logo
УП Гаухмана

§ 4. Направления уголовной политики

Многогранность уголовной политики выражена в ее направлениях. Направления уголовной политики, отражаемые и закрепляемые только в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и некоторых других отраслях законодательства, целесообразно именовать специальными (конкретными), а отражаемые и закрепляемые во всех отраслях законодательства -общими (общеправовыми).

Общие и специальные направления взаимосвязаны и соответствуют друг другу. Их различие чисто теоретическое, поскольку они находятся на разных уровнях. Общие направления выражают правовую политику в целом и потому проявляются во всех отраслях права. Специальные – выражают только уголовную политику, ее особенности и проявляются лишь в отдельных ( указанных выше) отраслях законодательства. В специальных направлениях уголовной политики конкретизируются общие направления правовой политики государства. Деление направлений уголовной политики на общие и специальные, хотя и условное, способствует системному их рассмотрению и усвоению.

Многочисленность и разветвленность общих и специальных направлений уголовной политики обусловливают необходимость и возможность выделения и освещения только основных из них.

Общие направления уголовной политики:

1) коренная перестройка уголовного законодательства, состоящая в приведении его в соответствие с новыми общественными отношениями;

2) формирование правового государства, в том числе в части, относящейся к уголовному праву;

3) установление оптимального соотношения уголовно-правовых и иных правовых мер борьбы с правонарушениями, обеспечивающего эффективность этой борьбы в новых социально-экономических условиях.

Специальные направления уголовной политики:

1) декриминализация деяний, ранее признававшихся преступлениями;

2) криминализация деяний, ранее не считавшихся преступлениями;

3) депенализация наказания, то есть отмена отдельных видов наказаний либо смягчение строгости наказаний за некоторые виды преступлений и т.д.;

4) пенализация, то есть установление более строгих наказаний, либо усиление строгости наказаний, либо отмена менее строгих видов наказаний;

5) изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства, а в УК РФ 1996 года – еще и изменение (в сравнении с УК РСФСР 1960 г.) его структуры;

6) борьба с организованной преступностью и коррупцией*.

*В учебнике рассматриваются только те направления уголовной политики, которые вытекают из уголовного права.

Первое общее направление уголовной политики (коренная перестройка уголовного законодательства, приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями) является также направлением правовой политики в целом. Данное направление обусловлено социально-экономическими, политическими и иными изменениями, происходящими в нашей стране, и проявляется в существенных изменениях и дополнениях, вносимых в уголовное и другие отрасли отечественного законодательства, в том числе в принятии УК РФ 1996 года.

Изменения и дополнения уголовного и иных отраслей законодательства взаимосвязаны между собой. Так, переход к рыночным отношениям и их правовое регулирование нормами гражданского и смежных с ним отраслей отечественного законодательства вызвал изменения уголовно-правовых норм об ответственности за большинство преступлений в сфере экономической деятельности. В частности, в 1991-1993 гг. в период действия УК РСФСР 1960 года была отменена уголовная ответственность за такие деяния, относившиеся к группе преступлений, именовавшихся хозяйственными, как выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество, спекуляция, скупка в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице.

Вступившим в действие УК РФ 1996 г. отменена уголовная ответственность за такие виды хозяйственных преступлений, как получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки, подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов, занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности, противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов и некоторые другие. Например, частнопредпринимательская деятельность, которая до перехода к рыночным отношениям была запрещена уголовным законом, в настоящее время разрешена, одобряется и регулируется гражданскими и смежными отраслями отечественного законодательства. Уголовная ответственность установлена лишь за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), незаконную банковскую деятельность (ст. 172) и лжепредпринимательство (ст. 173). Необходимость в уголовно-правовом запрете других перечисленных видов деяний отпала по различным причинам, порожденным условиями рыночной экономики. Вместе с тем установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ), регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170), легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174), незаконное получение кредита (ст. 176), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179), нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181), заведомо ложную рекламу (ст. 182), незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184) и некоторые другие преступления в сфере экономической деятельности.

Признание сексуальных меньшинств и допустимости соответствующих отношений между лицами одного – мужского – пола обусловило отмену в 1993 году уголовной ответственности за добровольное мужеложество взрослых.

