logo
УП Гаухмана

§ 2. Преступления, посягающие на официальный порядок функционирования органов, учреждений, символов и иных институтов государственной власти и местного самоуправления

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)

Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее законную деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления); обязательный дополнительный непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих и их близких, а также дополнительные гарантии ее безопасности в связи с исполнением первыми обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности (относится к родовому объекту преступлений против жизни и здоровья).

Предметом рассматриваемого преступления в части, относящейся, к дополнительному непосредственному объекту, является организм человека.

Объективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется действием в форме посягательства на жизнь альтернативно: а) сотрудника правоохранительного органа; б) военнослужащего; в) близкого любого из указанных лиц.

Данное деяние выражается в активных действиях, непосредственно направленных на лишение жизни хотя бы одного сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно близкого им лица любым способом.

Сотрудник правоохранительного органа – гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка или обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органа контрразведки; сотрудника органа налоговой полиции; судебного пристава; сотрудника федеральных органов государственной охраны*, а также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач.

*См.: Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (ст. 3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 1990; Федеральный закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. (п. 2, 9, 11 ст. 2) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.

Военнослужащий – гражданин РФ, проходящий службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках*, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. и иными законами РФ.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1597.

К близким сотрудника правоохранительного органа либо военнослужащего следует относить лиц, состоящих в родстве (отец, мать, дед, бабка, дети, братья, сестры) или свойстве (супруг и родственники супруга) с сотрудником правоохранительного органа либо военнослужащим, а равно (в исключительных случаях) иных лиц, поддерживающих с последними тесное личное общение.

Деятельностью по охране общественного порядка следует считать законную деятельность, направленную на предупреждение и пресечение правонарушений (в том числе преступлений), затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил паспортной системы, выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и т. п.).

Деятельность по обеспечению общественной безопасности – это законная деятельность, направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья, контроль за соблюдением стандартов безопасного дорожного движения, контроль за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывчатыми материалами и т. п.).

Под посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, следует понимать убийство либо покушение на убийство любого из этих лиц.

Преступление является оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, независимо от наступившего результата.

Покушение на убийство любого из указанных лиц подлежит квалификации по ст. 317 УК РФ без ссылки на ч. 3 ст. 30 того же Кодекса.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с деятельностью первых не по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, а по выполнению иных служебных задач, подлежит квалификации не по ст. 317, а по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ (если наступила смерть потерпевшего) либо по ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 того же УК (если смерть потерпевшего не наступила по независящим от виновного обстоятельствам).

Последовательное совершение причинно взаимосвязанных действий, выражающихся в оскорблении, применении насилия и посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, охватывается составом преступления, ответственность за которое установлена ст. 317, и не требует дополнительной квалификации по ст. 318 и 319 УК РФ.

Субъект рассматриваемого преступления – лицо, достигшее 16-ти лет. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, совершенное лицом в возрасте 14-ти или 15-ти лет, подлежит квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 либо по ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, в зависимости от наступления последствия в виде смерти потерпевшего.

Субъективная сторона посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированного альтернативно целью в виде воспрепятствования законной деятельности первых двух категорий лиц либо мотивом мести им или их близким за такую деятельность.

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ)

Непосредственный объект рассматриваемого деяния имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее законную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления), а также дополнительный непосредственный объект в виде общественных отношений, обеспечивающих альтернативно: телесную неприкосновенность лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 318 УК РФ, либо безопасность их жизни или здоровья, а также право на дополнительные гарантии безопасности жизни и здоровья представителей власти и их близких в связи с исполнением первыми своих должностных обязанностей.

Объективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется совершением альтернативных действий, имеющих форму: а) насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо б) угрозы применения любого насилия, обусловленных исполнением соответствующим лицом должностных обязанностей как представителя власти.

Представитель власти – это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК РФ).

К представителям власти по смыслу примечания к ст. 318 УК РФ могут быть отнесены любые должностные лица, наделенные внешними организационно-распорядительными полномочиями в государственных или муниципальных органах законодательной, исполнительной и судебной власти любого уровня (депутаты, главы администраций субъектов РФ, мэры городов, префекты и супрефекты, прокуроры, работники контрольных органов Президента РФ и глав администраций, работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, судебные приставы и др.), а также иные лица, постоянно или временно наделенные такими полномочиями в соответствии с законодательством (военнослужащие, выполняющие правоохранительные функции, члены государственных комиссий, наделенные организационно-распорядительными функциями и др.).

