего предупреждения, особенно в случаях, когда в стране наблюдается рост какого-то вида преступности, вынесением ему более сурового приговора. Однако есть критики такой позиции, считающие ее порочной по той причине, что причинение дополнительных страданий даже немногим нельзя оправдать пользой, приносимой многим. По их мнению, в свободном обществе права индивида, по крайней мере наиболее важные, имеют приоритет перед коллективными интересами.

Цель общего предупреждения реализована, например, в действующем УК Франции – в тех его статьях Общей, но прежде всего Особенной части, где предусматривается значительное усиление наказаний по сравнению с УК 1810 г. Она наряду с карой также довольно четко просматривается в принятом в 1994 г. и США Законе о борьбе с насильственной преступностью.

Специальная превенция состоит в предупреждении совершения преступлений лицами, уже ранее судимыми.

В одном из комментариев УК ФРГ сказано, что задача наказания состоит в том, чтобы «отплатить за нарушение правопорядка и одновременно отпугнуть правонарушителя и вообще любое лицо от таких правонарушений в будущем»*, т.е. отмечаются три вышеизложенные цели наказания.

*Крылова Н.Е., Серебренникова. А.В. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии) М., 1997. С. 137

Лишение осужденного возможности совершить новые преступления, например, в американской и немецкой доктринах выделяется в самостоятельную цель наказания. В первой она именуется «incapacitation», во второй – «нейтрализацией». Наиболее эффективный способ реализации этой цели – пожизненное лишение свободы или смертная казнь*.

*Некоторые авторы, например П. Робинсон (США), отмечают, что эта цель может быть также достигнута путем кастрации потенциального насильника, что допускается законодательством некоторых штатов США, или отсечением руки потенциального вора, что практикуется в ряде мусульманских стран (Саудовская Аравия, Судан, Йемен, Иран).

Наиболее современная цель наказания – исправление правонарушителя. В уголовном праве стран континентальной системы права она стала особенно популярна после второй мировой войны благодаря теории новой социальной защиты и ее признанному лидеру М. Анселю (Франция). Считая основной целью наказания исправление, он отмечает, что необходимо «так построить наказание, чтобы оно само по себе перевоспитывало, а также чтобы его функция ресоциализации признавалась главой и отличалась от простого побочного воспитательного действия неоклассического возмездного наказания»*. Причем, по мнению М. Анселя, исправление (ресоциализация) – не только право, но и обязанность преступника, «ибо если все должно быть сделано для того, чтобы возвратить ему по возможности его место в обществе, то он должен заслужить это место»**.

*Ансель М. Новая социальная защита. М., 1970. С. 267.

**Там же. С. 261.

В уголовно-правовых доктринах Франции, Германии, а также Англии исправление (ресоциализацию), общую и специальную превенцию – предупреждение некоторые авторы относят к так называемым «утилитарным» целям наказания.

В английском уголовном праве в настоящее время сложилось такое положение: в доктрине преобладает мнение, что назначением наказания должны преследоваться цели воздаяния, устрашения и исправления; в статутном праве цели наказания не упоминаются, хотя, например, в Законе об уголовном правосудии 1991 г., в котором впервые определены законодательные рамки применения наказаний, значительное внимание уделяется цели исправления.

Концентрированное выражение американской уголовно-правовой доктрины по вопросу о целях наказания нашло в Примерном УК , называющем цели воздаяния (кары), общей и специальной превенции, а также исправления (социального восстановления личности)*.

*Примерный уголовный кодекс (США). М., 1969. С. 32-33.

В уголовном законодательстве стран континентальной системы права (Франция, Германия, Италия, Испания) цели наказания не указаны. Однако, например, в некоторых нормах УК Франции (ст. 132-25), а еще чаще – УПК (ст. 720-4, 721-1, 723-3) упоминается такая цель, как ресоциализация (социальная реадаптация). Под влиянием этой цели в УК Франции включены новые виды лишения свободы (например, режим полусвободы), отсрочка с испытательным режимом и другие меры уголовно-правового воздействия.

В США рекомендации Примерного УК по вопросу о целях наказания были восприняты законодательством федеральным (§ 3553 раздела 18 Свода законов) и некоторых штатов, например УК штата Нью-Йорк (§ 1.05). Там нашли отражение все четыре указанные выше, но по-разному сформулированные цели наказания.

Вопрос о сочетании различных целей наказания при вынесении приговора по конкретному делу нередко оказывается достаточно сложным. Чтобы облегчить его решение в США с 1987 г. действует «Федеральное руководство по назначению наказаний», которое в 1989 г. было признано Верховным судом конституционным.

И еще одно замечание: если раньше в США довольно популярной была цель исправления, то с конца 70-х годов на первый план выдвигается концепция «справедливо заслуженного», а по существу старая как мир цель возмездия, или кары.

Отдельные виды наказаний

Смертная казнь. В большинстве стран Западной Европы смертная казнь либо полностью отменена, либо не может применяться в мирное время. Такому положению в немалой степени способствовало их вступление в Совет Европы: государства-члены этой организации обязаны подписать протокол № 6 от 1983 г. (относительно отмены смертной казни) к Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и привести свое законодательство в соответствие с его требованиями*.