Данное направление уголовной политики выразилось и во многих изменениях и дополнениях уголовного законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем эти изменения и дополнения вносились не всегда своевременно. Так, Законом СССР от 14 марта 1990 года «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»* были внесены изменения и дополнения, в частности, в ст. 10 Конституции СССР, согласно которым все формы собственности – отдельных граждан, кооперативной и государственной – обеспечивались равной защитой. В ч. 2 ст. 8 действующей Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, предусмотрено, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В уголовном законе равная охрана всех форм собственности была установлена лишь Федеральным законом РФ от 1 июля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»**.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12. Ст. 189.

**См. собрание законодательства Российской Федерации 1994 № 10 Ст 1109

Второе общее направление уголовной политики и правовой политики в целом (формирование правового государства) применительно к уголовной политике выражается, в частности, в установлении уголовной ответственности только за деяния, фактически представляющие общественную опасность, и в обеспечении охраны общественных отношений от преступных посягательств уголовным законом, а при невозможности этого – другим законом, но не подзаконными актами.

Установление уголовной ответственности только за деяния, фактически представляющие общественную опасность, означает исключение предвзятой, конъюнктурной оценки деяний как представляющих общественную опасность при объективном отсутствии таковой и отнесения подобных деяний к разряду преступлений. Предвзятая оценка деяния как общественно опасного имела место, например, в 1963 году при установлении уголовной ответственности за скупку для скармливания или скармливание скоту и птице хлеба и других хлебопродуктов.

Обеспечение уголовным законом либо в исключительных случаях другим законом, но не подзаконными актами, охраны общественных отношений от преступных посягательств означает следующее: во-первых, признаки составов преступлений должны определяться в диспозициях статей Особенной части и в статьях Общей части УК РФ; во-вторых, в бланкетных диспозициях статей Особенной части УК ссылки должны делаться только на законы, но не на подзаконные акты. Ссылки в бланкетных диспозициях статей Особенной части УК на другие нормативные акты, а не на законы, что наблюдается, например, в ст. 111-116, 118, 124, 143, 215, 216-219, 228 УК РФ, ведет к тому, что установление, расширение или ограничение уголовной ответственности становится прерогативой не законодателя, а исполнительных органов власти – Совета Министров, министерств и ведомств. В правовом государстве подобное положение представляется недопустимым.

Следует отметить, что установление или сохранение уголовной ответственности только за деяния, фактически представляющие общественную опасность, находит широкое отражение и закрепление в законодательстве в виде криминализации и декриминализации деяний. Вместе с тем определение признаков составов преступлений в уголовно-правовых нормах с бланкетными диспозициями лишь в законах имеет место не всегда. Например, сведения, составляющие государственную тайну, являющиеся признаком составов преступлений, предусмотренных ст. 283 и 284 УК РФ (ст. 75 и 76 УК РСФСР), в настоящее время определяются в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»*, тогда как ранее определялись в подзаконном акте.

*См. Российскаю газета. 1993. 21 сентября С. 5

Третье общее направление уголовной политики (установление оптимального (соглашения уголовно-правовых и иных правовых мер борьбы с правонарушениями, обеспечивающего эффективность этой борьбы в новых социально-экономических условиях) выражается в использовании в отношении деяний, ранее признававшихся преступлениями, не уголовно-правовых (или не только уголовно-правовых) средств, а средств, предусмотренных другими отраслями отечественного законодательства. Так, ранее признавались преступлениями злостное нарушение правил паспортной системы (ст. 198 УК РСФСР) и злостное нарушение правил административного надзора (ст. 1982 этого же УК ), а административными правонарушениями соответственно проживание без паспорта или без прописки (ст. 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) и нарушение правил административного надзора (ст. 167 этого же Кодекса). Законом РСФСР от 5 декабря 1991 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»* из УК РСФСР исключена ст. 198, а Законом Российской Федерации от 29 апреля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР»** – ст. 1982. В результате этих изменений злостное нарушение правил паспортной системы и злостное нарушение правил административного надзора в настоящее время не признаются преступлениями, и борьба с этими деяниями проводится не уголовно-правовыми, а только административно-правовыми средствами.