Содержание понятия «близкий представителя власти» в основе соответствует содержанию аналогичного понятия, рассмотренного применительно к ст. 317 УК РФ.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных более тяжких последствий, а равно ограничение физической свободы потерпевшего против его воли, за исключением случаев, предусмотренных ст. 126 и ч. 2 и 3 ст. 127 УК РФ.

Угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких – это словесно или деятельно выраженное виновным конкретное намерение причинить смерть, вред здоровью, нанести побои, совершить иные насильственные действия, могущие причинить физическую боль потерпевшему либо ограничить физическую свободу последнего вопреки его воле.

Обязательным элементом объективной стороны деяния, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 318 УК РФ, является наличие связи между насилием (угрозой насилия) в отношении представителя власти (его близкого) и исполнением первым своих должностных обязанностей.

Совершение действий, предусмотренных ст. 318 УК РФ, в отношении представителя власти, участвующего в отправлении правосудия или в осуществлении расследования дел либо в исполнении судебных решений, а равно в отношении их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде либо в связи с производством расследования или исполнением судебных актов, следует квалифицировать не по ст. 318, а по ст. 296 УК РФ.

Моментом окончания рассматриваемого преступления следует считать начало применения насилия в отношении потерпевшего либо момент доведения любым способом до сведения потерпевшего соответствующей угрозы.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы насилия может быть любым, но обусловленным неисполнением представителем власти своих должностных обязанностей (месть, корысть, стремление уйти от ответственности или облегчить совершение другого преступления и др.).

Виновный должен сознавать, что насилие (угроза насилия) применяется к представителю власти, наделенному распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, либо к близкому такого лица.

Субъект рассматриваемого преступления – лицо, достигшее 16-ти лет. Лица в возрасте 14-ти и 15-ти лет несут ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (его близкого) лишь в случаях причинения не связанного с лишением жизни тяжкого или средней тяжести вреда здоровью последних соответственно по п. «а» ч. 2 ст. 111 или п. «б» ч. 2 ст. 112 УК РФ.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния, предусмотренным ч. 2 ст. 318 УК РФ, является применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать умышленное причинение тяжкого, менее тяжкого или легкого вреда здоровью указанных в диспозиции ч. 1 ст. 318 УК РФ лиц.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)

Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее престиж государственной власти и местного самоуправления, являющийся необходимым условием нормального функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, а также их учреждений (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления); обязательный дополнительный непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие честь и достоинство граждан, а также дополнительные гарантии защиты этих ценностей применительно к представителям власти при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (относится к родовому объекту преступлений против свободы, чести и достоинства личности).

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется публичным оскорблением, выраженным в устной (унижающее честь и достоинство потерпевшего высказывание), письменной (текст оскорбительного содержания), фотографической (фотомонтаж, унижающий честь в неприличной форме), деятельной (оскорбление жестом) и в любой иной непосредственно воспринимаемой человеком форме.

Публичное оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме в присутствии хотя бы одного постороннего (помимо виновного и потерпевшего) лица.

Содержание понятия «представитель власти» в основе соответствует содержанию аналогичного понятия, рассмотренного применительно к составу применения насилия в отношении представителя власти.

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей отличается от аналогичного оскорбления, осуществленного в связи с исполнением таким представителем своих должностных обязанностей, тем, что в первом случае ответственность виновного наступает хотя бы и при отсутствии связи оскорбления с должностной деятельностью потерпевшего, но в период непосредственного исполнения им своих обязанностей. Например, публичное оскорбление работника милиции, несущего патрульно-постовую службу, из личных неприязненных отношений к нему.

Публичное оскорбление представителя власти из личных неприязненных отношений, совершенное во время, когда первый не исполнял должностных обязанностей, а равно оскорбление представителя власти, выраженное не публично, квалифицируется по ст. 130 УК РФ.

Субъект рассматриваемого преступления – лицо, достигшее 16-ти лет. Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, совершенное представителем власти, следует квалифицировать по ст. 286 УК РФ как превышение должностных полномочий.