*Однако ст. 2 Протокола разрешает государствам-участникам введение или сохранение смертной казни за преступления, совершаемые во время войны либо в условиях ее приближениями.

В 1997 г. Европейский парламент принял резолюцию об отмене смертной казни, призвав все страны ввести мораторий на применение смертных приговоров.

К настоящему времени около 60 государств исключили смертную казнь из своего законодательства, 14 сохранили ее лишь за особо тяжкие преступления или при особых обстоятельствах (например, в военное время), но фактически не применяют ее. Еще около 30 стран и территорий также сохраняют эту меру наказания, но не используют ее в течение 10 и более лет*.

*Труд 1997. 6 сентября.

Во Франции смертная казнь была отменена законом № 81-908 от 1981 г., а в Германии – ст. 102 Конституции. В Италии и Испании смертная казнь также запрещена их Конституциями, «кроме случаев, предусмотренных военными законами, действующими в военное время» (соответственно ст. 27 и 15).

Несколько иначе обстоит дело в Англии. Там в 1965 г. временно сроком на пять лет была отменена смертная казнь за тяжкое убийство. Эксперимент оказался успешным и с 1970 г. она была отменена за это преступление «навсегда». Тем не менее смертная казнь сохранена за измену по закону об измене 1814 г. и за пиратство с насилием по закону о пиратстве 1837 г. Но поскольку случаев совершения этих преступлений в послевоенное время не было, можно утверждать, что смертная казнь в Англии не применяется. Она также сохранена за ряд воинских преступлений, совершаемых в военное время*.

*Подробнее см.: Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека. М., 1989.

В отличие от других развитых зарубежных стран в США смертная казнь применяется и весьма широко: в 1995 г. было казнено 56 осужденных, в 1996 г. – 45, а в 1997 г. – 74.

В 1972 г. Верховный суд страны, рассмотрев апелляцию по делу Фурмэна и еще двух лиц, осужденных к смертной казни, решил, что ее назначение и применение представляет собой «жестокое и необычное наказание», противоречащее VIII, а также XIV поправке к Конституции США, запрещающей штатам «лишать какое-либо лицо жизни без надлежащей правовой процедуры».

В 1976 г. Верховный суд США вернулся к проблеме смертной казни. Рассмотрев апелляции по делу Грегга и еще четырех лиц, приговоренных к смертной казни, он постановил, что «смертная казнь сама по себе не нарушает Конституции». Он также отметил, что «смертная казнь не является таким наказанием, которое никогда не может применяться, независимо от обстоятельств преступления, личности преступника и процедуры принятия решения о его назначении».

Начиная с 1977 г., когда был прекращен продолжавшийся 10 лет неофициальный мораторий на исполнение смертных приговоров, казни в США возобновились. С тех пор там был казнен 451 человек*.

*Труд. 1998. 14 апр.

Большинство казненных в США – чернокожие жители страны, хотя они составляют 12-13% ее населения. 80-85% всех казненных приходится на южные штаты. Лидером является Техас, на долю которого, например, в 1997 г. приходилась половина всех казненных.

К настоящему времени смертная казнь предусматривается законодательством федеральным и 38 штатов. Последним стал Нью-Йорк, где после 18-летнего перерыва она была восстановлена в 1995 г.

Смертная казнь в США в основном применяется за убийство, тяжкое или явившееся следствием совершения другого опасного преступления. Законом о борьбе с насильственной преступностью 1994 г. число федеральных преступлений, которые могут наказываться смертной казнью, увеличено до 60. Эта цифра включает в себя как преступления, за которые смертная казнь уже предусматривалась ранее (например, тяжкое убийство 1 степени, измена, шпионаж, ограбление банка, повреждение или разрушение транспортного средства, если были человеческие жертвы), так и другие, в том числе новые, сформулированные в этом законе: например, убийство, совершенное заключенным – беглецом, убийство лиц, оказывающих помощь в расследовании преступлений, или должных лиц исправительных учреждений, насильственные действия в области морской навигации, использование оружия массового поражения, если это повлекло гибель людей.

Несмотря на то, что за большинство из этих преступлений в качестве альтернативного наказания предусматривается тюремное заключение (пожизненное или на любой срок), при определенных условиях виновный в обязательном порядке приговаривается к смертной казни. А именно, если он: а) намеренно (умышленно) убил потерпевшего; б) умышленно причинил тяжкие телесные повреждения, которые повлекли смерть потерпевшего; в) умышленно участвовал в каком-либо действии и предвидел, что кто-то будет лишен жизни, или полагал, что смертоносная сила в отношении какого-то лица (не являющегося участником преступления) будет применена, и непосредственным результатом этого действия явилась смерть потерпевшего, и другие условия.

Закон 1994 г. также предусматривает наказание в виде смертной казни за ряд посягательств, связанных с наркобизнесом.

Однако он, в отличие от законодательства некоторых штатов, разрешает выносить смертные приговоры лишь лицам, достигшим 18-летнего возраста. В недавно опубликованном докладе комиссии ООН по правам человека США подвергнуты резкой критике за широко практикуемую смертную казнь вообще и за ее допущение в 25 штатах в отношении подростков 16-17 лет в частности*.

