logo
УП Гаухмана

1. Должностные преступления в сфере предпринимательства

В соответствии с УК РФ подгруппу должностных преступлений в сфере предпринимательства составляют два вида деяний: I) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169) и 2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170).

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ)

Непосредственный объект рассматриваемого преступления – общественные отношения, обеспечивающие сферу предпринимательства, и общественные отношения, обеспечивающие интересы государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Таким образом, оно Посягает одновременно на два объекта.

Сферу предпринимательства составляет предпринимательская деятельность, которой согласно ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Потерпевшим от воспрепятствования законной предпринимательской деятельности может быть альтернативно: 1) гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, или коммерческая организация – при, ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности и при ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; 2) гражданин или организация, представившие в регистрирующий орган необходимые документы для регистрации их статуса – соответственно индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, либо документы для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности – при совершении иных деяний, характеризующих воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК РФ.

Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, – это, согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ, гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Коммерческая организация – это в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ организация, являющаяся юридическим лицом, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Объективная сторона рассматриваемого преступления всегда выражается в обязательном деянии – использовании служебного положения, посредством которого совершается альтернативно одно из следующих деяний (действий или бездействия): 1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; 2) уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонение от выдачи такого разрешения; 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности; 6) ограничение самостоятельности деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации или 7) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Использование служебного положения – это злоупотребление правами и полномочиями, предоставленными должностному лицу, или превышение последним таких прав и полномочий, осуществленные в качестве средства воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет собой принятие и соответствующее юридическое оформление решения об отказе в регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в качестве юридического лица, представивших в регистрирующий орган необходимые документы, при отсутствии оснований для этого, предусмотренных законом.

Законоположения о порядке регистрации индивидуального предпринимателя в ГК РФ отсутствуют.

На основании п. 1 ст. 51 ГК РФ «юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц». Однако закон о регистрации юридических лиц не принят. Лишь государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями регламентирована ст. 16 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 и Федерального закона РФ от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РСФСР»*. Согласно ч. 1 этой статьи «государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РСФСР или иным уполномоченным на то государственным органом», а ее ч. 2 – «предприятия, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 миллионов рублей, регистрируются Министерством финансов РСФСР с разрешения Совета Министров РСФСР. Совет Министров РСФСР обязан в течение двух месяцев с момента подачи заявления в Министерство финансов РСФСР выдать разрешение или представить заявителю мотивированный отказ». В ч. 3 указанной статьи установлены перечни документов, необходимых для регистрации различных видов предприятий с иностранными инвестициями. Для их регистрации необходимы такие документы, как письменное заявление с просьбой произвести регистрацию, нотариально заверенные копии учредительных документов в двух экземплярах и заключение соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях. Кроме того, для регистрации отдельных из названных видов предприятий требуется представление и других документов.

*См.. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 26. Ст. 2397

Законом РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»* урегулирован порядок регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций. В ст. 14 этого Закона перечислены документы, представление которых требуется для регистрации и лицензирования этих организаций Банком России. На основании ч. 2 ст. 15 данного Закона «принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов».

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.

Порядок регистрации иных, кроме предприятий с иностранными инвестициями и банков, юридических лиц и граждан в качестве субъектов предпринимательской деятельности, регламентируется Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»*.

*См.: Там же. 1994. № 11. Ст. 1194-2.

Данное Положение не распространяется на регистрацию коммерческих организаций, особый порядок государственной регистрации которых определен законодательными актами РФ, а также предприятий, создаваемых в процессе приватизации.

В нем установлены, в частности, исчерпывающие перечни документов (п. 1 и 3 разд. I и п. 6 разд. II), представляемых для регистрации, и сроки регистрации (п. 5 разд. I и п. 7 разд. II) предприятий и предпринимателей соответственно.

На основании п. 10 разд. III названного Положения «отказ в регистрации предприятия (предпринимателя) допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в нем сведений требованиям настоящего Положения», который, равно как и уклонение от такой регистрации, а также непредставление для ознакомления данных государственного реестра предприятий (предпринимателей), согласно п. 16 того же раздела, может быть обжалован в суд (арбитражный суд). Последняя норма является коллизионной по отношению к содержащейся в ч. 1 ст. 169 УК РФ. Рассматриваемая коллизия должна разрешаться в пользу применения не п. 16 разд. III Положения, а ч. 1 ст. 169 УК РФ, поскольку последняя, во-первых, является законом, то есть нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, чем Указ Президента РФ, и, во-вторых, принята позднее, чем упоминавшееся Положение было утверждено Указом Президента РФ. Следовательно, неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, равно как уклонение от их регистрации, представляет собой преступление, а не гражданско-правовой деликт.