*См.: Российская газета. 1991. 25 декабря.

**См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. Ст. 789.

Прежде обман покупателей и заказчиков во всех случаях считался преступлением ц за это деяние была установлена только уголовная ответственность. Законом Российской Федерации от 1 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю»* за указанное деяние, ставшее именоваться «обман потребителей», была предусмотрена как уголовная (ст. 156 УК РСФСР), так и административная ответственность. Последняя установлена за обман потребителей в небольшом размере (ст. 1503 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1231.

Специальные направления уголовной политики достаточно ярко выражены как в изменениях и дополнениях, внесенных в УК РСФСР до принятия нового УК РФ, так и в различиях УК РФ и УК РСФСР, а также в изменениях и дополнениях, внесенных в УК РФ 1996 г. уже после вступления его в силу. Те и другие характеризуют тенденции развития отечественного уголовного законодательства в современных условиях.

Первым из специальных направлений уголовной политики является декриминализация, то есть отмена уголовной ответственности за деяния, ранее относимые к числу преступлений, и соответственно признание этих деяний непреступными. Данное направление обусловлено отпадением в современных социально-экономических и политических условиях общественной опасности декриминализируемых деяний. Это направление представляет собой конкретизацию первого и третьего общих направлений уголовной политики.

С 1991 года до принятия УК РФ законами о внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и новым УК РФ декриминализировано значительное число деяний. В наибольшей степени это коснулось группы преступлений, ответственность за которые предусматривалась статьями, содержавшимися в главе 6 «Хозяйственные преступления» Особенной части УК РСФСР, и которые в основном перечислены ранее.

В период 1991-1996 гг. декриминализирован ряд преступлений, которые ранее были включены в главу 2 «Преступления против социалистической собственности» Особенной части УК РСФСР. Таковыми явились самовольное использование транспортных средств, машин либо механизмов (ст. 94'), нарушение правил пользования энергией или газом в быту (ст. 942), присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного государственного или общественного имущества (ст. 97), преступно-небрежное использование или хранение сельскохозяйственной техники (ст. 99' УК РСФСР)*.

*См.: Российская газета. 1991. 25 декабря; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. Ст. 789.

Исключение из числа преступлений перечисленных деяний, ранее относившихся к группам хозяйственных преступлений и преступлений против государственной или общественной собственности, вызвано отпадением их общественной опасности, что обусловлено, в частности, переходом нашей страны к рыночной экономике, поощрением частного предпринимательства, отменой тотального государственного планирования и т. п.

УК РФ декриминализированы такие деяния, как неправомерное завладение лошадью или иным ценным имуществом (ст. 148' УК РСФСР), неправомерное завладение чужим недвижимым имуществом (ст. 1482 этого же У К) и присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного чужого имущества (ст. 1484 данного УК ), криминализированные Федеральным законом РФ от 1 июля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»*.

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 1109.

Законами о внесении изменений и дополнений в УК РСФСР, принятыми в 1991-1996 годах, декриминализированы деяния, уголовно-правовые запреты которых нарушали права и свободы человека. Так, отменена уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство и недонесение супруга и близких родственников лица, совершившего преступление (ст. 18,19 УК РСФСР), добровольное мужеложество взрослых (ч. 1 ст. 121), нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви (ст. 142), организацию или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок (ст. 1903), нарушение правил паспортной системы (ст. 198), злостное нарушение правил административного надзора (ст. 1982), занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни (ст. 209 УК РСФСР)*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1430; Российская газета. 1991. 25 декабря; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993. № 22.

УК РФ декриминализированы, в частности, недонесение (ст. 881, 190. УК РСФСР), нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в СССР и транзитного проезда через территорию СССР (ст. 1971), нарушение порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 2001), преступления, составляющие пережитки местных обычаев (ст. 231-236), приготовление к совершению преступлений, не являющихся тяжкими или особо тяжкими (ч. 1 ст. 15).