*Труд. 1998. 14 апр.

Ранее, до 1988 г., когда Верховный суд страны постановил, что назначение смертной казни лицам, не достигшим 16 лет, является неконституционным, смертные приговоры в штатах выносились подросткам и более молодого возраста*.

*Законодательство это позволяло делать: в Индиане – с 12 лет, в Джорджии и Миссисипи -с 13, а в штатах Миссури, Юта, Арканзас и еще трех – с 14 или 15 лет.

В США ежегодно выносится 250-300 смертных приговоров, однако казней, как показано выше, гораздо меньше. Это прежде всего объясняется длительностью и сложностью процедуры рассмотрения жалоб и ходатайств о помиловании. Приговоренные к смертной казни нередко находятся в камерах смертников в ожидании своей судьбы по 10-15 лет. В результате «очередь смертников» в американских тюрьмах превышает 3000 человек.

Смертные приговоры в США приводятся в исполнение способом, предусмотренным законодательством штатов*. В основном это электрический стул, а также газовая камера, инъекция, повешение и расстрел. Причем в некоторых штатах сам осужденный может выбрать способ исполнения приговора, например газовую камеру или инъекцию – в штате Сев. Каролина, инъекцию или расстрел – в штате Юта.

*Приговоры за федеральные (невоинские) преступления осуществляются способом, определенным в том штате, где они приводятся в исполнение. За воинские преступления федеральный закон предусматривает казнь через повешение.

Лишение свободы. Уголовное законодательство Франции предусматривает несколько видов лишения свободы.

В соответствии со ст. 131-1 УК за совершение преступления может быть назначено уголовное заточение или заключение – пожизненное или на срок от 10 до 30 лет*.

*По УК 1810 г. максимальный размер срочного лишения свободы не превышал 20 лет.

Лишение свободы в виде заточения применяется за общеуголовные преступления, например за простое умышленное убийство или отравление – до 30 лет, и различные виды квалифицированного убийства или геноцид – пожизненное.

Уголовное заключение назначается за антигосударственные (политические) преступления, например за измену или шпионаж – вплоть до пожизненного лишения свободы.

Различия между этими двумя видами лишения свободы в режиме содержания. Заключение как политическое наказание исполняется в рамках специальной пенитенциарной системы, призванной воздействовать на осужденного без применения к нему особых мер воздействия. Политические преступники, в отличие от общеуголовных, не привлекаются к труду, не обязаны носить тюремную одежду, пользуются другими льготами. Однако, как отмечают французские юристы, в связи с общей гуманизацией уголовно-исполнительной системы принципиальные различия между заключением и заточением все больше стираются*.

*Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Указ. соч. С. 152.

За совершение проступков применяется исправительное тюремное заключение не более десяти, семи, пяти, трех, двух лет, одного года и шести месяцев.

Наказание в виде исправительного тюремного заключения может быть назначено, например, за неумышленное убийство или проведение биомедицинских экспериментов – сроком до трех лет, а за насильственные действия, повлекшие хроническое заболевание или увечье, – сроком до 10 лет.

Исправительное тюремное заключение отличается от заточения не только по названию, но и режимом содержания.

В соответствии со ст. 718 УПК размещение осужденных в тюрьмах производится с учетом категории совершенного деяния, их возраста, состояния здоровья и личности.

Особый интерес представляет такая форма лишения свободы, как «полусвобода». Согласно ст. 132-25 УК Франции, если суд назначает наказание в виде тюремного заключения на срок до одного года включительно, он может постановить, с целью ресоциализации, об исполнении наказания в режиме полусвободы, если это необходимо для осуществления осужденным профессиональной деятельности, получения им образования, медицинского обслуживания или участия в жизни семьи. Осужденный, отбывающий наказание в режиме полусвободы, обязан возвращаться в пенитенциарное учреждение так, как это предписано судьей по исполнению наказаний.

По УК ФРГ лишение свободы по своей продолжительности может быть двух видов: на определенный срок и пожизненное. Минимальный предел срочного лишения свободы – один месяц, максимальный – 15 лет.

Немецкое законодательство допускает краткосрочное (до 6 месяцев) лишение свободы, если «особые обстоятельства, касающиеся деяния и личности совершившего деяние, делают неизбежным назначение лишения свободы для воздействия на это лицо или для защиты правопорядка».

УК ФРГ содержит 14 составов преступлений, караемых пожизненным лишением свободы. Это, например, геноцид, подготовка агрессивной войны, измена двух видов, разбой, повлекший смерть потерпевшего, тяжкое убийство.

Общий размер наказания в виде лишения свободы, назначаемого при совокупнсти деяний, не может превышать 15 лет.

В настоящее время в Англии существует только один вид лишения свободы -тюремное заключение.

Для статутных преступлений, т.е. предусмотренных законодательством, минимальный срок заключения – один день, а максимальный – 25 лет. Существует также пожизненное лишение свободы, назначаемое за тяжкое убийство в обязательном порядке, а, например, за простое умышленное убийство, изнасилование или ограбление – как максимальное наказание.