Субъективная сторона публичного оскорбления представителя власти – вина в форме прямого умысла.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ)

Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее основанную на законе и подзаконных нормативных актах деятельность правоохранительных и контролирующих органов в части, относящейся к гарантиям ее безопасности (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления); дополнительный непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья и иных личных благ человека.

Содержание понятий «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа», «близкий должностного лица правоохранительного или контролирующего органа» в основе соответствует содержанию аналогичных понятий, рассмотренных применительно к составу посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в разглашении, т.е. несанкционированном (без разрешения со стороны уполномоченного лица или в нарушение установленных нормативным актом правил) распространении любым способом сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или их близких. К сведениям о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, следует относить любые данные о личной охране, охране жилища, имущества; выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временном помещении в безопасное место; о средствах обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; переводе на другую работу (службу); изменении места работы (службы) или учебы; переселении на другое место жительства; замене документов; изменении внешности, относящиеся к конкретному лицу (лицам), которому на основании ст. 5 Федерального закона РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов» обеспечена специальная защита.

Круг лиц, уполномоченных на применение соответствующих мер безопасности, и порядок применения таких мер определяются Федеральным законом РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.* и Временной инструкцией о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, утвержденной приказом МВД РФ № 483 от 20 декабря 1995 г.**

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №17. Ст. 1455.

*См.: Российские вести 1996. 14 марта.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, совершенное лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, квалифицируется по ст.ЗП УК РФ.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет*.

*Иного мнения придерживается проф. М.П. Журавлев, полагающий, что у данного преступления может быть лишь специальный субъект. См.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. С. 418.

Разглашение самим защищаемым лицом сведений о применяемых в отношении его мерах безопасности влечет уголовную ответственность лишь в случае наступления тяжких последствий для других лиц по ч. 2 ст. 320 УК РФ (ч. 3 ст. 19 Федерального закона РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов»).

Субъективная сторона разглашения сведений о мерах безопасности без отягчающих признаков характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированного наличием специальной цели в виде воспрепятствования служебной деятельности лица, в отношении которого применены меры безопасности.

Разглашение сведений о мерах безопасности из иной личной заинтересованности, если такие действия причинили вред правам и законным интересам гражданина, квалифицируется по ст. 137 УК РФ как нарушение неприкосновенности частной жизни.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния является наступление тяжких последствий (ч. 2 ст. 320 УК РФ). Понятие тяжких последствий разглашения мер безопасности, с которыми закон связывает повышенную ответственность за данное преступление, имеет оценочный характер. К тяжким последствиям в смысле ч. 2 ст. 320 УК РФ могут быть отнесены: умышленное причинение вреда здоровью защищаемого лица или лица, обеспечивающего защиту, иных лиц (за исключением тяжкого и средней тяжести – ст. 111 и 112 УК РФ), причинение крупного имущественного ущерба, создание условий для совершения новых преступлений, вынужденное раскрытие конфиденциальных источников информации и др.

Субъективная сторона разглашения мер безопасности, повлекшего тяжкие последствия, характеризуется прямым умыслом по отношению к действиям, составляющим разглашение указанных сведений, и альтернативно прямым или косвенным умыслом либо неосторожностью по отношению к последствиям в зависимости от степени их тяжести.

Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ)

Непосредственный объект рассматриваемого преступления имеет сложную структуру и включает: основной непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее нормальную деятельность учреждений, выполняющих функции изоляции от общества лиц, осужденных за совершение преступлений (относится к родовому объекту преступлений против порядка управления); обязательный дополнительный непосредственный объект – общественное отношение, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья и иных личных физических ценностей сотрудников данных учреждений, а также осужденных.

Объективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется как действие, выражающее любым способом угрозу применения насилия альтернативно в отношении: а) сотрудника места лишения свободы либо б) сотрудника места содержания под стражей или в) осужденного.

К учреждениям, обеспечивающим изоляцию от общества, относятся учреждения по исполнению уголовных наказаний в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы (места лишения свободы), а также в особых случаях – учреждения, исполняющие меру пресечения в виде содержания под стражей (места содержания под стражей).

Места лишения свободы – это учреждения по исполнению наказания в виде ареста (арестные дома), в том числе в отношении военнослужащих (гауптвахта) и исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии-поселения, воспитательные колонии общего и усиленного режимов для несовершеннолетних, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы – в особых случаях (ст. 54, 56, 57, 58 УК РФ, ст. 68 ,74, 120-131 УИК РФ)*.