Исключение уголовной ответственности за названные деяния обусловлено процессом демократизации, важным направлением которого является соблюдение и обеспечение реализации прав и свобод человека в нашей стране. Этот процесс получил законодательное закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. В ст. 1 этой Декларации было записано: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР». Законом Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» ст. 32 Конституции РСФСР 1977 года была изложена в следующей редакции: «Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации»*. Впоследствии ст. 1 Декларации прав и свобод человека и гражданина была приведена в соответствие с цитированной статьей 32 Конституции РСФСР 1977 года. Приведенные положения Декларации и указанной Конституции явились юридическим – государственно-правовым – основанием декриминализации перечисленных деяний. Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрены аналогичные положения. Так, в ч. 4 ст. 15 Конституции закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», а в ч. 2 ст. 17 – что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 20. Ст. 1084. 5

Вместе с тем УК РФ декриминализированы, например, такие деяния, как нарушение законных прав профсоюзов, нарушение законодательства о труде, преследование граждан за критику, ответственность за которые была предусмотрена соответственно ст. 137, 138 и 139' УК РСФСР. Данная декриминализация может стать определенным препятствием на пути демократических реформ в России и обеспечения прав граждан Российской Федерации.

Кроме того, до принятия УК РФ были декриминализированы самовольное строительство (ч. 2 ст. 199 УК РСФСР), нарушение законов о записи актов гражданского состояния (ст. 201) и незаконное обучение карате (ст. 2191)*. Частично декриминализированы деяния, ответственность за которые была предусмотрена ч. 1 ст. 211 и ст. 2243 УК РСФСР**. Суть этой частичной декриминализации – в исключении уголовной ответственности за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение легкого телесного повреждения или существенного материального ущерба (ч. 1 ст. 211 УК РСФСР), и потребление наркотических средств без назначения врача (ст. 2243).

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22 Ст 789; Российская газета. 1991. 25 декабря.

**См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 3. Ст. 97; Российская газета. 1991. 25 декабря.

УК РФ декриминализированы самовольный захват земли (ст. 199 УК РСФСР), незаконное пользование знаками Красного Креста и Красного Полумесяца (ст. 202), незаконный подъем Государственного флага Российской Федерации или суверенной республики в ее составе на торговом судне (ст. 203), повреждение морского телеграфного кабеля (ст, 205), нарушение правил охраны линий связи (ст. 2051). Исключение уголовной ответственности за указанные деяния вызвано небольшой степенью их общественной опасности, которая, по мнению законодателя, не соответствует степени общественной опасности, присущей преступлению.

Помимо этого. УК РФ декриминализирован ряд других деяний, признававшихся преступными по УК РСФСР.

Вторым специальным направлением уголовной политики является криминализация, то есть установление уголовной ответственности за деяния, ранее не относившиеся к числу преступлений. Криминализация вызвана тем, что в новых социально-экономических и политических условиях ряд деяний, прежде не представлявших общественной опасности, стали общественно опасными. При этом в процессе развития рыночной экономики в нашей стране в период 1991-1996 гг. в на одном этапе становились общественно опасными одни деяния, на другом – другие. Некоторые из деяний, представлявших общественную опасность на одном этапе, впоследствии ее утратили. Кроме того, была осознана и понята на уровне законодателя и соответственно зафиксирована в уголовном законе общественная опасность деяний, которые и ранее были общественно опасными, но не признавались преступлениями ввиду их скрытости от законодателя.

Важно заметить, что процесс криминализации деяний, совершенных в сфере хозяйства, находится на начальном этапе и будет интенсивно продолжаться по мере развития новых экономических условий. Возможно прогнозировать установление уголовной ответственности за такие деяния, как злостное банкротство, промышленный шпионаж, что, в частности, предлагалось в проекте УК Российской Федерации, разработанном по инициативе Министерства юстиции России*, и другие деяния.

*См.: Преступление и наказание: Комментарий к проекту Уголовного кодекса России. М.: Библиотека «Де-юре», 1993. С. 11-12, 164, 168-170, 186-187.