За преступления общего права (некоторые виды сговора, подстрекательства или причинение общественного беспокойства) наказание назначается по усмотрению суда, вплоть до пожизненного тюремного заключения. Однако, как отмечают английские авторы, судьи при этом должны помнить, что Билль о правах запрещает жестокие и необычные наказания.

По Закону о судах магистрата 1980 г. за преступления, рассматриваемые в этих судах (т.е. в упрощенном порядке – без обвинительного акта), по общему правилу не может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 6 месяцев. 95% уголовных дел рассматриваются именно в таком порядке. Остальные – в судах Короны.

Ранее в Англии в целях более единообразного назначения наказаний Апелляционным судом вырабатывались так называемые «тарифы», в пределах которых судам рекомендовалось выносить приговоры.

Закон об уголовном правосудии 1991 г. впервые предусмотрел для этого общие статутные рамки. В соответствии с ним наказание в виде лишения свободы в отношении лиц в возрасте 21 года и старше – это тюремное заключение, более молодого возраста – заключение в специальное учреждение на основании Зако-на о детях и молодых лицах 1933 г. или пожизненное лишение свободы – на основании Закона об уголовном правосудии 1982 г.*

*По мнению некоторых английских ученых (Хэлсбери), наказание лишением свободы подростков, прежде всего в силу законодательных ограничений, носит исключительный характер (см.: Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. С. 44) Но, думается, это преувеличение.

В Законе 1991 г. сказано, что суд может назначить правонарушителю наказание в виде лишения свободы, если он убежден, что: 1) совершенное преступление является настолько опасным, что только такое наказание может быть оправданным, или 2) совершенное деяние – насильственное или половое преступление, и только такое наказание является адекватным для защиты общества от исходящей от него опасности.

Лишение свободы в США характеризуется значительным своеобразием. Оно может быть краткосрочным, длительным или пожизненным. Последнее назначается: 1) в качестве самостоятельной меры за наиболее опасные преступления; 2) в качестве альтернативы смертной казни; 3) по совокупности приговоров и преступлений или 4) лицу, имеющему две или три судимости, чаще всего за фелонии. Так, по федеральному закону о борьбе с насильственной преступностью 1994 г., если лицо совершило опасную насильственную фелонию, а ранее было осуждено по крайней мере за две опасные насильственные фелонии или одну опасную насильственную фелонию и одно наркопреступление, то оно в обязательном порядке приговаривается к пожизненному тюремному заключению.

Уголовное законодательство США отличается длительностью срочного лишения свободы: тюремное заключение в 30,40 и даже 50 лет – не редкость.

Ни федеральные законы, ни, как правило, законы штатов не устанавливают общих предельных сроков лишения свободы, что позволяет судам приговаривать к 200, 300 и более годам либо к нескольким пожизненным срокам.

Еще лет 20 тому назад сроки лишения свободы подавляющего большинства штатов были связаны с системой неопределенных приговоров. Именно в рамках этой системы, по замыслу ее создателей, должна быть реализована цель исправления (социальной реабилитации) преступника, достигаемая путем «обращения» с ним*. Здесь нашел отражение выдвинутый американскими криминологами принцип «наказание должно соответствовать опасности преступника» вместо принципа «наказание должно соответствовать тяжести преступления».

*Известны два основных способа такого «обращения», или воздействия: психологический, подобно тому, как врач лечит больного, нередко именуемый терапевтическим, и социальный.

Существуют различные виды неопределенных приговоров*. По УК штата Нью-Йорк суд определяет минимальный и максимальный сроки лишения свободы исходя из установленных в нем пределов. Минимальный срок должен быть не менее одного года, а максимальный – не менее трех лет и не более сроков, указанных выше**. В УК конкретизируются минимальные сроки для самой опасной фелонии – класса А, а точнее для двух ее подвидов: для А-1 – это 15-25 лет, а для А-Н – от трех лет до восьми лет и четырех месяцев. Таким образом, закон позволяет судьям назначать наказания в очень больших пределах: соответственно от 15 и 3 лет до пожизненного лишения свободы.

*Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. считают, что существует восемь разновидностей таких приговоров. См. их работу, с. 152.

**См. § 2 данной главы.

Время нахождения осужденного в местах лишения свободы по неопределенному приговору зависит от административного органа – совета по условно-досрочному освобождению. В случае хорошего поведения он может быть освобожден, отбыв установленный минимум, а иногда и раньше. Если, находясь на свободе, досрочно освобожденный преступает закон или нарушает условия освобождения, он может быть обратно водворен в тюрьму.

Система неопределенных приговоров серьезно критикуется американскими юристами, вызывает недовольство общественности и прежде всего потерпевших за то, что преступники, виновные в совершении опасных преступлений, приговоренные, например, на срок от одного года до пожизненного лишения свободы, отбыв несколько лет, в силу их «хорошего поведения» оказываются на свободе.

Но основной недостаток системы неопределенных приговоров и реабилитационной модели вообще – неэффективность в борьбе с преступностью. С конца 70-х годов на смену ей во многих штатах пришла система определенных приговоров, основанная на концепции воздаяния за содеянное.

