logo
УП Гаухмана

§ 5. Преступления против несения специальных служб, дежурства или патрулирования

Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения боевого дежурства (в Военно-Морском Флоте боевое дежурство называется боевой службой). Общий порядок боевого дежурства (боевой службы) изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ (гл. 9)*.

*См.: Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Утв. Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. // Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. М.: Воениздат, 1994. С.7-157.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.

Деяние выражается в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы), которое выражается в отступлении от требований нормативных актов, регламентирующих как общий порядок несения боевого дежурства, так и специальные функциональные обязанности военнослужащего, входящего в состав дежурного подразделения (боевого расчета, дежурной смены пунктов управления и др.). Преступное нарушение правил несения боевого дежурства может выразиться как в действии, так и бездействии, например в самовольном оставлении поста, самовольном отключении специальной аппаратуры, допуске на пост посторонних лиц и т. д.

Последствиями являются альтернативно: 1) причинение вреда интересам безопасности государства или 2) возможность причинения такого вреда. Причинение вреда интересам безопасности государства – признак оценочный. Поэтому он, как и возможность причинения такого вреда, определяется в каждом отдельном случае на основе анализа и оценки всех фактических обстоятельств содеянного.

Для наличия данного состава преступления необходима причинная связь между очерченным деянием и последствием. Момент окончания преступления – наступление любого из последствий.

Часть 2 ст. 340 УК РФ предусматривает один квалифицирующий признак -причинение тяжких последствий. Такими последствиями могут быть признаны те, которые относятся к сфере обеспечения безопасности либо отражения внезапного нападения на РФ. Поскольку причинение тяжких последствий – признак оценочный, он устанавливается правоприменителем на основе анализа и оценки всей совокупности фактических обстоятельств содеянного.

Часть 3 данной статьи предусматривает привилегированный состав нарушения правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшего тяжкие последствия. Привилегирующим признаком этого преступления, в отличие от предусмотренного ч. 2 ст. 340 УК РФ, является не умышленная, а неосторожная форма вины.

Субъектом данного преступления может быть только военнослужащий, входящий в состав дежурной смены боевого расчета, экипажа, поста или иного дежурного подразделения. К несению боевого дежурства привлекаются военнослужащие срочной службы и службы по контракту, прапорщики и мичманы, лица офицерского состава. В соответствии со ст. 362 Устава внутренней службы ВС РФ запрещено назначать на боевое дежурство военнослужащих, не приведенных Военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, бальных и совершивших проступки, по которым ведется расследование.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 340 УК РФ, характеризуется виной в форме умысла, причем только косвенного. При совершении такого нарушения с прямым умыслом в целях причинения вреда территориальной неприкосновенности государства, его государственной безопасности и обороноспособности деяние подлежит квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против безопасности государства.

Отношение к последствиям может характеризоваться неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).

Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 3 этой статьи, характеризуется виной в форме неосторожности.

Нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения специальной службы. Специфика данного порядка вытекает из важности охраны Государственной границы РФ, прав и обязанностей, которыми наделяются лица, несущие пограничную службу.

Объективная сторона названного преступления характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.

Деяние состоит в нарушении правил несения пограничной службы и может выражаться как в действии (например, оставление военнослужащим пограничного наряда самовольно своего поста по охране Государственной границы), так и бездействии (например, сон пограничника на посту, не позволивший задержать нарушителя Государственной границы РФ).

Нарушение правил несения пограничной службы образует состав преступления только в том случае, если нарушение правил создает возможность причинения вреда интересам безопасности государства (ч. 1) и находится в причинной связи с наступившими тяжкими последствиями, причиненными государственной безопасности (ч. 2). Вместе с тем закон требует, чтобы эти нарушения были существенными, т.е. действительно могли повлечь причинение вреда.

Последствия нарушения правил несения пограничной службы те же, что и последствия нарушения правил несения боевого дежурства. Последствием может быть, например, проникновение нарушителя, задержанного другими лицами, через границу вследствие уклонения пограничного наряда от маршрута. Необходимо, чтобы эти последствия находились в причинной связи с нарушением правил несения пограничной службы.