За рассматриваемый период (1991-1996 гг.) по УК РСФСР был криминализирован ряд деяний, посягающих на биологическую основу существования общества, основы общественной безопасности, личность, политические и иные права и свободы граждан, общественную безопасность и здоровье населения. В частности, была установлена уголовная ответственность за применение биологического оружия (ст. 671 УК РСФСР), разработку, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировку биологического оружия (ст. 672), посягающие на биологическую основу существования общества; за организацию или участие в незаконных вооруженных формированиях (ст. 772), незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 781), воспрепятствование деятельности конституционных органов власти (ст. 791), повреждение трубопроводов (ст. 861), направленные против основ общественной безопасности и государственного управления; за похищение человека (ст. 1251), объектом которого является свобода личности любого человека, независимо от возраста, тогда как ранее существовала уголовная ответственность за похищение только ребенка; за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 1401), организацию объединений, посягающих на личность и права граждан (ст. 1431), которые направлены против политических и иных прав и свобод граждан; за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами и токсинами (ст. 2221 УК РСФСР), которое посягает на общественную безопасность и здоровье населения*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 44. Ст. 2470; 1993. № 21. Ст. 749; 1993. № 22. Ст. 789; Российская газета. 1991. 19 апреля; 1993. 9 сентября; 1995. 12 мая.

УК РФ криминализировано значительное количество деяний, посягающих на различные типы и группы общественных отношений – личность (безопасность жизни и здоровья, права и свободы человека и гражданина, нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних), экономику (интересы службы в коммерческих и иных организациях), общественную безопасность и общественный порядок (общественную безопасность, общественный порядок, здоровье населения, интересы природы, безопасность движения и эксплуатации транспорта, интересы в сфере компьютерной информации), государственную власть (основы конституционного строя и безопасности государства, интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, интересы правосудия, порядок управления) и т.д. Например, установлена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (частично, ст. 137 УК РФ), посягающее на права и свободы человека и гражданина; злоупотребление полномочиями (ст. 201), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203), коммерческий подкуп (ст. 204), организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), пиратство (ст. 227); вандализм (ст. 214); незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237) и другие*.

*См. подробнее: Уголовный кодекс Российской Федерации: Общий комментарий. Сравнительная таблица: Научно-практическое пособие. М.: ЮрИнфоР, 1996. С. 78-80.

Установление уголовной ответственности за указанные деяния вызвано разными причинами, приведшими к возникновению общественной опасности соответствующих деяний. Основными из этих причин явились для преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 671, 672, 2221 УК РСФСР 1960 года, ст. 215, 272, 273, 274 УК РФ 1996 года, – негативные результаты научно-технической революции, состоящие в изобретении и производстве биологического оружия массового поражения и других вредных для здоровья человека и окружающей среды биологических средств, атомной энергии, а также в возможности уничтожения или искажения информации, содержащейся в ЭВМ; для повреждения трубопроводов (ст. 861 УК РСФСР) – распространение такого средства доставки нефти, газа, нефтепродуктов, как трубопроводы; для преступлений, предусмотренных ст. 1401 и 1431 УК РСФСР 1960 года и ст. 137 УК РФ 1996 года,–- интенсификация процессов демократизации и охраны разнообразных прав и свобод граждан; для похищения человека – распространение случаев похищения людей, а не только детей, совершаемых с различными антиобщественными целями, и т.д.

После вступления в силу нового УК РФ криминализированы прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отклонение от других источников жизнеобеспечения (ст. 2151 УК РФ)*, а затем – невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 1451 УК РФ)**, что, на наш взгляд, отражает издержки социальной политики нашего государства конца XX века.

*См.: Российская газета. 1998. 30 мая.

**См.: Российская газета. 1999.17 марта.

Третье специальное направление уголовной политикидепенализации, то есть исключение отдельных видов наказаний, или снижении строгости наказаний, или ограничение применения наказания к некоторым категориям лиц, или введение новых более мягких видов наказания.

Данное направление реализовано в ряде законов Российской Федерации. Так, 18 февраля 1993 года из УК РСФСР исключены такие виды наказаний, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 242 УК РСФСР), ссылка (ст. 25), высылка (ст. 26), а 29 апреля 1993 года – направление в воспитательно-трудовой профилакторий (ст. 341 этого УК )*. Ранее, 5 декабря 1991 года, отменена смертная казнь за нарушение правил о валютных операциях (ч. 2 ст. 88 УК РСФСР 1960 г.), хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах (ст. 931) и получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 173 этого УК )**. 29 апреля 1993 года отменена смертная казнь в отношении женщин, а также в отношении мужчин старше 65 лет***. 12 июля 1992 года в УК РСФСР включена ст. 462, предусматривающая отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей****.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 360; 1993. № 22. Ст. 789.