Несмотря на введение в США новой, а по существу старой системы приговоров, там по-прежнему сохраняются существенные различия в назначении наказаний за одинаковые преступления. Так, например, перегон похищенного автомобиля из одного штата в другой, а это федеральное преступление, в первом округе в среднем карался 22 месяцами, а в десятом – 42 месяцами тюремного заключения. За ограбление банка по федеральному законодательству в среднем назначали 11 лет, а в Северном округе штата Иллинойс – пять с половиной лет.

Для устранения или по крайней мере уменьшения таких различий в штатах, например в Нью-Джерси, и на федеральном уровне были законодательно созданы комиссии по назначению наказаний.

В 1985 г. была сформирована федеральная комиссия, состоящая из семи членов с правом решающего голоса и одного с совещательными правами. Она действует как независимый орган в судебной системе США. Комиссия разработала «Основные направления по назначению наказаний», которые издаются в виде «Федерального руководства по назначению наказаний». В нем содержатся подробные таблицы по видам и размерам наказаний за различные составы преступлений и отдельно для преступлений, совершаемых рецидивистами. Многие судьи заявляют, что введение и обязательное применение* этого руководства означает вмешательство в отправление правосудия. Кроме того, его применение, как отмечают американские юристы, показало, что лицам из низших слоев населения назначаются «относительно более строгие наказания»**. И в целом произошло ужесточение наказания, повышение удельного веса наказания в виде лишения свободы.

*В случае отклонения от предписаний «Руководства» суд обязан дать письменное обоснование этого.

**Уголовное наказание и назначение наказания С. 9.

Имущественные наказания – это в основном штраф и конфискация. Штраф является весьма распространенным уголовным наказанием. Его применение предусматривается законодательством всех зарубежных стран.

По УК Франции штраф может быть назначен в случае совершения и преступления, и проступка, и нарушения: «наказания в виде уголовного заточения или уголовного заключения не исключают наказания в виде штрафа». Его максимальный размер составляет 50 млн франков за преступления, связанные с наркотиками: организация группы или руководство ею с целью изготовления, перевозки, хранения или незаконного использования наркотиков, импорт или экспорт наркотиков и др.

В перечне наказаний, назначаемых за проступки, штраф стоит на втором месте после тюремного заключения. Вообще следует отметить, что конструкция санкций «лишение свободы и штраф» характерна для норм Особенной части УК Франции*.

*Хотя на практике, как следует из литературных источников, назначение обоих наказаний происходит редко. Если отсутствуют какие-либо особо отягчающие обстоятельства, суд назначает одно и этих наказаний (Крылова Н.Е. Основные черты нового Уголовного кодекса Франции.М,1996. С 69).

Альтернативой тюремному заключению является наказание в виде штрафо-дней*. Это наказание состоит в обязанности осужденного внести в государственную казну определенные денежные суммы. Размер каждого штрафо-дня определяется судом с учетом доходов и обязательств осужденного; он не может превышать 2000 франков. Количество штрафо-дней устанавливается с учетом обстоятельств совершенного» преступного деяния, но не может превышать 360.

*Впервые наказание в виде штрафо-дней появилось в Швеции.

В перечне наказаний за нарушения штраф находится на первом месте. Его размер за эти деяния не может превышать 10 тыс. франков, а в случае рецидива – 20 тыс. франков.

Среди наказаний, налагаемых на юридических лиц, штраф также занимает первое место. Его максимальный размер равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренного за соответствующее деяние для физического лица.

Согласно УПК Франции в случае неуплаты штрафа платежеспособным лицом оно подвергается принудительному заключению в соответствии с установленной шкалой. Максимальный срок такого заключения – 4 месяца, если размер задолженности превышает 80 тыс. франков.

УК ФРГ не предусматривает штраф в его обычном, традиционном понимании. Он может назначаться только в дневных ставках и в этом обнаруживает большое сходство с наказанием в виде штрафо-дней по французскому праву. Но есть некоторые отличия. Минимальный размер дневной ставки – 2 марки, максимальный -10 тыс. марок. При определении его конкретного размера суд «как правило, исходит из чистого дохода, который лицо имеет или могло иметь в среднем в день», но может учитывать его доходы вообще, имущество и другие источники существования. Количество дневных ставок может колебаться в пределах от 5 до 360.

В нашей юридической литературе отмечается, что данная система применения штрафа, призванная нейтрализовать основной упрек в адрес этого наказания (что штраф по-разному отражается на положении бедных и богатых, что последние могут попросту «откупиться» от тюрьмы и т.п.), ее критику полностью не снимает. Если в отношении трудящихся «чистый доход» известен – это заработная плата, то его исчисление у предпринимателей, банкиров и вообще лиц, занимающихся бизнесом, – дело непростое*.

*Кузнецова Н., Вельцель Л. Указ. соч. С. 120.

Штраф в дневных ставках является основным наказанием, что видно из формулы санкций статей Особенной части УК ФРГ: «лишение свободы или денежный штраф».

Взамен невыплаченного денежного штрафа назначается лишение свободы из расчета один день за одну дневную ставку. Таким образом, максимально назначенный в этом случае срок лишения свободы составляет один год.