*См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под науч. ред. А.С. Михлина и И.В. Шмарова. М.: Вердикт- 1М, 1997. С. 155-160, 261-288.

Местами содержания под стражей являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы МВД РФ и федеральной службы безопасности*; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных войск РФ; учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты – в случаях, предусмотренных законодательством; помещения, специально приспособленные для целей содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, – по указанию капитанов морских судов, находящихся в плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками**.

*До момента окончательной передачи данной системы в ведение Министерства юстиции РФ.

**См.: Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№ 29. Ст. 2759.

Сотрудник места лишения свободы – это лицо, имеющее специальное звание рядового или начальствующего состава органов внутренних дел РФ (ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»)*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.

К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащие органов федеральной службы безопасности, пограничных войск РФ и Вооруженных Сил РФ, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей; капитан морского судна, начальник зимовки, а равно уполномоченные ими лица – на период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей (ст. 12 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Осужденный, согласно ст. 46 УПК РСФСР, – это обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.

Содержание понятия «угроза применения насилия» соответствует в основе содержанию аналогичного понятия, рассмотренного применительно к составу применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).

Угроза применения насилия в виде причинения тяжкого вреда здоровью работника учреждения, являющегося местом лишения свободы или содержания под стражей, не относящегося по своему статусу к его сотрудникам, а равно такие же действия по отношению к подозреваемому или обвиняемому, не являющемуся осужденным, квалифицируются по ст. 119 УК РФ.

Субъектом деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 321 УК РФ, может быть любое лицо, достигшее 16-ти лет. Как правило, на практике субъектом данного преступления являются лица, осужденные к наказаниям, связанным с изоляцией от общества.

Субъективная сторона угрозы применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъективная сторона угрозы применения насилия в отношении осужденного характеризуется виной в форме прямого умысла и альтернативно наличием цели воспрепятствования его исправлению либо мотива мести за исполнение им общественной обязанности.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния является применение к указанным в ч. 1 ст. 321 УК РФ лицам насилия, не опасного для жизни и здоровья. Понятие такого насилия рассмотрено ранее применительно к деянию, предусмотренному ст. 318 УК РФ.

Субъективная сторона действий, выражающихся в насилии, не опасном для жизни и здоровья, характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла.

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, перечисленными в ч. 3 ст. 321 УК РФ, являются: а) совершение данного деяния организованной группой; б) применение к лицам, указанным в ч. 1 той же статьи, насилия, опасного для жизни или здоровья.

Понятия «насилие, опасное для жизни или здоровья» и «организованная группа» рассмотрены ранее применительно к составам иных преступлений (см., например, ст. 105,162, 318 УК РФ).

Субъективная сторона деяния, ответственность за которое установлена в ч. 3 ст. 321 УК РФ, может характеризоваться как виной в форме прямого или косвенного умысла (в случае применения насилия, опасного для жизни и здоровья, организованной группой или применения такого насилия к сотруднику учреждения, являющегося местом лишения свободы или местом содержания под стражей), так и виной исключительно в форме прямого умысла (угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья, со стороны организованной группы или применение такого насилия в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению).

Лица в возрасте 14-ти или 15-ти лет, применившие в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей либо в отношении осужденного насилие в виде причинения здоровью последних тяжкого вреда, соответственно несут уголовную ответственность по ст. 111 УК РФ.

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ)

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является общественное отношение, обеспечивающее нормальное функционирование Государственной границы РФ, в том числе в части, относящейся к установленному порядку ее пересечения.

Объективная сторона преступления, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 322 УК РФ, состоит в фактическом перемещении физического лица через Государственную границу РФ любым способом, исключающим применение насилия или угрозу его применения (пешком, вплавь, по воздуху, с использованием транспортного средства и т. п.) в любом направлении без установленных документов или надлежащего разрешения.

Под Государственной границей Российской Федерации следует понимать линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года)*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.

Согласно данному Федеральному закону (разд. VI и VII) Государственная граница РФ подлежит охране без каких-либо изъятий.

По смыслу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» условия незаконного пересечения границы могут иметь (вопреки букве закона) альтернативный характер: без установленных документов или без надлежащего разрешения.