**См. Российская газета. 1991. 25 декабря.

***См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. Ст. 789.

****См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 29. Ст. 1687.

По УК РФ депенализация выразилась, во-первых, в установлении новой, противоположной прежней, системы наказаний, состоящей и расположении их от менее строгого к более строгому (ст. 44 УК РФ) и закреплении в ч. 1 ст. 60 УК РФ положения, согласно которому «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Во-вторых, в увеличении количества альтернативных санкций, в которых, помимо только лишения свободы, предусмотрены еще и другие более мягкие виды наказаний, например за развратные действия (ст. 135 УК РФ, ст. 120 УК РСФСР), кражу и присвоение или растрату при отягчающих обстоятельствах (соответственно ч. 2 ст. 158 и ст. 160 УК РФ, ч. 2 ст. 144 и ст. 1471 УК РСФСР). В-третьих, в расширении альтернативности санкций, то есть в установлении за преступление большего числа видов наказаний, например за кражу, мошенничество, присвоение или растрату (соответственно ч. 1 ст. 158, 159, 160 УК РФ, ч. 1 ст. 144,147,1471 УК РСФСР). В-четвертых, в УК РФ отсутствует норма о неприменении условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким. Введение новых видов наказаний – обязательных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста – характеризует, с одной стороны, депенализацию, когда они предусмотрены альтернативно лишению свободы, и с другой – пенализацию, если они установлены альтернативно более мягким видам наказаний.

Перечисленные изменения уголовного законодательства более или менее существенно снижают степень строгости наказания, применяемого к лицам, совершившим преступления.

Четвертое специальное направление уголовной политики –- пенализация, представляющая собой противоположность депенализации. В период 1991-1996 гг. пенализация выразилась в том, что при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы 17 декабря 1992 года установлено пожизненное лишение свободы вместо ранее существовавшего лишения свободы на срок более пятнадцати, но не свыше двадцати лет (ст. 24 УК РСФСР)*; за уклонение от примирения (ст. 231) вместо отмененных ссылки на срок до двух лет или высылки на срок до трех лет предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет**; отменен такой вид освобождения от наказания, как условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 532 УК РСФСР)***.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 1. Ст. 9.

**См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 360.

***См.: Там же.

Перечисленные новые положения уголовного закона так или иначе увеличивают строгость наказания или ухудшают условия уголовной ответственности или исполнения наказания лицам, совершившим преступления.

Значительно ярче и полнее пенализация проявилась в УК РФ. УК РФ не содержит норм об освобождении от уголовной ответственности в связи с привлечением к административной ответственности, передачей дела в товарищеский суд, с передачей на поруки, об отсрочке исполнения приговора, об отсрочке исполнения приговора военнослужащему или военнообязанному в военное время. Этим УК не сохранены такие наиболее мягкие виды наказаний, как общественное порицание и возложение обязанности загладить причиненный вред. Согласно УК РФ пожизненное лишение свободы предусмотрено в качестве наказания, назначаемого самостоятельно, а не только в порядке замены им смертной казни (ст. 57, ч. 3 ст. 59). Максимальный срок лишения свободы увеличен до 20 лет (ч. 2 ст. 56), а при его назначении по совокупности преступлений и по совокупности приговоров – соответственно до двадцати пяти и тридцати лет (ч. 3 ст. 69, ч. 3 ст. 70 УК РФ).

После вступления в силу УК РФ 1996 г. пенализированы незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ), незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ)*, похищение человека (ст. 126 УК РФ)**.

*См.: Российская газета. 1999. 27 июня.

**См.: Российская газета. 1999. 12 февраля.

Пятое специальное направление уголовной политики – изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства, а в УК РФ 1996 года – еще и изменение, в сравнении с УК РСФСР 1960 года, его структуры.