Новеллой УК ФРГ является такое специфическое не только для немецкого уголовного права наказание, как «имущественный штраф». Он имеет особую правовую природу и его нельзя отнести ни к основным, ни к дополнительным наказаниям*. Наряду с пожизненным лишением свободы или на срок не менее двух лет суд может назначить уплату денежной суммы, размер которой ограничивается стоимостью имущества лица, совершившего преступление. Имущественный штраф предусматривается, например, за такие преступления, как торговля людьми или сутенерство. В случае неуплаты этого штрафа суд назначает наказание в виде лишения свободы, минимальный срок которого один месяц, а максимальный – два года.

*Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Указ. соч. С. 146.

В Англии за преступления общего права, а также статутные, рассматриваемые в судах Короны*, нет формальных ограничений в отношении максимальных размеров штрафа. За первые суды назначают наказание по своему усмотрению, имея в виду положение Билля о правах о том, что нельзя применять «жестокие, необычные и чрезмерные наказания».

*В этих судах рассматриваются дала с предъявлением обвинительного акта.

Ранее действовал только один принцип: размер штрафа должен соответствовать опасности посягательства. Закон об уголовном правосудии 1991 г. ввел еще одно требование: чтобы наказание в виде штрафа назначалось с учетом средств существования осужденного.

Оба эти условия назначения наказания, но только за деяния, рассматриваемые в судах магистрата, т.е. без предъявления обвинительного акта, по указанному закону должны найти отражение в специальной таблице. Есть пять уровней наказуемости этих деяний: максимальный размер штрафа первого уровня – 200 фунтов, а пятого – 5000 фунтов. Эти размеры корректируются в зависимости от разных факторов, в том числе в связи с изменением курса фунта стерлингов*.

*Еще в 1992 г. максимальный размер штрафа первого уровня составлял 50 фунтов, а пятого – 2 тыс фунтов.

В США штраф, наряду с лишением свободы, относится к числу наиболее распространенных наказаний. Законодательство предоставляет широкие возможности для назначения этого наказания и нередко даже как бы побуждает судей к применению прежде всего штрафных санкций. Это видно, например, из конструкции санкций статей федерального законодательства США: виновный карается штрафом и (или) тюремным заключением.

Штраф может применяться за любое преступление. Причем УК некоторых штатов, в частности Огайо, предусматривается возможность его применения и за тяжкое убийство. Там сказано, что лицо, признанное виновным в совершении этого преступления, карается смертной казнью или пожизненным тюремным заключением; в дополнение он может быть подвергнут штрафу в размере до 25 тыс. долларов.

Предусмотренные законодательством штатов размеры штрафа за совершение преступлений одной и той же категории нередко очень разнятся между собой. Так, по УК штата Огайо его максимум за фелонию (кроме тяжкого убийства) составляет 20 тыс. долларов; по УК штата Нью-Йорк – 5 тыс. долларов, а по УК штата Кентукки – 10 тыс. долларов или не быть большим двукратной выгоды, полученной от совершения преступления.

Федеральное законодательство за фелонию или мисдиминор, повлекший смерть человека, предусматривает штраф в размере до 250 тыс. долларов.

Как правило, штрафы для юридических лиц в два раза выше, чем для физических: в штатах Нью-Йорк и Кентукки – соответственно до 10 тыс. и 20 тыс. долларов, а на федеральном уровне – до 500 тыс. долларов.

Но, предусмотренные для тех и других за совершение наркопреступлений, они могут достигать астрономических цифр, например по федеральному законодательству – соответственно 8 и 20 млн долларов.

Неуплата штрафа без уважительной причины влечет за собой тюремное заключение, например по УК штата Кентукки за совершенную фелонию – до 6 месяцев.

Интересно, что если осужденный по федеральному уголовному законодательству «сознательно» не уплачивает штраф, то он может быть приговорен к любому наказанию, которое могло быть назначено первоначально*, а если он того не делает «умышленно» – может быть приговорен к уплате штрафа в размере до 10 тыс. долларов и (или) к тюремному заключению на срок до одного года.

*Но если осужденный не осуществил уплату штрафа только по причине бедности, он не может быть подвергнут тюремному заключению.

Стремление властей в зарубежных странах пополнить государственную казну, уменьшить негативное воздействие лишения свободы, разгрузить тюрьмы побуждает судей все чаще прибегать к назначению такого наказания, как штраф. Однако, если виновный не в состоянии уплатить штраф, то он неизбежно оказывается в тюрьме.

Конфискация – дополнительное наказание. Она, как известно, бывает двух видов: общая и специальная.

Общая – изъятие всего имущества виновного в доход государства. Этот вид конфискации в уголовном законодательстве зарубежных стран встречается крайне редко. Например, федеральное уголовное законодательство США вообще не предусматривает общей конфискации. В УК Франции она предусматривается за совершение преступлений против человечества (геноцид, обращение в рабство, массовое или систематическое осуществление казней без суда, пытки или акты жестокости, совершаемые по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам), а также за упомянутые преступления, связанные с наркотиками.

