logo
IGPZS_p1_r10

Возникновение государства в Древнем Риме (Реформы Сервия Тулия)

Государство и право Древнего Рима, оказали огромное влияние на последующее развитие человечества. Явившись первой и крупнейшей наднациональной империей античного периода5, Рим фактически заложил основы национальных государств более позднего периода в Европе.

Возникновение римского государства относиться к VIII в. до н.э. Предполагается, что это произошло в результате слияния нескольких укрепленных поселений (почти синойкизм греческого типа!).

Римское государство данного периода находиться еще в стадии перехода от старой родоплеменной организации к новой государственной. Это обусловило особенности его общественного и государственного строя.

Общественный строй в царский период, в целом сохраняет свои черты родовой организации: полноправное население делилось на роды (300), курии (30 по 10 родов), и трибы (3, каждая объединяла 10 курий). Такая организация фактически стала и первой формой территориального устройства (поскольку каждый род имел определенную территорию проживания, они и стали первыми территориальными единицами).

Вследствие имущественного (а затем и социального) расслоения общины, в данный период формируется следующая структура общества:

Патриции

Плебеи

Рабы

Члены римских родов. Привилегированный класс. Обладали политическими и имущественными правами в полной мере.

Политическая власть сосредоточена у них.

Не входили в состав римской родовой организации (видимо чужаки, оказавшиеся на территории Рима).

Рабовладение в данный период существует в патриархальном виде.

Численность рабов невелика, их труд не играет существенной роли.

Основной источник рабов – военный плен.

Поскольку плебеи ограничены в правах (и средствах их защиты), многие вынуждены искать покровительства у патрициев. В результате складывается особый институт - клиентела (плебеи получающие покровительство у патрициев становиться клиентами). В результате возникает личная и экономическая зависимость плебеев от патрициев.

Государственный строй данного периода – по существу разновидность традиционной для позднего первобытнообщинного строя военной демократии – органы власти «перенесены» в государственный механизм с более ранней стадии.

Государственный строй Рима в царский период

Народные собрания (комиции)

Сенат

Царь (рекс)

Народные собрания проходили по куриям (куриатные комиции). Участие в народных собраниях принимали только патриции6.

Функции: принимали законы, избирали высших должностных лиц, война и мир, высшая судебная инстанция.

Еще один орган, «доставшийся в наследство» от родоплеменной организации (хотя вообще то, по легенде был создан Ромулом).

В состав Сената входили старейшины всех 300 родов.

Положение царя в этот период напоминает положение вождя племени.

Должность избираемая (народным собранием), вообще реальных полномочий мало – власть ограничена и собранием и Сенатом.

Позднее, однако, власть царей усилилась (последние уже настоящие, а не фуфельные).

Реформы Сервия Туллия – стали первым шагом в формировании будущей республиканской формы правления. Сами преобразования, однако, были направлены пока только против пережитков родового строя и не несли особого демократического содержания (по принципу «власть – богатым», а хотелось бы – «власть – достойным»):

Смысл

Снизить влияние родовой аристократии, обеспечить доступ к власти по имущественному, а не аристократическому признаку. В результате реформ богатство становилось важнее знатности.

Богатые плебеи получали преимущество над обедневшими патрициями.

Территориальная реформа

Территория Рима разделена на особые административно-территориальные единицы (трибы) – 4 городских + 16 сельских. Это позволило несколько ограничить власть родовой аристократии.

Изменение статуса плебеев

Плебеи были включены в состав общины, фактически теперь обе группы (патриции и плебеи) объединялись понятием «римский народ». Хотя это и не уравнивало их положение полностью, однако возможности плебеев влиять на деятельность государства значительно возросли.

Цензовая реформа

«Римский народ» был разделен не несколько категорий, в зависимости от имеющегося имущества (т.е. по имущественному цензу).

Такие разряды назывались центурии (сотни). Выглядело это примерно так:

  1. Всадники (18 центурий) – имущество на сумму более 100 тыс. ассов

  2. 100 тыс. и менее – 80 центурий

  3. 75 тыс. и менее – 22 центурии

  4. 50 тыс. и менее – 20 центурий

  5. Пролетарии (никакого имущества) – 1 центурия

Итого – 193 центурии. Каждая получала 1 голос в собрании. Первые две группы (80 + 18) набирали 98 голосов – достаточно для принятия решения. Таким образом – господство богатства над знатностью.

Новые органы власти

Для принятия решений с помощью центурий были созданы и новые органы власти – центуриатные комиции. Постепенно они становятся главными представительными органами республиканского периода

Реформы Сервия Туллия заложили предпосылки для формирования республиканской формы правления. Быстрое развитие торгово-ремесленных отношений в будущем, позволило расширить социальную базу республики.

Возможности родоплеменной знати помешать процессу ослабления ее власти теперь были ограничены – ее влияние снизилось очень значительно.