Наиболее существенные уточнения, внесенные в УК РСФСР, коснулись положений его Общей части об обратной силе закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, и об исчислении штрафа. Согласно Закону РСФСР от 5 декабря 1991 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в ч. 2 ст. 6 УК включено, в частности, положение о том, что «с момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующие деяния, совершенные до его вступления в силу, считаются не содержащими состава преступления»*. Уточнения, вытекающие из этого положения, внесены также в ст. 56 и 57 этого УК .

*См.: Российская газета. 1991. 25 декабря.

Законом Российской Федерации от 20 октября 1992 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, связанных с порядком перерасчета штрафов» внесены уточнения в ст. 30 УК , в соответствии с которыми штраф в нормах УК исчисляется не в рублях, а в количестве минимальных месячных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, либо в виде суммы, кратной размеру причиненного ущерба*. Этим же законом были внесены соответствующие изменения в санкции статей Особенной части УК , в которых в качестве вида наказания был установлен штраф.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N8 47. Ст. 2664.

В Общую часть УК РСФСР внесены также уточнения, вытекающие из декрими-нализации и криминализации деяний, депенализации и пенализации наказаний.

Уточнение и изменение положений Общей части уголовного права как Проявление рассматриваемого направления уголовной политики отчетливо прослеживается в УК РФ. В Общую часть этого УК включены положения о принципах уголовной ответственности и ее основании, выдаче лиц, совершивших преступление;

понятии преступления, классификации преступлений, неоднократности, совокупности и рецидиве преступлений, ограниченной вменяемости, признании преступлением деяния, совершенного по неосторожности, только в случае, когда это специально предусмотрено статьей Особенной части УК , двойной вине, невиновном причинении вреда, ответственности за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлению, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, физическом или психическом принуждении, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения как обстоятельствах, исключающих преступность деяния, новых видах и системе наказаний, назначении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров, условном осуждении и другие.

За период 1991-1996 гг. изменен ряд норм Особенной части УК РСФСР. В частности, изменены диспозиции статей об ответственности за призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 70), нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии (ст. 74), контрабанду (ст. 78), мужеложство (ст. 121), подмен ребенка (ст. 125), захват заложников (ст. 1261), воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий (ст. 132), подлог, подделку избирательных документов (документов референдума), заведомо неправильные подсчет голосов или установление результатов выборов (референдума) (ст. 133) и многих других.

В Особенной части УК РФ, который поделен на разделы и главы, изменена последовательность расположения разделов и глав. Разделы расположены в следующей последовательности: преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против государственной власти, преступления против военной службы, преступления против мира и безопасности человечества. Отечественному законодательству присуще располагать главы Особенной части УК в последовательности, соответствующей ценности охраняемых общественных отношений – от большей к меньшей. Поэтому установленная последовательность имеет целью подчеркнуть, что в Российской Федерации наибольшую ценность представляет личность, затем экономика и т.д. Вместе с тем сравнение санкций за особо тяжкие преступления показывает, в частности, что фактически наиболее ценными признаются, как и прежде, основы конституционного строя и безопасности государства, а также мир и безопасность человечества.

В Особенную часть УК РФ включены новый раздел XII «Преступления против мира и безопасности человечества», содержащий главу 34 того же названия и новые главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и 28 «Преступления в сфере компьютерной информации». В частности, в главе 34 раздела XII содержатся уголовно-правовые нормы об ответственности за планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны (ст. 353), геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наемничество (ст. 359), военные преступления (ст. 355, 356, 359 УК РФ) и некоторые другие.

Источниками перечисленных норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества являются международно-правовые нормы*. Например, нормы о планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны, геноциде, военных преступлениях имеют своим источником Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского)**.

*См.: Преступление и наказание: Комментарий к проекту Уголовного кодекса России. С. 100-103. **См.: Нюрнбергский процесс: Сб. материалов: В 2 т. М., 1952. Т. 1. С. 16.

В УК РФ дифференцирована ответственность за отдельные группы и виды преступлений, в частности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправление и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, выделено в качестве привилегированного, то есть при смягчающих обстоятельствах, убийство матерью новорожденного ребенка.