Момент окончания преступления – наступление соответствующих последствий.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, входящее в состав наряда по охране границы, который выделяется из числа военнослужащих погранзаставы и объявляется на боевом расчете.

Лицо, входящее в состав пограничного наряда, за нарушение правил пограничной службы несет уголовную ответственность только в случае, когда такое нарушение было допущено непосредственно во время несения нарядом службы по охране границы. Начальным моментом нахождения в наряде является получение приказа начальника заставы или пограничного пункта на охрану Государственной границы РФ, конечным – доклад пограничного наряда после смены о выполнении данного приказа.

В отличие от ст. 256 УК РСФСР в рассматриваемой статье УК РФ расширен круг субъектов рассматриваемого преступления путем включения в неголиц, исполняющих иные обязанности пограничной службы. К ним могут быть отнесены лица, осуществляющие контроль за режимом Государственной границы, за перемещением через нее лиц и транспортных средств и др.

Субъективная сторона преступного нарушения правил несения пограничной службы, предусмотренного ч. 1-3 ст. 341 УК РФ, не отличается от охарактеризованной ранее субъективной стороны преступления, ответственность за которое установлена соответственно ч. 1-3 ст. 340 УК РФ.

Частью 2 ст. 341 УК предусмотрен один квалифицирующий признак – причинение тяжких последствий. Такие последствия могут выразиться, например, в переходе Государственной границы шпионом или диверсантом, совершении ими нападений на военные и гражданские объекты, пропуске через границу контрабандных товаров, гибели людей и др.

Тяжкими последствиями могут признаваться только такие, которые наступили для внешней безопасности государства, безопасности границы.

Частью 3 ст. 341 УК РФ предусмотрен привилегированный состав преступления, аналогичный охарактеризованному ранее составу преступления, описанному в ч. 3 ст. 340 УК .

Нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдения порядка несения караульной службы.

Караульная служба организуется в целях выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, охране лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне (ст. 96 Устава гарнизонной и караульной служб)*, а также по охране специальных грузов, сооружений на коммуникациях и охране складов и военных баз окружных управлений материально-технического и военного снабжения МВД РФ (ст. 19 Закона о внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ).

*См.: Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ.

Разновидностью караульной службы является конвойная служба, организуемая во внутренних войсках МВД РФ. Порядок несения конвойной службы определяется Уставом боевой службы внутренних войск МВД РФ, а также издаваемыми в развитие Устава приказами и распоряжениями*.

*См.: Там же. С. 286.

Особым видом караульной службы является патрульная служба, которую следует отличать от патрулирования в гарнизоне.

По важности выполняемых задач к караульной службе приравнивается вахтенная служба на кораблях, которая имеет своей целью охрану боевой техники и самого корабля, а также обеспечение его постоянной боевой готовности. Порядок несения вахтенной службы определяется Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

Перечень объектов, находящихся под охраной караула, содержится в табеле постам. Караул принимает их под охрану и несет ответственность. Для наступления уголовной ответственности обязательно установление факта нахождение объекта под охраной караула. Поэтому нарушение уставных правил караульной службы признается преступным только в случае, когда предупреждение причинения вреда объекту входит в обязанность караула. В противном случае причинение вреда при наличии оснований, указанных в законе, квалифицируется по другим статьям уголовного закона.

Объективная сторона данного состава преступления характеризуется общественно опасным деянием, последствием и причинной связью между ними.

Деяние выражается в нарушении уставных правил караульной (вахтенной службы), установленных упоминавшимися уставами и другими нормативными правовыми актами, и проявляется в действии или бездействии.

Последствием признается причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам. Это последствие может выражаться в незаконном проникновении на охраняемый объект, незаконном использовании техники, повреждении военной и другой охраняемой техники, краже из охраняемого объекта, незаконном выходе осужденных из охраняемой зоны, пронос в охраняемую зону недозволенных предметов и т.д. Вред, причиняемый объекту охраны, должен быть реальным. Срыв пломб, взлом запоров и замков на охраняемых объектах без реального причинения вреда охраняемому имуществу не образует данного состава преступления. При этом обязательно должна устанавливаться причинная связь между нарушением и наступившими последствиями.

Момент окончания данного преступления – наступление указанного последствия.