Законодательством всех стран предусматривается и широко применяется на практике специальная конфискация, т.е. изъятие у виновного определенных предметов или средств, добытых в результате совершения преступления или предназначенных для его совершения. Наиболее подробно она регламентируется в УК ФРГ: ей посвящена целая глава третьего раздела Общей части. Предписывается, если в результате совершения деяния исполнитель или соучастник получили какую-то имущественную выгоду, конфискация распространяется на извлеченную выгоду; а также на предметы, которые приобрел исполнитель или соучастник путем отчуждения приобретенного предмета, или в качестве компенсации за его повреждение, разрушение или изъятие, или на основе приобретенного права. Конфискация предмета назначается также и тогда, когда он принадлежит или иным образом находится в распоряжении третьего лица, которое получило его в результате преступного деяния, если ему были известны обстоятельства того деяния.

Специально регулируется вопрос изъятия предметов преступления: если совершено умышленное уголовно наказуемое деяние, то предметы, приобретенные в результате его совершения либо использованные или предназначенные для его совершения или подготовки, могут быть конфискованы.

И, наконец, последнее, что хотелось бы отметить: если конфискация определенного предмета невозможна вследствие его свойств или по другой причине или невозможна конфискация предмета, его заменяющего, то суд назначает конфискацию денежной суммы, которая соответствует стоимости предмета.

ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ

Глава XXIII

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§ 1. Понятие, значение и система Особенной части уголовного права

Уголовное законодательство, определяя преступные и наказуемые деяния (действие и бездействие), дает возможность правоохранительным органам государства и судебным органам оказывать противодействие преступности.

Если Общая часть уголовного права содержит определение базовых понятий: уголовный закон, преступление, наказание, освобождение от уголовной ответственности и от наказания, то Особенная часть имеет своим непосредственным назначением определение круга и видов общественно опасных деяний, причиняющих вред или создающих угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям, как преступлений и установление за их совершение видов и размеров уголовных наказаний.

Особенная часть уголовного правасовокупность уголовно-правовых норм, определяющих круг и юридические признаки деяний, признаваемых преступлениями, виды и размеры назначаемых за их совершение уголовных наказаний.

Общая и Особенная части уголовного права неразрывно связаны, не могут применяться друг без друга и в совокупности составляют единое целое – отрасль российского уголовного права. Только в их единстве уголовный закон в состоянии выполнить свои задачи – обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ст. 2 УК РФ).

Уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации*, принятого Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24 мая 1996 года, одобренного Советом Федерации Федерального Собрания РФ 5 июня 1996 года и подписанного Президентом РФ 13 июня 1996 года. Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года. Все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ (ст. 1 УК РФ).

*В дальнейшем – « УК РФ».

Для осуществления задач, возложенных на уголовное законодательство, УК РФ устанавливает основания и принципы уголовной ответственности (Общая часть), определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и предусматривает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (Особенная часть).

Таким образом, правоохранительные органы и суд могут применять нормы уголовного права при совершении конкретного преступления только на основе использования и соблюдения норм как Общей, так и Особенной части.

При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел невозможно принять правильное решение без уяснения таких вопросов, содержащихся в Общей части, как основание уголовной ответственности (ст. 8); действие уголовного закона во времени и обратная сила уголовного закона (ст. 9, 10); лица, подлежащие уголовной ответственности (ст. 19-23); вина и ее формы (ст. 24-28); неоконченное преступление (ст. 29-31); соучастие в преступлении (ст. 32-36); обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37-42 УК РФ).

Особенная часть Уголовного кодекса кроме норм, содержащих описание конкретных составов преступления, содержит нормы, определяющие основания для освобождения лиц, совершивших некоторые конкретные преступления, от уголовной ответственности за них в связи с деятельным раскаянием и по другим основаниям (примечания к ст. 126, 204, 205, 206, 208, 222, 223, 228, 275, 291, 307, 337, 338 УК РФ).

В нормах Особенной части, кроме того, содержатся разъяснения важных правовых понятий, без уяснения которых возникают серьезные трудности при квалификации преступлений. Например, примечание 1 к ст. 158 УК РФ содержит определение хищения как совершенных с корыстной целью противоправных безвозмездных изъятий и (или) обращений чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

В примечаниях к ст. 158, 198, 199, 200, 260 УК РФ содержатся определения понятий крупных или значительных размеров.

Происходящие в обществе радикальные перемены, влияющие на состояние и динамику преступности и ее отдельных видов, нашли свое отражение в содержании Особенной части УК РФ. Изменение ее произошло как путем криминализации – введения новых составов преступлений (ст. 272, 273,274 УК РФ), так и путем декриминализации – исключения ответственности за деяния, утратившие свою общественную опасность: недонесение (ст. 19 УК РСФСР); вредительство (ст. 69 УК РСФСР); участие в антисоветской организации (ст. 72 УК РСФСР) и другие.

Цель этих изменений – стремление законодателя привести уголовно-правовые запреты в соответствие с изменившимися условиями жизни общества и тем самым повысить эффективность правового регулирования охраны интересов личности, общества и государства.

Изменения в УК РСФСР 1960 г. и принятие УК РФ 1996 г. показывают тенденцию к сближению норм уголовного законодательства с общепризнанными международными принципами и нормами международного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ). Этому способствует стремление России войти в гуманитарное, культурное и правовое пространство Европы.

