Сословно-представительная монархия. Великая хартия вольностей (1215 г.) Британский парламент (XIII – XV в.)
К XIII в. в Англии в результате феодализации общества (которая практически завершилась), сложились основные сословия, которые сыграли определяющую роль в последующем развитии страны.
Формирование сословий, означало и складывание предпосылок для новой формы монархии – сословно-представительной монархии.
Английские сословия периода XIII в. |
Пэры_ Высшее сословие. Максимальный объем привилегий. Сословие малочисленно и фактически закрытое – доступ в него извне затруднен. Объединяло высших светских и духовных феодалов страны. Основная часть – потомки норманнских завоевателей (Вильгельма и его войска). С точки зрения структуры феодального общества – это непосредственные вассалы короля. Из пэров, по большей части состоял королевский двор. |
Рыцари_ Второе по значимости сословие после пэров. Обязаны были нести военную службу, уплачивали налоги, пользовались правом королевского суда. В целом – основное служилое сословие, из которого состояла армия страны. Рыцарство – слой средник и мелких феодалов. В отличие от пэров, это сословие не было замкнутым – достаточно было обладать рыцарским поместьем, чтобы войти в него. |
Фригольдеры_ Несмотря на завершение феодализации общества, сохранялся значительный слой свободного крестьянства (англ. free hold – букв. «свободные держатели» - подразумевается держание земли). |
Вилланы_ В отличие от рассмотренных выше сословий, вилланы – неполноправное население. Этот слой находился в экономической зависимости от феодалов. Вилланы являлись держателями господской земли, однако оно не было свободным – за это право они несли денежные и натуральные повинности. |
Горожане_ В данный период это сословие пока только начинает формироваться. Горожане рассматривались как общины на королевских землях. Хотя в определенной мере защищало их от произвола феодалов, но препятствовало возникновению городских привилегий и иммунитетов (как в других странах Европы). |
Изменения в общественном строе государства повлекли изменения и в методах осуществления политической власти.
Для Англии периода 12 – 13 вв. свойственна необычная централизация власти (все другие государства Европы в это время находились в состоянии раздробленности). Феодальной раздробленности, как уже отмечалось, в Англии фактически не было.
Это дало возможность королю и его администрации, действовать самостоятельно, не опираясь на какие-либо слои или классы. В результате, с конца XII и особенно в начале XIII в., английская монархия действует в ущерб интересам большинства средних и мелких феодалов страны. Король производит произвольные конфискации земель, притесняет неугодных. Постоянно вводятся новые поборы и повинности.
Такая политика, постепенно приводит к образованию антикоролевского фронта из различных слоев населения, во главе с баронами.
Конфликт сословий и короны достиг своего пика в период правления короля Иоанна Безземельного (1198 – 1216). Ущербная внешняя и внутренняя политика монарха объединила против короля широкие слои населения. Движение возглавили крупные феодалы (бароны), однако к ним примкнули горожане и рыцари.
12 июля 1215 г., бароны заставили Иоанна Безземельного, подписать важнейший конституционный документ, который не только положил начало сословно-представительной монархии, но и стал программой развития страны в более поздние периоды.
Вот общая характеристика этого акта:
Великая хартия вольностей 1215 г. | |
Общая характеристика | Содержание Хартии во многом противоречиво – с одной стороны это первый английский конституционный акт, с другой – хартия носила характер феодального соглашения между баронами и королем. Однако в любом случае, Хартия – первая попытка ограничить власть монарха, причем – удачная попытка (английские короли, хотя и пытались нарушить ее положения, в конечном итоге вынуждены были подтверждать ее). |
Бароны и рыцари | Поскольку именно бароны возглавили выступление против короля, основная часть Хартии была посвящена защите их прав. А вот и они:
|
Все остальные | Ряд положений Хартии касался горожан, которые получили следующие права:
Основная часть населения страны – крестьяне, формально не получили от Хартии ничего. Их положение не изменилось, никаких гарантий их прав не устанавливалось. |
Конституционные положения | Содержание Хартии не ограничивалось, однако, сословными привилегиями13. Важнейшими положениями конституционного характера, определившими все дальнейшее развитие страны стали следующие:
|
Выводы | Несмотря на историческую ограниченность Хартии (на первом месте в ней – интересы баронов), она имела важное значение для последующего развития страны:
|
Хотя Иоанн Безземельный вынужден был подписать хартию (с «фигой в кармане», но не подписать было нельзя – бароны не поняли бы такого юмора и могли и «урыть» короля), соблюдать ее он не собирался, лишь ожидая наиболее удобного момента для ответного выступления.
После смерти Иоанна (1216), противостояние сословий и монарха не прекратилось. Генрих III, также как и его предшественник стремился нарушить положения Хартии всеми способами.
Это в конечном итоге привело к конфликту 1258 г. Требование огромной суммы для уплаты долгов Папе римскому, привело к новому восстанию баронов. Собравшись в Оксфорде, они потребовали от монарха подписать петицию, которая получила название Оксфордские провизии. Само собрание получило название «Бешеный парламент».
По «Оксфордским провизиям» государственная власть фактически передавалась Совету баронов (15 человек), без согласия которого не могли быть приняты важнейшие решения. Помимо этого предусматривался созыв «Парламента» (три раза в год), однако в данном случае такой парламент состоял исключительно из баронов (к совету 15 добавлялись 12 выборных баронов).
Фактически, «Оксфордские провизии» означали установление в стране режима олигархии баронов. Для всех остальных слоев населения страны, такой режим был бы ничуть не лучше уже существовавшей монархии (а скорее и хуже…).