Отмеченное позволяет заключить, что неправомерность отказа в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации состоит в принятии решения о таком отказе, несмотря на то, что по перечню и содержанию представленные документы соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законом и или другим нормативным актом.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации – это невыполнение должностным лицом регистрирующего органа обязанности зарегистрировать в установленный срок гражданина или юридическое лицо соответственно в качестве предпринимателя или предприятия, представивших необходимые для регистрации документы. Невыполнение указанной обязанности может выразиться в осуществленных без уважительных причин, каковыми могут быть, например, болезнь должностного лица, смерть его близкого родственника, оставлении представленных материалов без рассмотрения или принятия по ним соответствующего закону решения, предъявлении требования представить дополнительные не предусмотренные законом или другим нормативным актом документы и других действиях или бездействии.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности аналогичен по содержанию и характеру деяния неправомерному отказу в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Порядок лицензирования банковских операций регламентирован ст. 12-18 и 20 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в редакции Федерального закона РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»*, а общие положения о порядке лицензирования, в частности о перечне документов, необходимых для получения лицензии, сроках ее выдачи и т. д., установлены разделом Постановления Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 в редакции от 5 мая 1995 г. № 450, от 3 июня 1995 г. № 549, от 7 августа 1995 г. № 796 и от 12 октября 1995 г. № 1001 «О лицензировании отдельных видов деятельности»**, именуемым «Порядок ведения лицензионной деятельности». Кроме того, лицензирование регулируется и другими нормативными актами.

*См.. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.

**См.: Там же. 1995. № 43. Ст. 4062.

Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности не отличается по характеру деяния от Уклонения от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности – это совершение должностным лицом разнообразных деяний, состоящих в сужении правомочий и создании препятствий в реализации соответствующих закону интересов физических или юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности, то есть нарушении равноправия индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций из-за специфики организационно-правовой формы этой деятельности либо формы собственности, лежащей в основе такой деятельности. Указанные действия должностных лиц противоречат Конституции РФ и ГК РФ. Так, ч. 2 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Это же положение, по сути, повторяется в п. 1 ст. 212 ГК РФ.

Рассматриваемое ограничение прав и законных интересов может выразиться, в частности, в совершении обусловленных особенностями организационно-правовой формы или формы собственности таких деяний, как принятие нормативного акта, устанавливающего неравенство индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций по отношению к другим организациям; непредоставление индивидуальным предпринимателям или коммерческим организациям предусмотренных законом льгот и преимуществ; незаконное изъятие товаров из обращения; установление определенных цен на товары или их верхних и нижних пределов; незаконное возложение обязанности сбывать продукцию определенным организациям; противоречащая закону дискриминация в сдаче в аренду нежилых помещений; создание препятствий доступу на рынок и т. д.

Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может состоять в перечисленных деяниях, характеризующих ограничение прав и законных интересов указанных субъектов предпринимательской деятельности, но не обусловленных организационно-правовой формой или формой собственности, либо других деяниях, когда они противоречат закону, например, в требовании совершить невыгодную сделку или принять на работу какое-либо лицо; в запрещении торговать в определенных местах или в определенное время; в ограничении возможности пользоваться счетом в банке; в поставлении под контроль решений, принимаемых предпринимателями и т.д.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может проявляться в незаконном приостановлении предпринимательской деятельности гражданина или организации вследствие расторжения с ними договора об аренде помещения, проведения не предусмотренной законом ревизии или проверки деятельности, изъятия документов, незаконного задержания или заключения под стражу индивидуального предпринимателя или представителя юридического лица и т. д.

Субъект данного преступления специальный – физическое вменяемое, достигшее 16-ти лет лицо, являющееся должностным. Понятие должностного лица определено в прим. 1 к ст. 285 УК РФ.

Представляются ограничительными положения, в соответствии с которыми «субъект данного преступления – должностное лицо, обладающее специальной компетенцией»*. Однако в качестве субъекта данного преступления могут, на наш взгляд, выступать и другие должностные лица, например следователь, незаконно заключивший под стражу индивидуального предпринимателя с целью воспрепятствования его предпринимательской деятельности. Причем действия следователя в этом случае следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 169 и ч. 2 или 3 ст. 301 УК РФ.

*Уголовное право России. Особ. часть: Учебник / Под ред. проф. А.И. Рарога. С. 149.

Субъективная сторона анализируемого состава преступления характеризуется прямым умыслом. Субъективная сторона состава воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, причинившего крупный ущерб, предусмотренного ч. 2 ст. 169 названного УК, характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Частью 2 ст. 169 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака: 1) совершение деяния в нарушение вступившего в законную силу судебного акта и 2) причинение крупного ущерба.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта имеет место тогда, когда должностное лицо нарушает предписания, содержащиеся во вступившем в законную силу судебном акте, на основании которых на должностное лицо возлагаются обязанности совершить определенные действия или, наоборот, воздержаться от совершения каких-либо действий, или разрешается гражданину-предпринимателю или коммерческой организации заниматься предпринимательской деятельностью без тех или иных ограничений. Данная норма является специальной по отношению к содержащейся в ст. 315 УК РФ.

Крупный ущерб может выразиться как в положительном ущербе, так и в упущенной выгоде и должен находиться в причинной связи с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, совершенным должностным лицом с использованием своего служебного положения. Понятие крупного ущерба применительно к ч. 2 ст. 169 УК РФ в законе не раскрыто. Поэтому крупный ущерб как обстоятельство, квалифицирующее воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, представляет собой оценочный признак, то есть такой признак, наличие или отсутствие которого определяется не законодателем, а юристом, применяющим закон, исходя из обстоятельств конкретного преступления. Следует согласиться с предложением учитывать при определении крупного ущерба «как количественные показатели (размер причиненного имущественного вреда, например, в случае порчи товара при необоснованном запрете его реализации), так и качественные (срыв выгодной для предпринимателя сделки в результате необоснованного запрета на занятие определенным видом деятельности со стороны должностного лица; тяжелое финансовое положение коммерческой организации, возникшее вследствие применения к ней дискриминационных актов и решений, и т. п.)»*.

*Уголовное право России. Особ. часть: Учебник / Под ред. проф. А.И. Рарога. С. 149.

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)

Непосредственный объект рассматриваемого преступления – общественные отношения, обеспечивающие законный земельный оборот. Предметом данного преступления во всех случаях является земля, поскольку любое из деяний, предусмотренных в диспозиции ст. 170 УК РФ, совершается в связи с землей или по поводу нее. При искажении учетных данных Государственного земельного кадастра предметом преступления являются еще и документы, составляющие Государственный земельный кадастр и содержащие искаженные учетные данные. При умышленном занижении размеров платежей за землю предметом преступления, помимо земли, является часть платежа, размер которой равен разности между размером платежа, установленным законом или другими нормативными правовыми актами, и заниженным размером платежа, фактически определенным должностным лицом.

Объективная сторона регистрации незаконных сделок с землей характеризуется альтернативно одним из трех деяний, обрисованных в диспозиции ст. 170 УК РФ. Ими являются: 1) регистрация незаконных сделок с землей; 2) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра или 3) занижение размеров платежей за землю.

Регистрация незаконных сделок с землей – это юридическое оформление сделки с землей, состоящее в регистрации в едином государственном реестре учреждения юстиции такой сделки в нарушение законодательства или других нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения по поводу земли.

Сделки с землей во всех случаях подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 164 ГК РФ) и, во-вторых, такая регистрация производится в едином государственном реестре учреждениями юстиции (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

До принятия закона о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6 ст. 131 ГК РФ) действует положение, содержащееся в ст. 7 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 января 1996 г., сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров, ранее установленные законодательством. Согласно ст. 550, п. 1 ст. 551 ГК РФ о продаже недвижимости и п. 3 ст. 574 о дарении недвижимости договоры о продаже недвижимости и дарении недвижимости подлежат государственной регистрации, Однако в этих нормах не указан субъект регистрации – учреждения юстиции и единый государственный реестр, в котором должна быть произведена регистрация.

В ст. 1 Указа Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2130 «О Государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» установлено, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе на всей территории РФ*, а в его ст. 2 предписано возложить организацию ведения Государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах. Регистрация договоров о земле в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству на местах указано и в ст. 5 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»**.

*Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №50. Ст. 4868.

** См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1026.

Поэтому до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество сделки с землей, во-первых, всегда подлежат государственной регистрации и, во-вторых, такая регистрация должна быть осуществлена Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству или его территориальными органами на местах по единой системе.

Незаконной является сделка с землей, признаваемая согласно ГК РФ недействительной (ст. 166 ГК).

Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра заключается во внесении не соответствующих действительности сведений в учетные документы, предусмотренные Положением о ведении Государственного земельного кадастра, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622*, а также Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» от 28 февраля 1996 г.** и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и Порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 15 апреля 1996 г.***

*См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. М 9. Ст. 609.

**См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 2004.

***См.: Там же. 1996. № 10. Ст. 880.

Занижение размеров платежей за землю состоит в уменьшении размеров земельного налога, арендной платы за землю или нормативной цены земли, установленных Законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. № 1738-1 в редакции законов РФ от 14 февраля 1992 г. № 2353-1, от 16 июля 1992 г. № 3317-1, федеральных законов от 9 августа 1994 г. № 22-ФЗ, от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ, от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ*.

*См.: Там же. 1996. № 1. Ст. 4.

Оконченным данное преступление является с момента совершения любого из деяний, предусмотренных в диспозиции ст. 170 УК РФ.

Субъект рассматриваемого преступления специальный – должностное лицо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству или его территориальных органов на местах, управомоченное соответственно регистрировать сделки с землей; формировать содержание учетных данных Государственного земельного кадастра или вносить в них изменения и дополнения, а также должностные лица государственных учреждений и организаций, ответственные за представление в налоговые органы расчета налогов по каждому земельному участку. Субъектом рассматриваемого преступления в форме занижения платежей за землю, принадлежащую гражданам, является должностное лицо государственной налоговой службы, на которое согласно Закону РСФСР «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. возложена обязанность по начислению земельного налога гражданам. Мнение о возможности отнесения к субъекту рассматриваемого преступления руководителей предприятий (даже унитарных государственных) является необоснованным, поскольку последние являются не должностными лицами, а лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации (прим. 1 к ст. 201 УК РФ)*.

*Уголовное право России. Особ. часть / Под ред. проф. А.И. Рарога. С 152.

Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ст. 170 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла и мотивом – корыстной или иной личной заинтересованностью.