К неустановленным документам относятся поддельные (полностью или частично), выписанные на других лиц, недействительные (просроченные, с оттисками устаревших печатей, без специальных отметок пограничной службы и иным образом неправильно оформленные) заграничные паспорта и визы, а также любые иные документы, которыми оформляется согласно специальному порядку пересечение Государственной границы РФ отдельными категориями лиц (ст. 9,11 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации»).

Пересечением Государственной границы РФ без надлежащего разрешения следует считать любое пересечение Государственной границы без установленного законом или иным нормативным актом обязательного разрешения компетентных органов (например, при мирном проходе судов или при упрощенном (без документов) порядке пересечения Государственной границы РФ).

Рассматриваемое преступление следует считать оконченным с момента фактического пересечения линии (соответствующей поверхности) Государственной границы. Пересечение контрольной линии пропускного пункта, не совпадающей с линией Государственной границы (без установленных документов или надлежащего разрешения), может быть квалифицировано как покушение на незаконное пересечение данной границы. Приготовление к незаконному пересечению Государственной границы РФ не является преступлением в силу ч. 2 ст. 30

УК РФ и подлежит наказанию по статьям Особенной части УК РФ лишь при наличии признаков иного преступления (например, подделки документов или использования заведомо подложного документа).

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет. Не являются субъектами незаконного пересечения Государственной границы РФ, согласно примечанию к ст. 322 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию РФ для использования права политического убежища при условии отсутствия в их действиях состава иного преступления (например, против жизни и здоровья).

Политическое убежище в РФ не предоставляется, если лицо: преследуется за пределами РФ за деяние, признаваемое в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории РФ; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; предоставило заведомо ложные сведения; имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется (ст. 5 Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации)*.

*См.: Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» № 763 от 26 июля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 3095.

Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 322 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, согласно ч. 2 ст. 322 УК РФ, являются: а) незаконное пересечение Государственной границы РФ группой лиц по предварительному сговору; б) те же действия, совершенные организованной группой; в) те же действия, совершенные с применением насилия либо г) с угрозой его применения, Содержание данных признаков в основе соответствует содержанию аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.

Исходя из буквального толкования текста уголовного закона, объективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 322 УК РФ, выражается в любом незаконном пересечении Государственной границы РФ, то есть не только без установленных документов или надлежащего разрешения, но и в не установленных местах, а равно с любым нарушением порядка (например, временного режима) пересечения Государственной границы РФ при условии альтернативного наличия одного из названных квалифицирующих признаков.

Понятия «предварительно сговорившаяся группа лиц» и, «организованная группа» рассмотрены ранее применительно к составам иных преступлений.

Под насилием в смысле ч. 2 ст. 322 УК РФ следует понимать как насилие, не опасное для жизни и здоровья, так и насилие, опасное для жизни и здоровья, за исключением насилия в виде умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.

Понятие угрозы насилием включает угрозу ограничением физической свободы, причинения физической боли без вреда для здоровья, любого вреда здоровью или жизни.

Пересечение Государственной границы РФ, сопровождающееся насилием (угрозой насилия), непосредственно не использующимся для облегчения незаконного пересечения, преодоления сопротивления представителей власти, уклонения от ответственности, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 322 (в отсутствие иных квалифицирующих признаков) и одной из статей Особенной части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против жизни и здоровья.

Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ)

Непосредственным объектом рассматриваемого деяния являются общественные отношения, обеспечивающие: 1) установленный законами и международными договорами порядок демаркации Государственной границы РФ, т.е. обозначения ее на местности путем сооружения пограничных знаков после делиминации соответствующей границы в виде графического изображения на карте, прилагаемой к договору о границе между сопредельными государствами; 2) безопасность Государственной границы РФ как состояние нормального ее функционирования, при котором могут быть эффективно защищены интересы Российской Федерации и ее граждан.

Предметом данного деяния является пограничный знак.

Пограничный знак – это специальный предмет, служащий для обозначения Государственной границы на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ (ст. 6 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации»).

Объективная сторона деяния, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 323 УК РФ, состоит в противоправном изменении обозначения Государственной границы РФ посредством выполнения альтернативных действий в виде изъятия, перемещения или уничтожения хотя бы одного пограничного знака.

Понятие «Государственная граница Российской Федерации», используемое в тексте ст. 323 УК РФ, по своему содержанию тождественно данному понятию, рассмотренному применительно к составу незаконного пересечения Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ).

Изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, не образуют состава правонарушения.

Под изъятием пограничного знака следует понимать его извлечение, например, из грунта, снятие с опоры без установки в новом месте. Перемещением пограничного знака является его изъятие с последующей установкой в новом месте. Уничтожением следует признавать необратимое разрушение пограничного знака, которое не позволяет идентифицировать его как пограничный знак и использовать по прямому назначению.

Способ уничтожения пограничного знака, охватываемый признаками, указанными в ч. 1 ст. 323 УК РФ, может быть любым, за исключением поджога, взрыва или иного общеопасного способа. В этом случае содеянное требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 167 УК РФ как умышленное уничтожение имущества при отягчающих обстоятельствах.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет. Лицо в возрасте 14-ти или 15-ти лет, уничтожившее или повредившее пограничный знак общеопасным способом или причинившее в результате таких действий вред, относящийся к тяжким последствиям, несет ответственность по ч. 2 ст. 167 УК РФ.

Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 323 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированного целью противоправного изменения Государственной границы РФ. Умышленное уничтожение или повреждение пограничного знака с иными целями при отсутствии отягчающих обстоятельств квалифицируется по ч. 1 ст. 167 УК РФ.

Используемое в тексте данной нормы понятие «неоднократность» (ст. 16 УК РФ) совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений. Последовательное изъятие и перемещение или изъятие и уничтожение даже нескольких пограничных знаков в течение небольшого непрерывного периода на локальном участке Государственной границы РФ, охватываемое единым умыслом виновного, не образует признака неоднократности.

К тяжким последствиям в смысле ч. 2 ст. 323 УК РФ могут быть отнесены: нарушение нормального функционирования участка Государственной границы РФ; вызванное этим существенное нарушение конституционных прав граждан (права на свободный выезд за пределы РФ); срыв сроков выполнения международного договора; причинение крупного имущественного ущерба и иные подобные последствия.

Субъективная сторона деяния в виде неоднократно совершенного изъятия, перемещения или уничтожения пограничных знаков тождественна субъективной стороне деяния, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 323 УК РФ. Субъективная сторона изъятия, перемещения или уничтожения пограничных знаков, повлекших тяжкие последствия, характеризуется прямым умыслом по отношению к названным действиям и прямым или косвенным умыслом по отношению к последствиям.

Уклонение от прохождения военной и альтернативной службы (ст. 328 УК РФ)

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является общественное отношение, обеспечивающее установленный Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными актами порядок призыва на военную службу лиц, годных для несения такой службы.

Объективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 328 УК РФ, характеризуется как бездействие в форме уклонения от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Военная служба – это особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (ч. 1 ст. 35 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325.

Призыв на действительную военную службу осуществляется в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. в редакции Федерального закона РФ от 29 апреля 1995 г. и объявляется Указом Президента РФ в сроки, установленные ст. 22 данного Закона.

Согласно ст. 52 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» военные сборы используются для подготовки или переподготовки к военной службе, то есть не являются действительной военной службой.

Положение ч. 2 ст. 6 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» о том, что гражданин, не явившийся по повестке военного комиссара о призыве на военные сборы, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу, не соответствует буквальному толкованию текста ч. 1 ст. 328 УК РФ.

Законными основаниями для освобождения от военной службы являются: признание лица не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья; прохождение или наличие пройденной военной или альтернативной службы; наличие пройденной военной службы в вооруженных силах другого государства; наличие судимости за совершение тяжкого преступления. Право на освобождение от призыва на военную службу имеет также гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву (ст. 23 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Подделка документов в целях уклонения от призыва на военную службу либо использование с той же целью заведомо подложного документа квалифицируется как совокупность преступлений, ответственность за которые установлена ч. 1 (или 2) ст. 327 УК РФ и ч. 1 ст. 328 УК РФ либо ч. 3 ст. 327 УК РФ и ч. 1 ст. 328 того же УК соответственно,

Субъектом уклонения от призыва на военную службу может быть лицо мужского пола, являющееся гражданином РФ, достигшее 18-ти лет ко дню призыва, не имеющее права на освобождение или на отсрочку от призыва на военную службу.

Субъективная сторона уклонения от призыва на военную службу характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что не выполняет обязанностей, связанных с призывом на военную службу, без законных на то оснований, и желает совершить такие действия.