Так, ст. 1 Протокола № 6 Совета Европы предусмотрено, что в странах – членах Совета Европы смертная казнь отменяется и никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен, однако УК РФ предусматривает в системе наказаний смертную казнь за посягательство на жизнь человека (5 видов преступлений)*. Не менее значимо для уголовного законодательства России положение ст. 7 Европейской Конвенции о том, что никто не имеет никакого иммунитета, если он ее вершил деяние, квалифицируемое как уголовное преступление.

*Гаухман. Л.Д., Максимов С.В. Уголовный кодекс Российской Федерации. Общий комментарий. Сравнительная таблица. М.: ЮрИнфор, 1996, С.33.

Отсюда можно сделать вывод, что формирование стабильной Особенной части уголовного права – дело будущего и зависит как от стабилизации базисные общественных отношений, охраняемых уголовным законом, так и от синхронизации российского уголовного законодательства с международными нормами и стандартами.

Значение Особенной части уголовного права состоит в том, что в ней исчерпывающе, в строгом соответствии с принципом «нет преступления без прямого указания о том в законе» перечисляются и описываются общественно опасные деяния, которые признаются преступлениями, и за их совершение устанавливается определенный вид и размер наказания. Только Особенная часть уголовного права позволяет правильно квалифицировать деяние. Глубокий анализ норм Особенной части позволяет суду правильно применять норму уголовного права и выносить на основании принципа законности справедливый приговор. Никаких иных оснований для применения мер уголовного наказания, кроме предусмотренных Особенной частью уголовного законодательства составов преступлений, не существует. Только совершение конкретного деяния (действия или бездействия), признанного нормой Особенной части действующего уголовного законодательства общественно опасным деянием, т.е. преступлением, является необходимым и единственным условием применения мер уголовной ответственности, соответствующих тяжести содеянного.

Система Особенной части уголовного права ( УК РФ) представляет собой научно обоснованное расположение норм, определяющих ответственность за те или иные преступления, в зависимости от общности типового и родового объектов соответственно по разделам и главам Уголовного кодекса, а также отдельных статей относительно друг друга внутри главы.

Особенная часть Уголовного кодекса содержит шесть разделов; 1) VII «Преступления против личности»; 2) VIII «Преступления в сфере экономики»; 3) IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»; 4) Х «Преступления против государственной власти»; 5) XI «Преступления против военной службы»; 6) XII «Преступления против мира и безопасности».

Разделы в свою очередь делятся на главы по признаку общности объектов посягательства. Так, раздел VII «Преступления против личности» состоит из пяти глав: 16 «Преступления против жизни и здоровья»; 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности»; 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»; 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»; и, наконец, завершающая раздел VII глава 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Аналогичным образом построены и другие разделы, кроме разделов XI и XII, содержащих по одной главе.

До УК РФ традиционно критерием формирования разделов структурных элементов Особенной части российского уголовного законодательства являлся родовой объект преступления, т.е. группа однородных общественных отношений (благ, интересов), которым преступные деяния причиняют вред (создают угрозу причинения вреда). В УК РФ законодатель применил еще один уровень структурной дифференциации – раздел, отражающий однотипность группы родовых общественных отношений. Тем самым существенно облегчен поиск правоприменителем уголовно-правовых норм, наиболее полно отвечающих потребностям правильной квалификации совершенных преступлений.

В УК РФ расположение разделов и глав Особенной части вытекает из провозглашенной Конституцией РФ 1993 г. новой иерархии ценностей – охраняемых уголовным законом общественных отношений: личность, общество, государство. Особенная часть УК РФ начинается разделом VII «Преступления против личности», затем следует раздел VIII «Преступления в сфере экономики», на третьем месте – раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», на четвертом – раздел Х «Преступления против государственной власти».

Далее принцип «от более значимого к менее значимому» в размещении разделов Особенной части УК РФ нарушается: ее завершает раздел XII «Преступления против мира и безопасности человечества», нормы которого призваны помимо прочего защищать личностные ценности, не менее значимые, чем индивидуальные.

Наряду с юридико-техническим значением Особенная часть уголовного права имеет значение самостоятельного раздела науки уголовного права. В данном разделе изучается эквивалентность общественно опасных деяний и наказаний за них. Всякое преступление есть акт несправедливости. Преступник своим деянием виновно отрицает социальные ценности. Наказание «отрицает» совершенное им общественно опасное деяние, являясь возмездием со стороны государства. Тяжесть наказания в социальном аспекте должна быть эквивалентна характеру и тяжести преступления, иначе оно будет несправедливым, а следовательно, не способным обеспечить достижение целей возмездия и предупреждения новых преступлений.

Особенная часть теории уголовного права выявляет историческую обусловленность, социально-политическую значимость, структуру и практику применения отдельных норм Особенной части уголовного законодательства и их групп.

От Особенной части уголовного права – структурного элемента уголовного законодательства и самостоятельного раздела теории уголовного права следует отличать соответствующий учебный курс, система которого в основе соответствует системе уголовного законодательства.