Субъектом данного преступления может быть лицо, входящее в состав караула: начальник караула, его помощник, разводящие, караульные, часовые, выводные, конвойные, а также лица, выделенные в наряд для осуществления руководства несением службы караулами: дежурный по караулам и его помощник, дежурный по части и его помощник (ст. 97-99 Устава гарнизонной и караульной служб).

Военнослужащий до приведения к Военной присяге не может привлекаться к караульной службе (ст. 41 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Субъективная сторона деяния, ответственность за которое установлена ч. 1 и 2 ст. 342 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла, а ч. 3 этой статьи – в форме неосторожности.

Отношение к последствиям, предусмотренным ч. 1 и 2 данной статьи, может характеризоваться неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).

Частью 2 ст. 342 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак рассматриваемого преступления – причинение тяжких последствий. Этот признак оценочный. Определение тяжести последствий зависит от установления конкретных обстоятельств содеянного. Так, например, тяжкими являются последствия, выразившиеся в разглашении секретных сведений в результате проникновения постороннего лица на пост охраны секретного объекта; в краже или повреждении боевого знамени и т.д.

Частью 3 ст. 342 УК РФ предусмотрен привилегированный состав преступления, аналогичный обрисованному ранее составу преступления применительно к ч. 3 ст. 340 этого УК . Привилегирующим является признак, характеризующий субъективную сторону, – неосторожная форма вины. За неосторожное совершение данного преступления уголовная ответственность наступает только тогда, когда причинены тяжкие последствия.

Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 343 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения военной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В соответствии со ст. 37 Закона «О воинской обязанности и военной службе» к исполнению обязанностей военной службы относится оказание помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности*.

*См.: Собрание законодательства РФ. 1998. 13. Ст. 1475.

Задачи и характер военной службы, права и обязанности военнослужащих внутренних войск по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, условия и пределы применения военнослужащими физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники определены вышеназванным Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» от 6 февраля 1997 г.*

*См.: Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. №6.

Объективная сторона преступления характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.

Деяние выражается в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в составе караула, войскового наряда, патруля, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных задач.

Уголовно наказуемыми нарушениями признаются лишь такие, которые причинили вред правам и законным интересам граждан (ч. 1) либо повлекли тяжкие последствия (ч. 2). Вред правам и законным интересам граждан может состоять в том, что гражданин оказывается ущемленным в том или ином праве или в осуществлении законного интереса.

Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может проявиться как в действии, так и бездействии виновного.

Последствие в виде вреда правам и законным интересам граждан должно находиться в причинной связи с деянием и может выразиться, например, в неправомерном применении военнослужащим, входящим в состав войскового наряда, физической силы, оружия, специальных средств, в необоснованной проверке документов у граждан, в неправомерном их задержании.

Субъектом этого преступления могут быть только военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по призыву или контракту и входящие в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины по отношению к последствиям. Характеристика субъективной стороны аналогична субъективной стороне нарушения уставных правил караульной службы, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 342 УК РФ.

Частью 2 ст. 343 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак названного преступления – причинение тяжких последствий. Под такими последствиями понимается наступление вреда, связанного с причинением вреда здоровью граждан, причинением значительного или крупного материального ущерба, с провокацией массовых беспорядков, погромов, столкновением между силами правопорядка и гражданами и др.

Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ)

Непосредственным объектом нарушения уставных правил несения внутренней службы являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения службы суточным нарядом, в обязанности которого входит поддержание внутреннего порядка, охрана личного состава, вооружения, боевой и специальной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроль за состоянием дел в подразделениях и своевременное принятие мер по предупреждению правонарушений, а также выполнение других функций по внутренней службе (ст. 260 Устава внутренней службы), а непосредственным объектом нарушения уставных правил патрулирования в гарнизоне – общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка патрулирования для поддержания воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на вокзалах, в портах, аэропортах и т. д.

Правила несения внутренней службы регламентированы в Уставе внутренней службы Вооруженных сил РФ. Служба суточного наряда корабля регламентирована Корабельным уставом Военно-Морского Флота. Правила патрулирования в гарнизоне определены Уставом гарнизонной и караульной служб.

Объективная сторона данного состава преступления характеризуется деянием, последствием и причинной связью между ними.