Статьи об ответственности за отдельные преступления перенесены из глав УК РСФСР в другие главы УК РФ: например, статья об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг – в главу о преступлениях в сфере экономической деятельности, статьи о захвате заложника, бандитизме, массовых беспорядках – в главу о преступлениях против общественной безопасности.

В УК РФ изменены наименования и соответственно диспозиции некоторых статей. К примеру, термин «неосторожное убийство» заменен термином «причинение смерти по неосторожности», «телесное повреждение» – «причинение вреда здоровью». В УК РФ расширены перечни обстоятельств, отягчающих умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, мошенничество, присвоение или растрату, грабеж, разбой и т.д. В Общую и Особенную части УК РФ внесены еще и многие другие изменения и уточнения.

После вступления в силу нового УК РФ внесены (помимо названных принципов) изменения и дополнения в ст. 14,24,69, 111, 134, 188, 189, 194, 198, 199, 234, 237, 249, 251, 264, 283, 348 УК РФ*, которые по содержанию к значительной степени сводятся к ранее рассмотренным направлениями уголовной политики.

*См.: Российская газета. 1998. 17 марта; 1999. 23 марта.

Данное направление уголовной политики является конкретизацией рассмотренных ранее направлений уголовной политики.

Шестое специальное направление уголовной политикиборьба с организованной преступностью и коррупцией.

В период 1991-1996 гг. это направление выразилось во включении в УК РСФСР Федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»* ст. 171, в которой, в частности, было дано определение организованной группы и регламентировалась уголовная ответственность ее организатора и руководителя, а также в ряд статей Особенной части этого УК (например, 144, 145,146) соответствующего квалифицирующего или особо квалифицирующего признака «совершение преступления организованной группой».

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 1109.

Кроме того, в уголовное законодательство были включены отдельные новые нормы, которые могли быть использованы в борьбе с некоторыми проявлениями организованной преступности. К таковым относятся, например, упоминавшиеся нормы об ответственности за похищение человека (ст. 1251 УК РФ), незаконное повышение или поддержание цен (ст. 1543), незаконное предпринимательство (ст. 1624), незаконное предпринимательство в сфере торговли (ст. 1625 УК РСФСР).

Вместе с тем в указанный период борьба с коррупцией ограничилась лишь обозначением ее доктрины в Указе Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», согласно которому, в частности, запрещено служащим государственного аппарата «заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе; самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами»*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 923.

На основании этого Указа нарушение перечисленных запретов «влечет освобождение от занимаемой должности и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством»*. Однако в законодательной сфере не были приняты законы о борьбе с коррупцией в системе государственной службы и не была установлена ответственность, в частности уголовная, за коррупцию. Это указывает на противоречивый подход к борьбе с коррупцией в системе государственной службы.

*См.; Там же.

Противоречивостью отличается и отношение к борьбе с организованной преступностью. Например, создано Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации. Его начальник Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1992 года возведен в ранг первого заместителя министра внутренних дел*. В то же время специальные службы по борьбе с организованной преступностью не оснащены всем необходимым, не создан единый банк данных и т.д.**

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 43. Ст. 2437.

**См.: Правда. 1992. 3 декабря. С. 8.

В УК РФ рассматриваемое направление уголовной политики пролонгировано и выражено определеннее. Помимо совершения преступления организованной группой, ч. 4 ст. 35 этого УК предусмотрено и определено совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией). Согласно этой норме «преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях». За организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем уголовная ответственность установлена самостоятельной статьей 210 УК РФ, именуемой «Организация преступного сообщества (преступной организации)» и состоящей из трех частей. В ч. 1 этой статьи предусмотрена ответственность за «создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений». Частью 2 ст. 210 УК РФ установлена ответственность за «участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп». В ч. 3 данной статьи предусмотрен квалифицированный вид организации преступного сообщества (преступной организации) – совершение деяния «лицом с использованием своего служебного положения».

В ст. 289 УК РФ нашли свое отражение положения упомянутого Указа Президента РФ от 4 апреля 1992 года. Этой статьей установлена уголовная ответственность за «учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме».