logo search
IGPZS_p1_r10

Общественный и государственный строй Древней Индии

Общественный строй Древней Индии отличался от социальной структуры других государств Древнего востока. Главной его особенностью стало то, что вместо привычной классовой структуры (рабовладельцы – рабы) в Индии сложилась система особых социальных групп, которые назывались варны.

Она и стала основой общественного строя Индии на все последующее время (некоторые ее черты сохранились даже сейчас). Выглядела вся эта хрень1 примерно так:

Варны в Древней Индии

Брахманы

Кшатрии

Вайшьи

Шудры

Привелигированные варны

Обычные варны

Священнослужители (Жрецы)

Воины

Земледельцы, ремесленники

Слуги

Рабы не входили ни в одну из варн, фактически образуя особую, пятую группу.

Сами варны были особыми социальными группами, которые не были похожи на классы в других государствах. Вот их характерные черты:

1

Между варнами существовали четкие религиозно-правовые различия, закрепленные в законе. Каждая осуществляла свой род занятий, при этом высшие варны содержались за счет особого налога (бали) который уплачивали обычные варны

2

Варны отличались устойчивостью – членство в них было наследственным, переход не допускался, браки между представителями различных варн запрещались

3

Для разных варн был характерен разный объем прав и обязанностей, разные процедуры правосудия, разная юридическая ответственность

Высшие органы власти в период империи Маурьев в целом обычны для государств Древнего мира (есть сходство и с Египтом и с Вавилоном – в общем, все это – один хрен…). Принципы организации власти также в целом едины.

Как и иные государства данного периода Индия – восточная деспотия. Однако, в отличие от Египта и Вавилона централизация государства здесь никогда не была значительной – на местах сохранялись почти независимые от центра органы и должностные лица.

Статус царя в Древней Индии имел свои особенности. С одной стороны характерны привычные черты восточной деспотии – царь сосредотачивает в руках высшую власть, командует армией, возглавляет аппарат государства и полностью формирует его.

Вместе с тем, власть царя не абсолютна – есть ограничения: 1) царь обязан следовать ведам; 2) обязан слушать советы брахманов.

Обожествляется не личность царя, а сама государственная власть.

Министры

Паришад

Сабха

Должностные лица государственного аппарата. Назначаются царем и ответственны перед ним. Главные требования – пригодность к делу и почтительное отношение к правителю.