Деяние выражается в нарушении альтернативно уставных правил внутренней службы либо уставных правил патрулирования в гарнизоне и может проявиться как в действии, так и бездействии.

Уголовно наказуемыми нарушениями являются только такие, которые повлекли тяжкие последствия. При этом необходимо устанавливать, что тяжкие последствия наступили именно вследствие нарушения уставных правил, то есть находились в причинной связи с этим нарушением. Вместе с тем также следует выяснить, имелась ли у лиц суточного наряда или патруля возможность предупредить нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, ибо отсутствие такой возможности может свидетельствовать и об отсутствии причинной связи.

Тяжкими могут быть признаны последствия в виде причинения существенного вреда воинскому правопорядку в сфере несения внутренней службы и патрулирования.

По данной норме квалифицируются и действия лиц из состава суточного наряда, виновных в нарушении внутреннего порядка подразделения, повлекшем такие тяжкие последствия как, например, хищение имущества из казармы, участие в избиении военнослужащих.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только военнослужащий, входящий в состав суточного или патрульного наряда. В состав суточного наряда входят дежурный по полку, его помощник, дежурное подразделение, караул, дежурный и дневальный по парку военной техники, а также механики-водители дежурных тягачей, дежурный и помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, посыльные, пожарный наряд и др. В суточный наряд роты назначаются дежурный по роте и дневальные по роте (ст. 261-263 Устава внутренней службы).

В состав патруля входят начальник патруля и два-три патрульных (ст. 72 Устава гарнизонной и караульной служб).

Начало нахождения в суточном наряде или патрульном наряде определяется моментом подачи на разводе команды «Смирно!» для встречи дежурного по части. Конечным моментом является доклад соответствующему командиру (начальнику) о сдаче дежурства или службы.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка несения воинской службы на военном корабле в обстановке, угрожающей его гибели. Этот порядок определяется Корабельным уставом ВМФ РФ и обеспечивает борьбу за живучесть погибающего корабля и организованное его оставление при угрозе гибели.

Объективная сторона названного преступления характеризуется деянием, которое выражается в противоправном оставлении погибающего корабля командиром или иным лицом из состава команды корабля, и обстановкой совершения деяния.

Обязанности командира корабля по спасению погибающего корабля определяются Корабельным уставом ВМФ РФ, в соответствии с которым командир корабля обязан организовать борьбу за живучесть корабля и недопущение его гибели. При угрозе неминуемой гибели корабля он должен организовать оставление корабля: свести с корабля больных, раненых, при наличии пассажиров – детей и женщин и других лиц, не задействованных в борьбе за живучесть корабля; принять меры к спасению вахтенного и навигационного журналов, важных военных документов, карт, корабельного имущества, при невозможности сохранить секретные документы обязан принять меры к их уничтожению (ст. 165-175 Корабельного устава ВМФ РФ).

Закон требует от командира корабля оставить гибнувший корабль только в случае, когда им исполнены до конца служебные обязанности по спасению корабля. Ответственность за оставление погибающего корабля командиром корабля наступает при наличии условий, объективно позволяющих выполнить все предписанные ему действия.

Обязательным признаком состава преступления является наличие обстановки, угрожающей гибелью корабля, созданной аварийной ситуацией или боевыми действиями.

Анализируемый состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента оставления погибающего корабля при названных в законе условиях.

Применительно к лицам из числа членов команды, оставившим корабль без надлежащего на то распоряжения командира, преступление считается оконченным с момента оставления корабля. Решение об оставлении личным составом погибающего корабля принимается только командиром. Поэтому при совершении указанных действий лицом из состава команды нужно установить, имелось ли разрешение командира корабля на оставление погибающего корабля и имелась ли у этого лица возможность получить такое распоряжение, например в случае отсутствия командования и невозможности в таких условиях принять меры к спасению корабля.

Субъектом данного преступления может быть командир корабля или любое лицо, входящее в экипаж корабля. Военнослужащие, находящиеся на корабле, к примеру, привлекаемые к корабельным работам, но не являющиеся членами экипажа корабля, субъектами состава преступления быть не могут.

Субъективная сторона оставления погибающего корабля характеризуется виной в форме прямого умысла.