Господство баронов вызывало недовольство рыцарей и горожан – теперь противостояние началось уже между самими сословиями:
Бароны | Рыцари и горожане |
«Оксфордские провизии» - политическая программа крупных феодалов Англии, рассмотренная выше. Позднее среди баронов произошел раскол, часть из них примкнула к рыцарям и горожанам. | «Вестминстерские провизии» (1259) – представлены в противовес программе баронов. Защищали интересы рыцарства и свободных крестьян от произвола феодалов. Вообще – первая общеполитическая программа, достаточно широких слоев населения страны. К рыцарям и горожанам примкнула и часть баронов под руководством Симона де Монфора, который и возглавил движение. |
Отказ Генриха III от соблюдения Оксфордских провизий привёл к открытой гражданской войне (1263 - 1267). Войско баронов возглавил Симон де Монфор. Война вызвала широкое движение среди народных масс Англии (стихийные выступления крестьян против феодалов, городского населения - против городской верхушки).
Для того чтобы заручиться поддержкой английских сословий, в 1265 г. С. Де Монфор созвал парламент. Этот орган сословного представительства относительно полно представлял свободное население страны (от каждого графства – по 2 рыцаря, плюс по 2 представителя от городов).
Поддержка сословий позволила одержать победу – король вынужден был пойти на компромисс. Окончательное утверждение английского парламента происходит в 1295 г., когда король Эдуард I созвал парламент получивший название образцовый – его структура сохраниться на все последующее время.
В парламенте были представлены рыцари, горожане (только городская верхушка – самые богатые), крупные феодалы (бароны). В этом смысле представительство было весьма узким (это характерно для всех органов данного времени) – крестьяне составляющие население страны, вообще не были представлены в парламенте.
Несмотря на это появление парламента, было значительным шагом вперед. Впервые в Европе (а скорее всего - и в мире)14 власть монарха ограничивалась органом, представлявшим хотя бы часть населения.
С XIV в. парламент разделяется на две палаты:
Английский парламент | |
Палата лордов | Палата общин |
Верхняя палата. В ней заседали бароны и прелаты (высшее духовенство). | Нижняя палата – состояла из рыцарей и городской верхушки. |
Такая структура парламента сохранилась до настоящего (!!!) времени.
Важнейшей функцией парламента стало утверждение налогов. В дальнейшем компетенция парламента расширилась – его согласие требовалось для решения всех важнейших государственных вопросов.
Акты парламента – статуты (законы) стали рассматриваться как имеющие высшую юридическую силу (даже по отношению к актам монарха). Вместе с тем, созыв и роспуск парламента по-прежнему определялись волей короля.
С начала своей деятельности, английский парламент уже практически не прекращал ее. Он сохранялся даже при абсолютной монархии (хотя его полномочия и сократились). Однако определяющую роль в государстве парламент стал играть только после английской буржуазной революции. Именно она открыла период парламентаризма – верховенства парламента в стране.
- Оглавление
- Государство и право Древнего Египта
- Возникновение государства в Древнем Египте. Периодизация
- Общественный и государственный строй Египта
- Право Древнего Египта
- Государство и право Древнего Вавилона
- Ранние государства Междуречья. Возникновение вавилонского государства
- Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
- Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи
- Государство и право Древней Индии
- Возникновение индийского государства. Периодизация развития
- Общественный и государственный строй Древней Индии
- Право Древней Индии. Законы Ману
- Государство и право Древнего Китая
- Возникновение государства в Древнем Китае. Государство периода Шань (Инь) XV – XI в. До н.Э.
- Общественный строй периода Шань
- Период Чжоу (XI – III до н.Э.)
- Западный Чжоу
- Восточный Чжоу
- Централизованные империи Цинь и Хань (III до н.Э. – III в.)
- Право Древнего Китая и его особенности. Конфуцианство и легизм
- Государство и право Древней Греции
- Государство в Древних Афинах
- Государство в Древней Спарте
- Право Древней Греции. Законы Драконта
- Государство и право Древнего Рима
- Возникновение государства в Древнем Риме (Реформы Сервия Тулия)
- Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики (509 – 27 г. До н.Э.)
- Императорский Рим. Государственный строй в период принципата и домината
- Общая характеристика государства и права в средние века
- Образование государств в странах Западной Европы (общие черты и особенности)
- Основные черты и источники феодального права
- Государство и право франков
- Государство франков – возникновение, особенности и периодизация развития
- Франкское государство периода Меровингов. Реформы Карла Мартелла
- Правление Каролингов. Империя Карла Великого и ее распад
- Император
- Право франкского государства. Салическая правда
- Государство и право средневековой Франции
- Средневековая Франция – возникновение государства. Сеньориальная монархия (реформы Людовика IX)
- Королевский двор (курия)
- Сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные штаты. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
- Абсолютная монархия во Франции и ее черты (классический абсолютизм)
- Право Франции средневекового периода
- Государство и право средневековой Англии
- Возникновение английского государства. Раннефеодальная монархия и ее централизация (IX – XIII в.)
- Сословно-представительная монархия. Великая хартия вольностей (1215 г.) Британский парламент (XIII – XV в.)
- Абсолютная монархия в Англии (незавершенный абсолютизм) (XV – XVII в.)
- Государство и право средневековой Германии
- Возникновение германского государства. Германия в период централизации (X – XIII в.)
- Германия в период феодальной раздробленности (XIII в.). Особенности сословно-представительной монархии в Германии
- Абсолютизм в Германии и его особенности
- Право средневековой Германии
- «Каролина» - крупнейшее уголовно-процессуальное уложение средневековой Европы
- «Каролина»_
- Право Византии. Кодекс Юстиниана и последующее законодательство
- Государство и право Арабского халифата
- Возникновение Арабского халифата. Периодизация его развития
- Общественный и государственный строй арабского халифата. Распад
- Мусульманское право. Система источников. Особенности правовых институтов